Мона Лиза девять на пятнадцать

Речь идет о миллиметрах и их долях – таков масштаб творений, созданных «сибирским Левшой»

1 апр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3711 (45) от 1 апр. 2015
4fbb74fa35659e5797d336cc3794cecc.jpg

Обещаю вам, уважаемые читатели, нет, могу даже гарантировать: как только вы придете в залы картинной галереи, что на Партизанском проспекте, 12, и увидите первые экспонаты выставки «Чудеса под микроскопом», вы раскроете от удивления рот и почувствуете себя Алисой в стране чудес.

Вы будете удивляться каждую минуту. А уходить с этой выставки вам просто не захочется. Поверьте! И обязательно проверьте.

Архитектура микромира

Ну правда: приходилось ли вам любоваться самым маленьким в мире золотым утюгом – размером 2,8 мм, установленным на рисовом зернышке? А часто ли доводилось видеть самые маленькие в мире валенки – 1,5 мм по длине подошвы, причем выполненные методом мокрого валяния из натуральной шерсти?

Эти и многие другие «наночудеса» созданы Анатолием Коненко – уникальным человеком, его еще называют «сибирским Левшой». Впрочем, этого громкого титула сам он (на минуточку член Союза художников и Союза дизайнеров России, профессор РАЕ) стесняется и говорит, что просто старается перенести в микромир все чудеса мира большого.

Начинал мастер из Омска Анатолий Коненко свой путь в творчество отнюдь не с миниатюр, скорее наоборот: по первому образованию он архитектор. И мечтал строить большие, красивые дома. Но однажды узнал про миниатюрные книги, заинтересовался, попытался сделать сам… И, можно сказать, пропал человек для искусства больших масштабов. Зато искусство микромира обрело своего гения.

Чтобы создавать миниатюры на высоком художественном уровне, Анатолий Коненко получил второе образование – художественное. А затем и третье.

– Мое третье высшее образование – изобретатель-патентовед, – рассказывает Анатолий Иванович. – Ведь увлечение микроминиатюрой подтолкнуло меня к тому, что я стал что-то изобретать, придумывать. Меня все время тянуло именно к маленьким вещам. Помню, во сне идеи приходили, что сделать, как, я постоянно об этом думал…

Поначалу, вспоминает мастер, все было грубо, топорно, а потом он начал сам себе делать инструменты и стало получаться все лучше и лучше.

Начинал Коненко с миниатюрного письма, потом принялся за графику. А вот к живописи решился приступить только через 12 лет, все искал технологию – чем делать, как. Вроде, говорит, кисточки есть, краски есть, а не выходит картина. Но в конце концов сумел, добился, создал сразу серию работ!

Слева борщ, справа – рисовое зернышко

После живописи и графики захотелось «омскому Левше» сделать что-то новое, и он начал применять в микроискусстве разные жанры и технологии декоративно-прикладного творчества: резьбу по дереву, токарные работы, валяние из шерсти… А чтобы создать матрешку или шахматы из дерева, надо было сделать инструмент – маленький токарный станок, который нужно было самому придумать, изобрести.

– Вообще, самое сложное в том, чтобы сделать что-то в микроискусстве, – это найти технологию, – разъясняет Коненко. – Ну как, например, создать золотое колье такого размера, чтобы оно поместилось на срезе макового зерна? Здесь не работают законы обычного ювелирного дела, нужно хорошо знать физику, химию, понимать суть процессов, например, горения, чтобы в итоге все же перенести в микромир и ювелирное дело. И никто тебе ничего не подскажет, потому что просто никто в таком разрезе не изучал это мастерство.

Вот так и осваивал «Левша» одно дело за другим. И продолжает осваивать. Недавно он был во Вьетнаме, где изучал удивительное местное искусство вышивания гладью. Теперь хочет и его перенести в микроформат. Вот вам и новые задачи: какие здесь нужны иголочки, другие инструменты, что можно придумать?

Что интересно, свои первые работы, притом прославившие его, Анатолий Коненко больше десяти лет создавал в… комнате общежития, где жил с семьей.

– Даже одна из первых статей обо мне так и называлась: «Миниатюры с запахом борща», – смеется Анатолий Иванович. – А что? Советское время, откуда у инженера-архитектора квартира? Комнатка в общаге, там я, тут жена. Вот тут мой стол, вот тут – плитка, жена борщ варит. Все так жили. Это теперь у меня свой кабинет, стеллажи с инструментами…

А еще он работал в Омском центре микрохирургии глаза – создавал инструменты для врачей. А они взамен давали ему возможность работать с их микроскопами, поскольку в советское время купить хороший микроскоп было просто невозможно. Позже Коненко познакомился со знаменитым хирургом Святославом Федоровым, создавал инструменты и для его головного центра в Москве.

Коллекция из ручной клади

На выставке во Владивостоке Анатолий Коненко предлагает зрителям более 60 уникальных микроминиатюр и несколько десятков миниатюрных книг.

Между прочим, именно микрокнига, рассмотреть которую можно только под микроскопом (все столы на выставке оборудованы лупами и микроскопами), принесла мастеру мировую славу. Это «мелкокалиберное» – размером 0,9 на 0,9 мм

– издание чеховского «Хамелеона» с тремя цветными иллюстрациями, странички которого сшиты шелковой нитью, в 2002 году официально признали самой маленьким в мире и внесли в Книгу рекордов Гиннесса. Увидеть рекордную книжицу, кстати, можно на выставке в картинной галерее.

А еще там можно увидеть самую маленькую в мире – 6 на 3 мм

– действующую мышеловку. И, разумеется, подкованную золотыми подковками блоху. И портрет Юрия Гагарина на рисовом зернышке. И всех смешариков сразу – каждый по миллиметру. И мини-книгу, посвященную 50-летию российской космонавтики, для которой Коненко написал портреты всех российских космонавтов. А сама-то книга меньше спичечного коробка в два раза! Что уж говорить про копию рублевской «Троицы» – 12 на 15 мм – или «Моны Лизы» – 9,5 на 15 мм…

В общем, выставка «Чудеса под микроскопом» действительно чудесна. Без преувеличений.

К слову, на вопрос, по какому принципу он отбирал экспонаты для выставки, Анатолий Иванович рассмеялся:

– Чтобы влезло в небольшой чемодан ручной клади! Сдавать микроминиатюры в багаж не рискую. А когда стал отбирать, иначе взглянул на все свои работы, выбирал такие, чтобы в них был смысл, нечто познавательное. Вот, например, статуэтка Белого Филина – мало кто знает, что по календарю славян сейчас именно этот год. А про китайский Год Козы все знают. Надо нам возвращаться к истокам, к своей душе, к корням…

Коненко признается, что сегодня уже не рвется к рекордам, старается не для того, «чтобы все ахнули». На новые работы его вдохновляет именно интерес: ему хочется справиться с новой задачей как изобретателю – теперь он все чаще определяет себя именно так.

– Когда я создаю миниатюры, у меня такое состояние, как будто бы мои руки делают, а я только наблюдаю, – размышляет мастер. – Поэтому, когда начинаю осознавать, что сделал, меня и самого это удивляет. Сегодня меня опять влекут книжные миниатюры. Казалось бы, я многое уже сделал в этой области, а хочется сказать новое слово, создать такие книги, которых еще никто не делал, особой конструкции…

Первая выставка миниатюр Анатолия Коненко побывала во Владивостоке почти семь лет назад, но сам мастер приехал сюда впервые. И, конечно же, наш город сильно впечатлил художника:

– Вот приеду домой, осознаю, где был, что видел… И почти уверен, что через месяц, когда я вернусь сюда, привезу с собой новую миниатюру, на создание которой меня вдохновил именно Владивосток.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ