Открытое окно в город
Исполнительный директор «8-го канала» о закулисье телевидения, «кабелизации» Владивостока и эфирных паровозах
В студии радио «Лемма» первыми просыпаются улыбки и хорошее настроение. Таковы традиции утреннего прямого эфира. С обаятельными и профессиональными ведущими Павлом Унучеком и Аленой Шестаковой в шоу «Первая пара» по-другому быть не может. Какой бы серьезной ни была тема разговора, ребята в студии ведут ее так, что она легко находит дорогу к умам и сердцам радиослушателей.
1 апреля в гостях у радио «Лемма» побывал наш коллега Влад Демьянов – исполнительный директор «8-го канала». Он рассказал о работе известного в городе телевидения в день его рождения: 1 апреля два года назад в эфир впервые вышли позывные «Восьмого».
Есть индивидуальность – ниша найдется
– Два года… С одной стороны, это мало, с другой – два года бесперебойного вещания говорят о том, что дело стало на рельсы и успешно по ним движется. Так?
– Два года для регионального канала – серьезный срок. Мы заявили о себе, проявили и показали себя, дали понять, что мы собой представляем. Два года на плаву. Значит, гребем в правильном направлении!
– За эти два года ни новые ветры, ни внезапные тактические решения не меняли траекторию движения?
– Концепция канала была определена изначально, и мы всегда шли исключительно в ее русле. Задачи были поставлены, они выполнялись, коллектив работал и работает слаженно, как единый организм. Темп сразу был взят серьезный – наши ребята не первый день «в телевизоре», а потому нам практически сразу удалось занять свою нишу в обилии местных телеканалов, подчеркнуть свою индивидуальность, не раствориться в эфире.
– Как же удалось не только подчеркнуть, но и найти свою индивидуальность в XXI веке, когда, кажется, уже все изобретено и все ниши заняты?
– Согласен, сложно. XXI век – век новых скоростей, новых технологий. Но мы живем в нем, а потому мы все стали немного быстрее двигаться. Информация – а именно на нее мы сделали упор в наших эфирах – стала более оперативной, более лаконичной, ясной, доступной, достоверной и, главное, добытой из правильного источника. Конечно, она обязательно качественно донесена.
– Насколько сложно или же, наоборот, просто делать новости в таком динамичном городе, как наш?
– С одной стороны, сложно. Особенно сложно успеть. По сравнению с другими городами Дальнего Востока Владивосток живет в ином темпе. При таких скоростях многое решают минуты, а банальная пробка может перечеркнуть дневную подготовку программы. С другой стороны, все просто: новостей много. Но новости (в отличие от эфира) не выходят в свет по расписанию, а потому нашим журналистам приходится рано вставать и поздно ложиться, иногда работать ночи напролет.
– Бывает так, что новости приходится выбирать из потока? Что, они не вмещаются в эфир?
– Информационных поводов бывает много. И их однозначно приходится фильтровать на утренней планерке, когда формируется верстка выпуска, когда мы всем коллективом решаем, что сегодня наши зрители увидят обязательно, а что можно отложить на завтра, от чего вообще отказаться. Решения принимаются коллегиально, ведь все мы люди разные, и авторитарность, на мой взгляд, тут недопустима. Заявить тему может любой сотрудник: журналист, оператор, монтажер или техник. Мы понимаем: у каждого из нас свое мировосприятие и каждому интересен свой информационный повод. Конечно, есть новости, которые мы можем перенести на завтра. Но есть такие события, которые к завтрашнему дню станут уже не новостью, а старостью. Понятно, что в эфир мы даем их первыми. Все решает коллектив.
Уникальность на большом экране
– Многие не понимают, почему «8-го канала» нет «в телевизоре» – в эфирной сетке вещания…
– Да, нас нет в списке эфирных каналов. Тому есть несколько причин. Во-первых, попасть в эту сетку очень сложно технически и финансово. Когда мы выходили на рынок, на Дальнем Востоке и в России уже вовсю работала федеральная целевая программа цифрового телевидения и в пакетах мультиплекс места просто не было. Свободный ресурс был занят. Поэтому мы выбрали инструментом распространения кабельное вещание. Оно наиболее приемлемо для рельефа города, а кроме того, операторы работают настолько мощно, что Владивосток в процентном отношении качественно кабелизирован…
– Простите, что качественно?
– Он качественно кабелизирован. То есть очень плотно покрыт сетью кабельных каналов. Что вы хохочете? Кабельными операторами у нас охвачено до 80 процентов населения, и это зритель, который любит и ценит хорошую картинку и хороший экран.
– Но в обилии кабельных каналов тяжело найти и застолбить свою точку?
– Нужна уникальность. Она у нас есть. «8-й канал» работает исключительно с контентом, который производит сам. Сто процентов нашего вещания – продукция собственного производства. Как газета «Владивосток». Как радиостанция «Лемма». Мы все делаем сами, вплоть до оформления. Мы не транслируем фильмы или сериалы, хотя, конечно, на рынке есть дистрибьюторы, которые готовы нам их предоставлять.
– Но почему нет?
– Потому что тот материал, который они предлагают, обычно уже прошел или еще идет в эфире. Не хочется растворяться, быть очередной «кнопкой». Кроме того, мы позиционируем себя как телевидение высокой четкости. А значит, за свои «картинки» отвечаем сами и только сами. Да, это сложно. Но это – «Восьмой». Это мы. Мы присутствуем в пакетах всех кабельных операторов и только в HD-качестве.
– Да, я смотрю на вашу картинку, и мне нравится. Это ярко, сочно, я действительно наслаждаюсь. Это главное мерило?
– Одно из главных. Тем более что наше время – это время больших экранов. Диагонали уже давно перешагнули цифру 30, а то и 40 дюймов. И если некачественную картинку растягивают на большой экран, согласитесь, это здорово раздражает. А когда на экране даже в 70 дюймов картинка «звенит», этому можно только порадоваться. И смотреть, смотреть, смотреть.
Объективно, оперативно, достоверно
– Своя картинка – плюс. Есть ли минусы? С какими проблемами сталкивается собственное вещание?
– Прежде всего с кадровыми. У нас в крае острая нехватка профессионалов. И таланты приходится искать, растить, воспитывать. При этом не прекращая вещания 24 часа в сутки. Но, думаю, это проблема большинства СМИ, по крайней мере, тех, кто ответственно подходит к делу. Наш коллектив – это энтузиасты. Им нравится работа, они «работают» ее не только за деньги. При этом никакой вседозволенности мы себе не позволяем. Иногда хочется «выскочить за рамки», но есть законы, есть уважение к зрителю.
– Не секрет, что сегодня достаточно много программ, которые одни назовут несмотрибельными, другие отталкивающими, но тем не менее эти программы собирают большую аудиторию. У вас же «клубничка» отсутствует в принципе. Вы не теряете аудиторию?
– Нашу аудиторию – нет. Я уверен, ей не нужны ни шутки ниже пояса, ни высокий процент чернухи. Мне кажется, надо просто соблюдать рамки приличия.
– Влад, вы верите, что есть люди, которые телевизор не сморят вообще?
– Да, я знаю таких людей, у которых дома отсутствует телеприемник. Но! Они смотрят ТВ в Интернете. Не может человек в XXI веке находиться вне информационного поля. У нас, кстати, реализовано онлайн-вещание – заходите на www.vladnews.ru. Так что для того, чтобы смотреть «Восьмой», необязательно иметь телевизор дома.
– Вас не обижает, когда телевизор называют зомбоящиком?
– Я слышал названия и похуже. Например, кретиноскоп.
Почему меня это должно обижать? У каждого есть право выбора. Хотя, я, например, не представляю, как дома можно находиться в тишине, пустоте. Сам смотрю достаточно большое количество программ. Но! Где-то учусь на чужих ошибках, где-то на чужих успехах. Никогда человек, который знает, как изнутри делается телевидение, не сможет отдаться просмотру так, как это делает обычный зритель. Мы все разбираем на составляющие, анализируем… И это иногда мешает. Наверное, не всем стоит знать все то, что происходит за кадром.
– Мы знаем, чего никогда не будет в кадре. А какими программами вы особенно гордитесь?
– Особая гордость – новости. Это локомотив эфира. Но в то же время в любом эфире есть масса маленьких, незаметных дел, без которых не получится не то что новостей – картинки не получится. Их делают люди, которые незаметны в кадре, да что там, их в кадре и нет совсем. Ими я тоже горжусь. Горжусь слаженностью работы, ответственностью. Горжусь нашими ведущими, у которых помимо новостей обязательно есть авторские проекты, за которые они отвечают от и до. Честно, не могу выделить какую-либо программу как предмет особой гордости. Если проект существует в эфире, значит, он живет и у него есть свой зритель. И этим можно гордиться. Степень важности и участия во всех проектах всего коллектива нельзя оценить по шкале от трех до пяти. У нас каждый на своем месте. Бывает так, что человек прилетает из Новосибирска в 9 утра, а в 19.15 уже должна выйти программа. И вот за это время журналист успевает перелопатить материал, отписать и озвучить текст, собрать программу и… только потом упасть на диван. Почему? Потому что программа должна выйти в эфир!
– Влад, у нас последний вопрос. Скажите, а есть ли место объективности на телевидении?
– На честном телевидении всегда есть место объективности. И оно главенствующее. Обмануть телезрителя можно один раз. Можно два. Если очень постараться – три. Потом это уже не твой зритель. Как говорится, поздравляю, господин совравши! Мы всегда даем объективную картину дня. Три составляющих качественного ТВ – объективно, оперативно, достоверно – это три основных принципа вещания «8-го канала».
Автор: Римма ПАВЛОВА