Акселераты разрушили СССР. Не известно, что ждать от индиго
Профессор педагогики уверен: ребенку важна оценка, а не отметка
Легенда советской педагогики доктор психологических наук, профессор, почетный академик Российской академии образования, автор оригинальной методики гуманно-личностной педагогики и многочисленных трудов по ней Шалва Александрович Амонашвили в детстве был двоечником. Собственно, он из этого факта тайны и не делает.
– Да, – признается именитый профессор, – были двойки, была нелюбовь к учителям. Но были и те, кого я любил, те, кто меня понимал, хотя их, к сожалению, было гораздо меньше.
К слову, в педагогику он пошел именно для того, чтобы понимающих учителей стало больше.
Тройка-ябеда
Свое интервью корреспонденту «В» именитый ученый дал во время очередного посещения Владивостока: по просьбе педагогического сообщества Амонашвили приехал в наш город с многодневным семинаром. Поэтому времени для общения нам выделили до обидного мало. Разговаривать же хотелось много и долго, тем более что профессор в ходе диалога высказывал интересные, порой революционные мысли. Да вот хотя бы по поводу школьных отметок.
– Я доказывал и доказываю, что отметки – это вредное в образовании. От них нужно избавляться! – Шалва Александрович категоричен. – Только не путайте отметку и оценку. Оценка нам нужна для выбора. Допустим, я выбираю между несколькими телефонами, интересуясь отличиями, качественными характеристиками. Так и знания: их оценивают, а отметку выставляют. Отметка немая. Вот стоит тройка в дневнике. Как понять, за что она? Оценка – это качество личности, отметка – ябеда.
Акселераты-разрушители
Конечно же, зашел разговор о поколении детей индиго. Время от времени в прессе появляются публикации о необычных детях. Но, как правило, речь идет об единичных случаях, индивидах. Нет! Оказывается, таких большинство.
Вообще, если верить профессору Амонашвили, последние 50 лет дали нам сразу два уникальных поколения детей. Первое пришлось на конец 1950-х – начало 1960-х. Речь идет о так называемых акселератах. Акселерация наблюдалась и в умственном, и в физическом развитии. Эти дети, благодаря своим умственным способностям, на два года опережали ровесников из предыдущих поколений: семилеткам-акселератам были под силу те же результаты, каких добивались дети более ранних поколений к девяти годам. Педагоги, в том числе и Шалва Амонашвили, наблюдали эту интересную трансформацию, но объяснить ее не могли.
Поколение выросло и со свойственной ему силой, задором и талантом разрушило Советский Союз. Именно акселераты ввели в нашу жизнь IT, всевозможные гаджеты, прочую электронику, без которой мы свои будни уже не воспринимаем.
Следуйте за индиго
Потом в течение нескольких десятилетий природа, похоже, отдыхала. Очередной всплеск пришелся на нулевые – время появления детей индиго, или, как их еще называют, детей света. Их главное отличие от предшественников – особая талантливость, причем талантливость массовая. Амонашвили утверждает: 97 процентов современных детей – индиго.
Пока им 12 – 16 лет, и остается только гадать, во что они превратят нашу страну. А они непременно повлияют на ее дальнейшее развитие. По словам профессора, результаты их деятельности проявятся, возможно, в 2040 – 2050-х годах.
– Уникальность современных детей в том, что они не просто талантливы, они многообразно талантливы, – продолжает удивлять своими наблюдениями Шалва Александрович. – Один отдельно взятый ребенок владеет фейерверком способностей. Он и математик, и литератор, и историк, и археолог. От педагогов и от родителей (от родителей даже в большей степени) требуется эти таланты открывать и развивать. Каким образом? Нужно открыть свое материнское сознание. Пусть мама ищет в себе учителя или, если угодно, маму света. Умное материнское сердце должно почувствовать потребности и стремления ребенка.
Алгоритм действий прост: нужно водить ребенка по кружкам, секциям, водить до тех пор, пока тот не найдет СВОЕ. Не настаивать, не принуждать, а искать дальше – вот так вот, методом проб и ошибок.
Свобода плюс любовь
Посетовал Шалва Александрович на то, что обучение в школах преимущественно материалистичное.
– Почему? Потому что все учителя, что работают в наших государственных школах, из советских школ. Даже если они только что с университетской скамьи. Ведь учат их все те же советские педагоги, по тем же советским учебникам, – говорит Амонашвили. – Но при этом наша школа была самой могучей в мире. У нас были лучшие программы, лучшие результаты, лучшие ученые. Эта советская школа, советская идеология победила на той войне, вот почему после ее завершения весь мир взялся за реформу образования.
Однако развал страны внес изменения и в школу. Идеология вместе с октябрятами, пионерами, комсомолом ушла. Пустоту эту необходимо заполнить. Чем? Духовностью – она поможет воспитать личность.
– Однако свобода мысли, которую мы вводим в процесс обучения, требует классических элементов, в том числе любви, отношений, – объясняет Шалва Александрович. – Но только не тех, что предлагает (причем настойчиво предлагает) нам западная система образования. Речь, конечно же, идет о сексуальном воспитании в школах. От этого мы однозначно должны отказаться.
Мечта с младых ногтей
Затронули мы в беседе и весьма спорный вопрос раннего обучения.
– Да, – согласен профессор, – раннее обучение, когда оно происходит, «потому что любопытно», а не потому, что «так нужно», – это замечательно. Но мы, родители, допускаем ошибку: мы увлекаемся знаниями, но забываем о духовном и нравственном мире ребенка. Чтобы он имел мечту, мог заглянуть в себя, шел к вере. Каждый ребенок вынашивает веру в себе, веру как способ защиты, но мы об этом забываем и радуемся внешним проявлениям его знаний – умению бегло читать, складывать двухзначные числа.
Между тем не чтение, а письменная речь открывает перед ребенком нашу культуру. Это не списывание, не диктант, не упражнение по русскому языку. Это когда я на бумаге «сажаю» себя самого. Передаю свои чувства, переживания, радости, огорчения, видение, оценки. Предоставьте такую возможность шестилетке или семилетке – и он будет больше облагораживать себя, помогая нам в его воспитании. А чуть позже попросите его написать сочинение «Руки бабушки», «Ласка матери», «Я и мои друзья», «Мир из волокна». Таким образом развивается его духовный мир.
Письменная речь помогает ему заглянуть в себя и там, внутри, навести порядок. И вот как двухлетний ребенок овладевает устной речью, так в четыре года он овладевает письменной. Устная необходима для вас, для окружающих, письменная – для него самого. Для разговора со своим внутренним миром.
А теперь самое интересное: для того чтобы выражать на бумаге свои чувства и мысли, вовсе не обязательно знать азбуку. Ребенок букв не знает, но он уже имеет возможности выражать себя. Не имеет значения, каким способом – палочками, «барашками».
– Четырехлетний малыш пишет письмо – в понимании взрослого рисует каракули, – рассказывает Амонашвили о результатах одного эксперимента. – Вы ни за что не поймете, что он написал, но спросите его, и он вам расскажет: это дерево, это наш дом, это мама, а это я. Более того, повторите вопрос через неделю, и он вновь повторит содержание «написанного» им: он-то читает свои «барашки». А потом в письмена входят и буквы, постепенно заменяя кружочки. И непосредственно письмом он при таком методе овладевает играючи.
Чуть позже можно посоветовать ребенку начать вести дневник: рассказывать, кого любит, о чем мечтает, что сделал. Он должен точно знать, что его дневника никто читать не будет. Это только его тайна, секреты. Вот только пусть он будет честен со своей совестью. И раз никто написанное не увидит, раз аудитории не будет, то и отпадает необходимость хвастать. Он будет честен с собой.
Автор: Анжелина ШИЛАН