Уточнение света
Специалистам МУПВ «ВПЭС» удалось стереть темные пятна с карты ночного Владивостока и перейти к точечной работе
Последние семь-восемь лет в электрическом хозяйстве приморской столицы происходили процессы, в корне поменявшие ночной облик города и выведшие систему его освещения на совершенно новый уровень.
Возможно, эти процессы не привлекли большого внимания жителей, для которых техническая сторона вопроса, как правило, отходит на второй план. На первом месте всегда стоит результат. И тут он оказался убедительным и заметным: с наступлением вечера Владивосток преображается.
Электрическое хозяйство города переступило через важную черту – пройден порог «достаточности», то есть должное освещение появилось во всех микрорайонах, во всех жилых массивах. Массовый «заказ на свет» удалось выполнить, и теперь специалисты МУПВ «ВПЭС» перешли к точечным работам по заявкам жильцов и к более активному использованию художественной стороны света в скверах и парках и в контурной подсветке зданий.
Так как удалось достигнуть такого результата? И какова дальнейшая стратегия развития системы освещения Владивостока? Что нас ждет впереди?
С трех до сорока
Сначала немного статистики. Электрическое хозяйство города впечатляет. В зависимости от времени года сети наружного освещения в сутки потребляют 38 тысяч кВт (летом) до 65 тысяч кВт (зимой). Сегодня в ведении специалистов ВПЭС находится более 40 тысяч светильников, 412 пунктов питания, 700 километров кабельных и воздушных линий.
За счет ввода в эксплуатацию новых объектов городской инфраструктуры и передачи их на баланс предприятия перечисленные цифры и значения ежегодно увеличиваются. Хозяйство огромное и требует постоянного контроля, слежения и стабильности 24 часа в сутки, семь дней в неделю.
– Сорок тысяч светильников – это достижение не одного года. К такому показателю мы шли долго, – рассказывает главный инженер МУПВ «ВПЭС» Дмитрий Макеев. – Еще не в столь далеком 2007 году наше предприятие переживало не самые лучшие времена. Количество светильников, имевшихся тогда в эксплуатации, едва ли превышало три тысячи. От жителей постоянно поступали жалобы на ненадлежащее качество освещения, причем жаловались коллективно, целыми микрорайонами. В работе наблюдался простой. Однако со временем администрация Владивостока стала уделять решению этой проблемы все больше и больше внимания. Переломный момент произошел в 2009-м, когда началась плановая масштабная работа по введению в строй новых сетей и замене старого, изношенного оборудования – от установки светильников, опор, перетяжки кабелей, замены голых проводов на самонесущие изолированные (СИП) до пунктов питания и ввода новой системы автоматизации.
Внушают уважение не только масштабы, но и темпы введения нового оборудования. В год запускались по три-четыре тысячи светильников. Таким образом, их общее количество за восемь лет возросло более чем в десять раз. Что абсолютно показательно.
С разницей в секунду
Развитие электрической сети Владивостока, увеличение эксплуатируемой базы и потребляемой мощности невозможно представить без проведения политики экономии, энергоэффективности, без внедрения современных технологий. Как обстоят дела в этом плане?
– Наша гордость – система автоматизации уличного освещения, – объясняет Дмитрий Макеев. – Это уникальный проект, реализованный у нас впервые. С его помощью диспетчеры могут видеть, как работает практически все электрическое хозяйство города: фонари, пункты питания и т.д. – в режиме реального времени. Это оптимизирует работу ремонтных бригад. Система следит за мощностью объектов. Если где-то она падает, значит, число рабочих светильников на линии уменьшилось. Направляется бригада специалистов, которые проверяют конкретный участок, смотрят, нет ли обрезов, выявляют проблемную опору и исправляют неполадки.
Ведется контроль пофазных нагрузок и, что немаловажно, визуальное наблюдение за доступом в пункт питания, дабы людям посторонним, имеющим отнюдь не благие цели, не удалось очутиться внутри до того, как их встретит наряд охраны.
Включение всей системы освещения города теперь происходит одновременно. Все скверы, фасады, улицы зажигаются (и гаснут) с разницей в одну-две секунды.
– Нам удалось перейти от каскадной системы освещения к индивидуальной, – продолжает рассказ Дмитрий Макеев. – Таким образом была снижена аварийность, оптимизирован труд рабочих. Если раньше от одного пункта питания включалось сразу 10 – 15 объектов, причем мастеру приходилось ездить по району и включать их вручную, то сейчас каждый включается индивидуально, с диспетчерского пульта.
В рамках мероприятий по энергосбережению МУПВ «ВПЭС» провело работу по полной замене ламп накаливания, а также ртутных и высокомощных ламп на энергосберегающие, с большим световым потоком. Они потребляют в три-четыре раза меньше энергии, сохраняя при этом люминесцентные свойства.
Что нам стоит свет построить
Развитие сети уличного освещения Владивостока начали, отталкиваясь от магистральных улиц. Действовал практический принцип – в первую очередь подвести свет к участкам с наибольшей загруженностью транспортом и проходимостью пешеходов, затем, обеспечив потребности главных дорог, перейти в периферийные и отдаленные районы, вплоть до мест, которые никогда не имели уличного освещения.
– К 2011 году мы осветили практически все главные жилые массивы с плотной застройкой, – говорит Дмитрий Макеев. – Сюда можно включить и улицы Нейбута, Баляева, Кузнецова, Карбышева, Шошина, где из-за сильных ветров и расположения объектов на сопках часто случались неполадки. Мы переделали схему освещения этих участков, подвели их к требуемым показателям стабильности и бесперебойности. И с 2011-го начали движение в пригород. Ночное освещение появилось на улицах Александровича, Лермонтова, на Восточном проспекте и т.д.
Эксплуатировать имеющееся оборудование, заниматься его реконструкцией – это одно дело. И совсем другое – провести свет туда, где его никогда не было. Ведь, во-первых, коридор необходимо проложить в обход уже действующих коммуникаций. А во-вторых, иногда на участке нет даже места, где его можно было бы проложить.
– Первоначально разрабатывается эскизный проект, который согласовывается с гражданами, написавшими претензию о недостаточном освещении территории, и с администрацией, – разъясняет Дмитрий Макеев. – Затем проектировщик наносит эскиз на топосъемку, документ направляется в управление архитектуры, где специалисты указывают на существующие на участке коммуникации. Затем проект доводится до сведения сетедержателей, уже с ними согласовываются детали, куда и какую опору сместить, пройти кабельным вариантом по земле либо воздушным. Даже если речь идет об установке одной опоры, необходимы проект и работы по его согласованию: будет это декоративная опора, либо обычная трубостойка со светильником, либо направленный фонарь с фасада здания. Какой вариант лучше? Каждый проект индивидуален. Как показывает практика, все сложности преодолимы. За эти годы мы достаточно детально отработали схему работы. Могу точно сказать, что невозможных вариантов нет. Освещение можно построить везде.
Движение по плану
В 2014 году освещение было создано на 37 объектах (дорога к океанариуму на острове Русском, улицы Снеговая, Находкинская, Жигура, Добровольского и т.д.) Введены в строй 729 светильников, 681 опора, смонтировано 23 километра кабельных и воздушных линий. На 2015 год в МУПВ «ВПЭС» запланировано строительство на 14 объектах (в поселке Поспелово на Русском, на улицах Гульбиновича, Баляева и т.д.) – всего около 150 светильников. Отметим, что план работ согласовывается с администрацией города на основе обращений жителей города. Заметно общее сокращение количества жалоб и претензий.
– Стратегия нашей работы ясная и простая – чтобы жалоб от жителей было как можно меньше, – отмечает главный инженер предприятия. – Чем реже нам звонят, тем лучше. Поэтому главная наша задача – осветить каждый уголок родного города.
Вот что интересно: раньше к проблемным участкам относились целые жилые массивы. А что актуально сейчас? Это подходы к школам, детским садам, люди просят осветить лестницы, поставить дополнительные опоры на автобусных остановках. Масштабов прошлых лет уже не видно. И в первую очередь это связано с тем, что самые болевые точки уже охвачены, самые большие участки освещены. Сейчас начинается точечная работа. Это небольшие объекты, включающие в себя установку от одного до 30 светильников.
– Конкретно сказать, сколько хотелось бы иметь светильников в городском хозяйстве, невозможно, – продолжает Дмитрий Макеев. – Все зависит от развития города, ведь будут строиться новые микрорайоны, развиваться Русский остров. Для сравнения: в Санкт-Петербурге порядка двухсот тысяч светильников. Хотелось бы, чтобы Владивосток достиг уровня Северной столицы.
Сделать красивее ночь
Уличное освещение, его развитие и эксплуатация – только часть работы МУПВ «ВПЭС». Есть и другая сторона, обращенная к эстетике. Владивосток – это окно в Азию. Сделать улицы просто светлыми мало. Их надо сделать еще и интересными, внести свою лепту в создание культурного образа приморской столицы, чтобы и ее жителям, и гостям было приятно и комфортно гулять здесь не только днем, но и ночью. И в этом отношении Владивостоку есть что предложить – от подсветки деревьев в районе «Зари» и сияющей стробоскопами вышки на Орлиной сопке до подсветки зданий главпочтамта, «Серой лошади», пушкинских фонарей Покровского парка, художественной подсветки в скверах и т.д. Сейчас актуальность приобретает контурная подсветка домов. Недавно подобным образом был освещен район Чуркина. Теперь внимание специалистов ВПЭС переключилось на другие районы.
– В этом году, к 155-летию города, мы планируем сделать подарок жителям – создать контурную подсветку еще на 34 домах, – говорит Дмитрий Макеев. – Это районы Первой Речки и улиц Баляева и Жигура.
Главный фактор
Главный фактор развития электрического хозяйства города – это, конечно же, люди. Электрики, мастера, бригадиры, диспетчеры, рабочие. Уличное освещение – отрасль не только трудоемкая, но и разнообразная по виду деятельности.
– У нас работают специалисты высокой квалификации, – подчеркивает Дмитрий Макеев. – Профессионалы, которые прекрасно понимают специфику труда. Это не цех, не крытое помещение, где можно отвлечься от занятия, посидеть, попить чаю. Тут тебя будут подгонять и мастер, и прохожие, которым ты перегородил путь, и машины, и холод на улице. Более того, наши люди подкованы и психологически, умеют вести культурный диалог и вежливо отвечать на любые обращения. Главное, что они делают работу оперативно и качественно, так, чтобы к данному объекту еще долго не возвращаться. Поэтому, когда отправляешь человека на линию, то прекрасно знаешь, что он сделает все, что от него требуется.
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ