Когда есть с кого спросить

За что будет бороться муниципальная управляющая компания?

8 апр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3715 (49) от 8 апр. 2015

Отсюда и главное отличие от других управляющих компаний: МУПВ не ставит в ряд своих основных задач получение прибыли (хотя, как любое предприятие, не видит в этом ничего плохого). Цель компании – создать конкуренцию на рынке и добиться повышения качества профильных услуг.

Как реализовать все это в условиях нашего города? Чего стоит ожидать частным УК? Чем работа муниципальной управляющей компании будет отличаться от работы коммерческих организаций? Эти и другие темы корреспондент «В» обсудил с Анатолием Поповым, директором МУПВ «Центральный», и его заместителем Виктором Черных.

Эталон управления

Можно сказать, что к созданию муниципальной управляющей компании Владивосток прошел длинный путь. Но это будет не совсем верно. Есть несколько нюансов, повлиявших на принятие такого решения.

Во-первых, муниципальное предприятие, занимавшееся управлением жилфондом, по сути, в городе уже имелось. Например, муниципальное унитарное предприятие «Спецзавод № 1». Проблема заключалась в том, что основной профиль этого предприятия – переработка мусора. Управление жилфондом – следование обстоятельствам. Своего рода дополнительная нагрузка.

Второй важный фактор – жалобы граждан на работу, а точнее, на бездействие частных управляющих компаний. До настоящего времени у муниципалитета было не так много рычагов воздействия на управляющие организации. В основном это административные штрафы, «постановка на вид», а также работа с жильцами: ведь именно они с 2006 года стали полноправными хозяевами в своих домах и, соответственно, нанимателями управляющих организаций.

Если собственники квартир недовольны работой своей УК, то они могут выбрать другую. Проблема в том, будет ли новая УК порядочной. Поэтому идея создания некоего эталона управляющей компании витала в воздухе давно. И сейчас она приняла форму муниципальной УК.

Для чего нужен МУПВ «Центральный»?

– Во Владивостоке есть ряд достойных управляющих организаций, которые работают добросовестно и хорошо себя зарекомендовали, – отмечает Виктор Черных. – Мы ни в коем случае не собираемся мешать им трудиться, не хотим создавать им проблемы. Есть российское законодательство, согласно которому мы работаем. И есть законы рынка, согласно которым чем выше конкуренция, тем выше качество и дешевле услуги. От хорошей управляющей компании люди уходить не будут. Они будут уходить от проблемных УК, с которыми жильцы не смогли наладить деловые отношения, с которыми долгое время не удавалось решить насущные вопросы. Наша цель – подхватывать именно такие дома.

Еще один важный момент – не все многоквартирные дома (МКД) рентабельны. Частный бизнес привык отказываться от убыточных объектов. Мы же не выбираем дома. Обязаны брать на управление и обслуживание любые МКД, поддерживать там порядок и, по мере возможностей, исправлять ситуацию.

МУПВ призвано способствовать наведению порядка в профильной сфере.

У частного капитала есть ряд позиций, по которым он уступает муниципалитету, – подчеркивает Виктор Черных. – Во-первых, сейчас в городе очень много мелких организаций, рентабельность которых сводится практически к нулю, а собираемые суммы не позволяют качественно обслуживать жилфонд. Во-вторых, учредители коммерческих компаний могут часто меняться, при этом снимая с себя всякую ответственность. Что приводит к очевидному результату – жильцам становится просто не с кого спросить.

Не так обстоят дела в муниципальной УК. Здесь могут сменить директора, могут «проредить» штат сотрудников. Но главное лицо – учредитель – останется прежним. Им будет администрация Владивостока. А городская власть вряд ли захочет терять лицо перед горожанами.

Еще одно преимущество муниципальной управляющей компании коренится в самом названии – «муниципальная». В городе существует большое количество муниципальных организаций, которые, так или иначе, действуют в смежных с жилищно-коммунальной сферах. Это и МУП «Дороги Владивостока», и МУП «Спецзавод № 1», и другие предприятия.

– У нас один учредитель, одна задача – комфорт жителей города, – объясняет Анатолий Попов. – Нам проще взаимодействовать друг с другом: где-то что-то убрать, где-то подключить, починить. Вдобавок в уставе каждой коммерческой организации прописано получение прибыли. Наша же прибыль будет либо перечисляться в бюджет города, либо возвращаться на дома в виде дополнительных работ по благоустройству. Да и спрос с муниципального предприятия намного выше, следовательно, строже контроль и ответственность. Частная компания может позволить себе где-то «не увидеть» сугробы, где-то не убрать мусор, сымитировать деятельность, тем самым сэкономив средства, но нанеся вред своей репутации. Мы себе такого, к счастью, позволить не можем.

От тарифа качества не ищут

Стоит отметить, что в облаках здесь никто не витает и дорог из желтого кирпича не строит. Есть ряд прогнозируемых проблем, с которыми предприятие либо уже столкнулось, либо ему предстоит столкнуться в будущем.

– Нам иногда достаются такие дома, где в подвал даже в болотниках трудно зайти – настолько там все затоплено, – рассказывает директор МУПВ.

Законный вопрос: возможно ли заявленное повышение качества услуг при условии, что в жилфонде, который обслуживает компания, большое количество сложных домов, «отказников», бараков и так далее? Не будет ли повышаться тариф на содержание общедомового имущества и его текущий ремонт?

– Начнем с того, что тариф жильцы согласовывают с управляющей компанией, принимая его большинством голосов на общем собрании дома, – поясняет Виктор Черных. – Мы принципиально решили для себя, что пойдем не через рост тарифов, а через упорядочивание, оптимизацию работ. Таким образом, расходы будут снижаться.

Дело в том, что увеличение тарифа – далеко не самый эффективный инструмент в таком деле, как управление домом. А что тогда эффективно? Прежде всего следует осмотреться в рамках действующего тарифа: что может быть сделано для улучшения состояния МКД, что можно внедрить, исключить, исправить.

Выводы тут очевидны: только повышение качества услуг гарантирует рентабельность компании. Например, уборка территории. Вместо того чтобы в авральном режиме бороться с последствиями снегопада, можно использовать бригадный метод. Убрали с территории сугробы – значит, исключили гололед, не придется теперь долбить наледи, снизили трудоемкость. Или взять вывоз мусора. Нужно создать определенный маршрут для спецмашины, чтобы она заходила в микрорайон сразу на ряд контейнерных площадок, а не по правилу: одна машина – один дом.

– Чем больше домов под управлением, тем меньше затраты на их обслуживание, – продолжает рассказ замдиректора МУПВ. – Даже если взять дома барачного типа: когда они находятся рядом, намного проще их содержать в чистоте и порядке. Уборочная машина, как по цепочке, движется от одного объекта к другому. Быстро и экономично.

Частные управляющие компании, у которых в наличии есть спецтехника, редко договариваются между собой о сотрудничестве. Поэтому, бывает, на первый дом приходит один трактор, на второй – другой, а на третий техника вообще не заходит, так как ее в наличии нет.

Еще одна проблема – обширная география и большой разброс обслуживаемых объектов.

– В наших планах – открыть отделения во всех районах города наподобие прежних ЖЭКов, – рассказывает Виктор Черных. – Тем более что обращения к нам поступают абсолютно из всех районов. Люди жалуются на свои управляющие компании, они устали от частых смен их учредителей и желают перейти под крыло муниципалитета. Мы же никуда с рынка не уйдем. Как раз такие дома, где УК не справляются со своими обязанностями, являются нашей основной целью.

От санитарии до капремонта

Как уже было сказано, сейчас МУПВ «Центральный» находится в процессе своего становления. Накапливается база домов, заключаются контракты на обслуживание, регулярно проходят встречи с жильцами. Процесс перехода дома от одной УК в другую занимает в среднем около месяца. Первые результаты деятельности муниципальной управляющей компании будут видны через три-четыре месяца. Но где-то уже удалось провести и необходимые работы.

К примеру, еще не вступив в договорные отношения с собственниками дома № 111 на улице Снеговой, компания произвела санитарную очистку придомовой территории, устранила несанкционированную свалку. Исправлена ситуация в доме № 91 на проспекте «Красного знамени», где мусоропроводы были забиты отходами до уровня пятого этажа. С каждым днем проблема антисанитарии в доме только усугублялась, завалы мусора грозили экологической катастрофой. Сейчас проблема решена.

– Мы проводим по семь-восемь встреч в день, – говорит Анатолий Попов. – И видим, что интересует граждан. Самые горячие темы – санитария и состояние инженерных коммуникаций внутри дома. Также острая проблема – завышение сметных расчетов. Люди начали вникать в эти вопросы, во многих МКД созданы советы домов. Граждане видят в документах, что зачастую то, что можно сделать за рубль, УК делает за пять, и не соглашаются с такими ценами.

Наша задача в целом – поднять планку качества обслуживания домов. Это касается не только вопросов содержания и текущего ремонта, но и в целом отношения к делу. Например, должного контроля над работами, проводимыми по федеральной программе капитального ремонта. Это касается и поиска, а затем и информирования жильцов о других возможностях сделать капремонт. Таких, как участие в муниципальных программах. Ведь немногие граждане о них знают. Здесь следует очень плотно работать с собственниками, осведомлять их о новшествах в законодательстве. Платить людям 30 процентов от сметы либо ее полную стоимость – что лучше? Надо разъяснять, зачем необходимо участие в таких программах. В общем, фронт работ предстоит большой.

 

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ