На войну через три океана

Попавшая в корабль фашистская торпеда выбросила приморского моряка в ледяные воды Арктики. Он пробыл в них почти полчаса и выжил

25 март 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3707 (41) от 25 март 2015

Многие россияне знают об уникальном переходе героической подводной лодки С-56 с базы Тихоокеанского флота на базу Северного, так же как и о смертельно опасных северных конвоях из Америки и Англии в Мурманск. Но лишь историкам Великой Отечественной войны известно о том, что именно моряки Владивостока принимали в США боевые корабли по ленд-лизу и перегоняли их в Советский Союз для участия в боевых действиях в Баренцевом море.

Недавно внучка ветерана Великой Отечественной Александра Иосифовича Нестеренко, участника северных конвоев и боевых действий на море, Татьяна Вышкворо, живущая с семьей в Хабаровске, разбирала семейный архив. Среди старых писем и фотографий она наткнулась на пожелтевшие от времени дневники своего дедушки, сохранившиеся с фронтовой поры. Их ксерокопии вместе с копиями таких же «состарившихся» фотографий и сопроводительным письмом она отправила в музей Тихоокеанского флота и редакцию газеты «Владивосток».

На фронт через Америку

«Мой дедушка до войны жил и работал в колхозе имени Сунь Ятсена в Михайловском районе Приморья, – рассказывает Татьяна Геннадьевна. – В 1940 году его призвали на Тихоокеанский флот. На острове Русском, в учебном отряде связи, он получил специальность радиста-гидроакустика. В начале Великой Отечественной войны уже служил на подлодке Щ-109, охранял подступы к Владивостоку от возможных нападений японских кораблей.

В середине 1943 года среди тихоокеанцев стали набирать экипажи для очередной партии надводных кораблей, которые Соединенные Штаты строили по ленд-лизу для Советского Союза. Отбор был жесточайший. Старшину 2-й статьи Александра Нестеренко включили в один из экипажей американского Большого Охотника за подводными лодками.

Команду сразу для 12 противолодочных кораблей (а это 300 тихоокеанцев) отправили в трюме грузового судна из Владивостока через Камчатку на западное побережье Америки. В США началась стажировка советских моряков по их специальностям: изучали американское оборудование и оружие.

Гидроакустиков готовили в Ки-Уэсте. В редкие увольнительные у Александра Нестеренко была возможность сравнить два образа жизни. В послевоенных откровениях он рассказывал близким людям, что американцы жили намного богаче и свободнее, чем советские люди, и добавлял: «Зато наши девушки были самыми красивыми на свете!»

Особенно его впечатлили Нью-Йорк и экскурсия к статуе Свободы. А еще запомнилось то, что американцы очень тепло относились к советским военнослужащим и всему нашему народу, отдавая ему дань уважения за героизм и несломленный дух в борьбе с нацистами.

В Штатах гидроакустик Нестеренко подружился с военными моряками из Франции. В Ки-Уэсте стояла французская подводная лодка «Ама», и Александру разрешили побывать на ней. Союзникам было о чем поговорить.

Новые корабли для СССР – Большие Охотники (БО) – советские моряки получали на восточном побережье США. А затем начался переход через Атлантику, Северное, Норвежское и Баренцево моря, нашпигованные немецкими подлодками. И вот тут можно обратиться к дневниковым записям дедушки», – пишет Татьяна Геннадьевна.

Опасный маршрут

«7 июля 1944 года. Приняли корабль. Подняли флаг СССР.

30 августа. Вышли в 11.20 из бухты Нью-Йорка и взяли курс на Англию.

(Дата стерта) сентября. …В пути морская свежая погода дала почувствовать, что это Атлантический океан. Разыгрался шторм до 10 баллов. Было трудно стоять вахту.

3 сентября. Проходим остров Ньюфаундленд. Городок Сент-Джонс на острове очень похож на Владивосток, в нем мало американского. Сопки и море.

19 сентября. Англия. Заправились всем необходимым. В 21.00 взяли курс на Советский Союз. В темноте напоролись на сети заграждения. Пробили борт. Вернулись в английский порт на докование.

20 октября. В шотландском порту Лах-Ю снялись со швартовых. Дали ход курсом на север, на Мурманск. Конвой JW-61. 23 транспорта, 3 танкера, судно-кран и наш Большой Охотник. Сопровождали конвой английский крейсер «Дидо», 3 эскортных авианосца – «Виндекс», «Нариана» и «Трайкер», 6 эскадренных миноносцев, 4 корвета, 18 фрегатов.

Октябрь. На всем переходе сопровождал шторм. Сильное волнение. На моей вахте крен доходил до 57 градусов. Морская вода полностью накрывала, все ходили мокрые.

28 октября. Дошли. К месту назначения прибыли все 6 американских БО с советскими экипажами. Город Полярный на берегу Кольского залива. В честь успешного перехода нам дали 2 дня на отдых, на осмотр механизмов и ремонтные работы.

Октябрь. Началась боевая жизнь в Заполярье».

На этом дневниковые записи фронтовой поры обрываются.

Лишь после войны Александр Иосифович поведал родным, что конвой уже на подходе к Кольскому полуострову был атакован немецкой подлодкой. Вражеская торпеда угодила в корабль, на котором служил Нестеренко, но, к счастью, не взорвалась. Сам корабль уцелел, а вот радиста-гидроакустика выбросило за борт. В промозглой воде Северного Ледовитого океана он провел 23 минуты, пока его не подняли на борт. До ранений и контузий тогда, слава богу, дело не дошло. Молодой организм и крепкое здоровье тихоокеанца помогли ему выдержать испытание ледяной водой, но в дальнейшей жизни это «купание» дало себя знать болями в суставах…

Война в Заполярье

Следующая запись датируется 9 Мая победного 1945-го. Понятно, что в боевой обстановке было не до дневников, да и контрразведка, узнай она о такой «летописи», по головке бы не погладила.

«С октября 1944 по май 1945 БО № 226 19-го дивизиона Больших Охотников Северного флота проведено 87 боевых операций. Днем и ночью вели поиск подводных лодок, несли дозорную службу в Баренцевом море, участвовали в десантной наступательной операции на севере Норвегии и взятии немецкой базы Киркенес. Неоднократно осуществлялось конвоирование транспортов в Архангельск, на Вайгач и Новую Землю, в другие портопункты севера».

После победы кавалера медалей «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией» Александра Нестеренко и других моряков командировали в Москву. 24 июня 1945 года в составе батальона Северного флота сводного полка ВМФ СССР они прошли по Красной площади в легендарном Параде Победы.

Курс на мирную жизнь

В сентябре 1946 года БО № 226 перегнали из Мурманска в Архангельск, а 17 мая 1947 года моряков демобилизовали. На прощание комсорг экипажа Юрий Гамаюков сделал всем 19 сослуживцам подарок – общую фотографию с подписью «Вспомни этот небольшой экипаж, с которым прошел тот славный путь в бесстрашии и надежде».

«Александр Иосифович вернулся в Приморье, в родной колхоз в селе Первомайском, где честно трудился еще несколько десятилетий, – завершает рассказ внучка ветерана. – Поднимал опустошенное войной сельское хозяйство, выводил колхоз в лидеры отрасли. Прошел путь от бригадира до управляющего отделением. Сопротивлялся болезням и надвигавшейся слепоте. А потом уже занимался только домашним хозяйством, возился с внуками и правнуками. И оставил после себя славную память. В том числе фотографии и дневниковые записи о переходе тихоокеанцев через три океана для борьбы с врагом».

Теперь – благодаря новым экспонатам в музее ТОФ и нашей публикации – еще одну белую страницу в истории Великой Отечественной войны можно считать заполненной.

Справка «В»

Только для ТОФ в США было построено 289 боевых кораблей. Среди них 95 торпедных катеров, 56 сторожевиков, 32 Больших Охотника.

Корабли с Аляски перегонялись во Владивосток, Советскую Гавань и Петропавловск-Камчатский своим ходом. В 1945 году они приняли участие в боевых действиях против милитаристской Японии.

В трюмах грузовых судов в Америку было доставлено 10 тысяч тихоокеанцев для формирования экипажей этих кораблей. Еще 2400 моряков отправили на восточное побережье США – они составили экипажи кораблей для Северного флота.

Акция «В»

«Колонна победителей» – долгосрочная акция газеты «Владивосток» – продолжается, уважаемые читатели.

Мы знаем, что в нашем крае помнят и чтят воинов Великой Отечественной, что все они достойны того, чтобы рассказ о них появился на страницах «В».

Поэтому мы постоянно возвращаемся к нашей акции памяти и благодарности, стартовавшей более двух лет назад.

Мы ждем ваших писем – с фотографиями ваших родных и близких, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной (фотографии мы возвращаем), или без фотографий, если они не сохранились. Общими усилиями мы сохраним память.

Наш адрес: 690014, Владивосток, Народный проспект, 13, газета «Владивосток», акция «Колонна победителей».


Автор: Николай КУТЕНКИХ