Валериана для фронта

Родился я во Владивостоке, в бывшем роддоме № 1 на улице Пушкинской, где много лет спустя родилась и моя дочь. Шел 1932 год.

1 апр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3711 (45) от 1 апр. 2015

Все детство и юность прошли в районе Второй Речки, недалеко от моста на улице Областной (сегодня это проспект 100 лет Владивостоку). Справа от моста был аэродром, где мы, пацаны, часто играли в футбол или пасли коров. Отец мой работал в пересыльном пункте, а проще говоря, в лагере. Жили мы в двухэтажных бараках, где было много таких же семей. Перед самой войной отца отправили на переподготовку в Раздольное.

Помню, я пришел домой с улицы, а там бабушка с мамой плачут: война началась. Отца забрали в армию прямо из Раздольного, воевал он под Ленинградом, на Тихвинском направлении, где и получил осенью 1941 года тяжелое ранение в локоть. Его комиссовали и зимой того же года отец приехал домой. Конечно, дома он не сидел, пошел работать, тогда все работали, от мала до велика.

Когда наступало лето, отца назначали начальником пионерского лагеря, который располагался на Океанской. Мы с братом, конечно, тоже были в том лагере с другими детьми. И каждый день после завтрака отрядами мы уходили в лес – собирали, к примеру, валериановый корень, который сушили для нужд фронта. Такого отдыха, как в пионерских лагерях в мирное время, не было, мы всегда чем-то помогали взрослым, фронту.

Не скажу, что нам жилось так же трудно, как тем, в чьи села и города пришли бомбежки, оккупация, но и сладкой ту жизнь не назвать.

Помню, как организовывались рыбацкие бригады, которые ловили рыбу, а ее потом перерабатывали и отправляли на фронт. Помню, как пели рыбаки: «Мы пройдем от Посьета до Ольги и богатый улов соберем, мы родного Приморья солдаты, мы Отчизне победу куем».

Конечно, пацанов в такие бригады не брали, но рыбачить, чтобы кормить семью, мы ходили. Нас было четыре друга, у одного была плоскодонка, она стояла в устье реки, примерно в районе нынешнего Дома молодежи. На ней в 4 утра мы выходили в Амурский залив. Рыбы было много, а в мае во Вторую речку заходил на нерест зубарь, да столько, что можно было сачком ловить…

Когда пришла Победа, мы думали, что война закончилась совсем, но вскоре она продолжилась у нас, на Дальнем Востоке. За одну ночь на аэродром, который пустовал и, по сути, был пастбищем для коров, прилетел целый полк истребителей. Они прогревали двигатели, шумели, а мы, мальчишки, старались посмотреть из-за забора, что там…

В те дни мы часто ездили на Первую Речку на поезде. Помню, как на тамошнем рынке покупали жареную сою, стакан которой можно было жевать целый день. И вот в одну из поездок ждали мы на станции пригородный поезд, чтобы добраться домой, на Вторую Речку. И вдруг услышали гул летящего самолета. В ту же минуту по громкоговорителю объявили, чтобы все лезли под вагоны. Куда там! Мы с друзьями, наоборот, полезли куда повыше, чтобы посмотреть. И видели, как пикировал на нефтебазу японский самолет, как в него стреляли с танкера и дважды попали. До танкера этот камикадзе не дотянул метров десять…

А потом была победа над Японией! Какая стрельба поднялась в городе! У отца был револьвер, он и мне разрешил пальнуть в небо два раза. Ведь война теперь кончилась совсем!

Помню, как вели в город по дороге пленных японцев, как они у речки становились на отдых, а мы таскали им дрова для костра, чтобы они могли сварить себе рис. И один японец, наверное офицер, подарил мне наливную чернильную ручку, которая работала много-много лет…

Я окончил ремесленное училище, что было на Луговой, работал токарем на Дальзаводе, а потом ушел служить в армию. Вернулся, женился, воспитал сына и дочь, вот три внука уже, а с женой в 2014 году мы бриллиантовую свадьбу отпраздновали…

Владимир СЕРКАЛЕВ, Владивосток

«Я помню. Помните и вы»

С огромной радостью, дорогие читатели, мы продолжаем получать от вас письма в адрес наших постоянных акций. На акцию «Я помню. Помните и вы» приходят письма, в которых вы делитесь с нами воспоминаниями о том, как жилось во время войны в оккупации

или в тылу. В адрес «Колонны победителей» приходят письма, в которых вы рассказываете о дедах, прадедах, отцах или даже знакомых, которые воевали на фронтах Великой Отечественной.

Мы будем продолжать публиковать ваши письма, пока они будут к нам поступать. Мы понимаем, как важна любая мелочь, как дорого любое свидетельство очевидца.

Но мы просим вас уважать и наш труд. Мы понимаем, как трудно вам писать, как болят ваши руки и как плохо видят глаза, но все же просим по возможности не писать на прозрачной бумаге типа кальки или простым карандашом. Такие письма очень трудно читать, а порой просто невозможно разобрать – и это достойно сожаления. Попросите детей и внуков помочь вам, поверьте, они не откажут.

Мы ждем ваших писем.

Наш адрес: 690014, Владивосток, Народный проспект, 13, газета «Владивосток», с пометкой – «Я помню. Помните и вы» или «Колонна победителей». Электронный адрес [email protected] – с такой же пометкой.