Резидентов порто-франко освободят от барьеров

Перспективы для бизнеса, которые последуют за наделением Владивостока статусом порто-франко, оценил председатель Общественной организации «Опора России в Приморье», член рабочей группы Общественного экспертного совета по привлечению инвестиций в Приморский край Игорь Савинов.

10 апр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3717 (51) от 10 апр. 2015

Савинов стал одним из экспертов, участвовавших в подготовке предложений в законопроект «Свободный порт Владивостока», и кто, как не представитель делового сообщества региона, способен перечислить возможности для частной инициативы, заложенные в документе.

– Для резидентов (резиденты – это компании, участвующие в проекте «Свободный порт Владивостока») закон предполагает льготную налоговую политику: налоговая ставка единого налога Свободного порта Владивостока устанавливается в размере десяти процентов, а для отдельных категорий налогоплательщиков она может быть уменьшена до шести процентов, – поясняет Игорь Савинов.

Для определенных категорий товаров будут обнулены налоговые пошлины. Какие товары будут входить в этот перечень, говорить пока рано: над списком работают. Но уже можно предположить, что речь идет о комплектующих, об оборудовании, – и это тоже стимул для создания нового бизнеса.

Долгожданное для местного предпринимательства изменение – это снятие административных барьеров, то есть сжатие сроков для строительных компаний при получении разрешений, упрощенный порядок и сокращенные сроки экспертиз, уменьшение проверок контролирующих органов для всех резидентов.

– Даже если только этот пункт будет выполнен, это уже значительная помощь бизнесу, – уверен Игорь Савинов.

Кто может стать резидентом? Перечень видов деятельности для них будет определен исходя из соображений, какие услуги перспективны для экономики края и нуждаются в стимулировании. Сейчас можно говорит лишь предварительно. По всей вероятности, в этот перечень войдут компании, предоставляющие логистические, транспортные, стивидорные, туристские услуги, а также агропромышленные и перерабатывающие предприятия.

Впрочем, для того чтобы предприятие получило статус резидента (в отличие от ТОРов резидентом свободного порта может стать как новая компания, так и уже имеющая стаж деятельности), оно должно иметь возможность инвестировать в экономику территории определенную сумму: например, минимальный порог вхождения в ТОР составляет пятьдесят миллионов рублей.

Компания должна также продемонстрировать определенный уровень технологий и методов производства, оборудования.

– Все эти условия задекларированы законом о ТОРах, другое дело, что проект придания Владивостоку статуса свободного порта имеет свою специфику, – поясняет эксперт. – Есть в документе нюансы, которые по солидарному мнению приморского бизнеса нуждаются в доработке. Мы подготовили перечень предложений для корректировки законопроекта, которые, надеюсь, будут рассмотрены и внесены в окончательную редакцию документа.

Так, согласно законопроекту, пропуск пассажиров и грузов через государственную границу на территорию свободного порта будет осуществляться в круглосуточном и бесперебойном режиме по принципу одного окна и с учетом лучших международных практик.

Как ожидается, безвизовое пребывание на территории свободного порта будет составлять семеро суток. Этого времени достаточно лишь для короткого делового визита. Учитывая, что одно из основных направлений деятельности, которое мы планируем развивать, – туризм, логичней было бы увеличить эти сроки до 60 дней. Эти правки будут способствовать привлечению в страну поклонников экологического, экстремального туризма.

Немаловажно, что все понимают: заработает система только при наличии развитой инфраструктуры, в частности, логистической. То есть при увеличении пропускной возможности железной дороги, при дальнейшем развитии автомагистральной сети Владивостока. Вот здесь без реализации инициированного главой приморской столицы Игорем Пушкаревым проекта Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД) уже никак не обойтись, иначе при увеличении грузопотока через Владивостокский торговый порт в городе просто случится коллапс. Для развития инфраструктуры в таком масштабе необходимы серьезные вливания из федерального бюджета. Судя по заявлениям первых лиц страны, государство готово финансировать проект «Свободный порт Владивостока» в требуемом объеме, – считает Игорь Савинов.

Автор: Лика ТКАЧЕНКО