На встречу с глубиной!
Адмирал Сиденко: горжусь своей службой на подводном флоте
В этом году у экс-командующего Балтийским и Тихоокеанским флотом, Дальневосточным военным округом адмирала Константина Сиденко юбилей – 45 лет назад началась его служба в рядах вооруженных сил. Из них почти четверть века отдано непосредственно подводному флоту. А после службы на самих атомоходах у флотоводца в подчинении были бригады, дивизии, эскадры, флотилии подводных крейсеров.
«Подлодка нового поколения с анаэробной силовой установкой обладает высокой скрытностью и может провести под водой 20 суток»
«О действиях подводников ТОФ в Оманском заливе мало кто догадывается…»
Сейчас Константин Семенович руководит Дальневосточным центром по обращению с радиоактивными отходами госкорпорации «Росатом».
– Товарищ адмирал, что для вас значит подводный флот?
– Это дело всей моей жизни. И все судьбоносные вехи были связаны с подплавом. Все должности и ступени службы – от лейтенанта до адмирала – были честно пройдены. Мне нечего стыдиться.
Каждый подводник гордится службой на подводных лодках, и я не исключение. Служба хоть и сложная, но интересная. Она закаляет мужской характер и воспитывает в тебе чувство локтя. Ведь экипаж подлодки – это единый организм, где без друга и сослуживца никак нельзя. Со всем своим первым экипажем подлодки К-454 в составе ТОФ, где я начинал молодым лейтенантом, до сих пор поддерживаю дружбу, мы перезваниваемся и по мере возможности встречаемся.
Литр морской воды – и ты подводник
– Вы же родом из далекого от моря Хабаровска. Тогда почему именно флот?
– В Хабаровске базировалась Краснознаменная Амурская флотилия ТОФ. Но не это определило мой выбор. В
10-м классе мой школьный друг предложил после выпускного в школе отправиться в Калининградское высшее военно-морское училище. Однако в военкомате мне сказали, что для дальневосточников есть военно-морское училище имени адмирала Макарова.
Курсантскую форму надел в 17 лет в далеком 1970 году после успешной сдачи вступительных экзаменов в ТОВВМУ. А уже в училище оказалось, что все земляки из Хабаровска на первом и втором курсах были исключительно на подводном факультете. Они по-юношески гордились тем, что будут военными моряками, подводниками. Поэтому я и настоял перед командованием училища, чтобы меня зачислили именно в подводники. И ни разу об этом не пожалел.
– Помните свое первое погружение?
– Как же такое забудешь… Это случилось на третьем курсе во время практики. Опускался на глубину в бухте Конюшкова в лодке проекта 651 – это единственные в Советском Союзе дизель-электрические ПЛ с крылатыми ракетами. Нас, курсантов, перед выходом в море хорошенько погоняли на берегу. Поэтому сам выход и погружение уже воспринимались с облегчением, не было ни волнения, ни страха. А потом вызвали на центральный пост, каждому курсанту налили по литру забортной воды. Вот как выпили морскую воду, так сразу и стали подводниками. Эйфории не чувствовал, даже как-то буднично прошло посвящение. Это спокойствие и ответственность за выполняемое дело потом меня сопровождало всю службу в подплаве.
Четверть века на атомоходах
– На каких лодках служили?
– Службу нес на атомоходах в Вилючинске. Сначала был командиром БЧ-3 – минно-торпедной части. Потом командовал многоцелевыми атомными подводными лодками, был командиром противолодочной дивизии. Боевые задачи выполнял в разных районах Мирового океана. Тихий океан, Индийский… Довелось ходить и в водах Атлантики, и подо льдами Арктики вплоть до Северного полюса.
В море уходили традиционно на 3 месяца, хотя походы до берегов Африки в Красном море и Аденском заливе длились до года. Неоднократно приходилось нести службу у берегов Гуама, где на военно-морской базе США Апра базируются атомные подводные лодки и группировка надводных кораблей, которые противостоят силам ТОФ в Тихом океане. Часто следили за авианосными ударными группами ВМС Соединенных Штатов. Под контролем держали американские базы в Японии и Республике Корея.
Когда стал начальником штаба флотилии АПЛ, то в моем подчинении оказались и стратегические атомные подводные лодки. И знаю я их не понаслышке – с завода и в море на боевую службу выходил, и на ракетных стрельбах на стратегах участвовал. На Тихом океане практически нет ни одной российской подлодки, на которой бы мне не довелось плавать.
– Товарищ адмирал, а приходилось вам видеть вероятного врага в перископ?
– Естественно, и даже часто. Соблюдая скрытность, обнаруживали корабли и отряды кораблей ВМС стран АТР, всплывали под перископ и наблюдали за действиями потенциальных противников. В том числе и за полетами палубной авиации с американских авианосцев – чаще всего приходилось сопровождать «Энтерпрайз», «Китти Хоук», «Авраам Линкольн». Они хоть и знали о нас, но обнаружить не могли. Это к вопросу о профессионализме.
Многоцелевая лодка, особенно противолодочная, нацелена на поиск противника. И после обнаружения стремится поддерживать контакт с целью срыва нанесения им ракетно-ядерного удара. Были хорошие слежения за стратегическими субмаринами США. Чтобы такого добиться, надо качественно подготовить экипаж. И самому быть профессионалом.
Да, меня считали требовательным и даже жестким командиром. Но все зависело от должности и категории ответственности. В зависимости от функциональных обязанностей уже выстраиваешь и отношения с подчиненными: способен офицер на боевой службе в море выполнить поставленную задачу или нет. Подсказать, научить… Ведь от этого порой зависит не только жизнь экипажа подлодки, но и обороноспособность страны. До сих пор считаю, что должна быть требовательная, но справедливая и оправданная система воспитания. А у подводников чувство справедливости особо обострено. Коллектив не пойдет за тобой, если ты его не сформируешь и не научишь. Не зря моряки-подводники всегда были, есть и будут на особом счету.
От судьбы не уйти. Моя судьба – ТОФ
– Константин Семенович, вы недолго были в должности командующего Балтийским флотом. Говорят, что прежде чем возглавить ТОФ, надо покомандовать БФ…
– Да, во главе Балтфлота получилось прослужить всего 1 год и 8 месяцев. На сегодняшний день в России немногие командовали двумя флотами, и я один из них. Поэтому ни о какой тенденции или закономерности речь не идет.
В тот момент на должность командующего БФ рассматривалось несколько кандидатур. Но в Главном штабе ВМФ остановили выбор на мне, к тому моменту я уже четыре года был начальником штаба ТОФ.
Балтфлот проще в управлении, поскольку значительно уступает ТОФ своим военным потенциалом, системой базирования. Там велика историческая составляющая и большое значение имеют ветеранские организации.
Но я всем сердцем рвался обратно на Тихоокеанский флот. У ТОФ сила, география, масштабы задач совершенно иные. В декабре 2007 года меня назначили командующим Тихоокеанским флотом.
Подводный флот России вооружается новыми крейсерами
– Россия вводит в строй атомоходы нового поколения. С появлением «Бореев» с их «Булавами» можно ли считать, что Россия вновь на равных с США представлена атомным подводным флотом?
– Наш ракетный ядерный флот никогда не сдавал своих позиций. С той самой поры, когда у страны на вооружении появились баллистические ракеты большой дальности. Появление «Бореев» с «Булавами» – новый шаг в строительстве атомоходов: это современные системы управления, целеуказания и применения ракетного оружия, это другая мощность, дальность и точность. Они не только не уступают американским аналогам, но по многим компонентам их превосходят. И вряд ли в ближайшей перспективе за рубежом будет создано что-нибудь подобное. Повторюсь: своих позиций Советский Союз и Россия никогда не сдавали.
– В свое время наш подводный флот был вынужден из-за экономических трудностей уйти из Индийского океана. Когда ТОФ вернется на этот театр военного присутствия?
– Наши надводные и подводные корабли давно вернулись на эти позиции у берегов Азии и Африки. И если служба экипажей надводных кораблей с их борьбой с пиратами и сопровождением торговых судов в Оманском заливе и Аравийском море всегда на виду, то о действиях подводников мало кто догадывается.
В свое время 8-я и 5-я оперативные эскадры ВМФ СССР и РФ дежурили в Средиземном море и Индийском океане. В настоящее время сформированы группировки, которые на постоянной основе несут в этих районах боевую службу. В том числе и подводными крейсерами.
– Подводные силы ТОФ сократились до двух дивизий и одной бригады. Этого достаточно для обороны восточных рубежей Родины или количество соединений будет увеличиваться?
– Нынешнее оружие, которое сегодня несут атомные подводные корабли, в корне отличается от предшествующего. Четверть века назад на Камчатке базировались 8-я, 19-я, 25-я, 42-я, 45-я дивизии. Сейчас в этом нет необходимости. В данный момент две дивизии подводных ракетных крейсеров стратегического назначения и многоцелевых атомных подводных лодок, в том числе и с крылатыми ракетами большой дальности на борту, превосходят своей мощью все бывшие соединения, вместе взятые.
Экипажи тихоокеанцев уже приняли два стратегических крейсера, успешно состоялись все запланированные стрельбы и испытания самих кораблей в разных условиях. «Владимир Мономах» и «Александр Невский» в ближайшие месяцы перейдут с Северного на Тихоокеанский флот. Многоцелевых лодок несколько больше. Потому что они обеспечивают боевую устойчивость крейсеров стратегического назначения, а также занимаются слежением за субмаринами и надводными группами кораблей вероятного противника. Сейчас дивизии атомных подводных лодок формируются по принципу применения.
Стратегические и многоцелевые лодки нового поколения для ТОФ строятся и будут приходить на замену действующим. Строительство ведется на разных верфях. Точно так же, как и строятся для Тихоокеанского флота надводные корабли. К примеру, на Амурском судостроительном заводе и на Северной верфи в Санкт-Петербурге.
А вообще, хочется напомнить, что в минувшем январе подводному флоту ТОФ исполнилось 110 лет. И в этой истории немало славных героических страниц, которые заполняли подводники-тихоокеанцы.
– ТОФ ориентирован на открытый океан, в котором находится атомный подводный флот. Тогда для чего предназначены дизель-электрические подводные лодки типа «Варшавянок» в Приморье?
– У них очень специфические задачи и ответственная роль. И заменить их невозможно.
Однако на смену дизельным приходят анаэробные подводные лодки. Уже в этом году Россия приступит к испытаниям подлодки с анаэробной силовой установкой.
Главным преимуществом данного типа является высокая скрытность и автономность – они способны проводить под водой до 20 суток, что является рекордом среди неатомных кораблей. КПД наших установок превышает 70 процентов. Для сравнения: наиболее продвинутыми в мире считаются подобные системы Швеции, но их КПД недотягивает до 40 процентов. На остальных зарубежных аналогах он еще ниже.
Соответствующие силовые установки разрабатываются ЦКБ «Рубин». В ближайшие месяцы анаэробный отсек появится на строящейся подлодке «Кронштадт» проекта 677 «Лада». «Кронштадт» и все последующие корабли этой серии будут многофункциональными по вооружению, смогут нести торпеды, ракето-торпеды, крылатые ракеты. Все вместе взятое расширяет для них диапазон поставленных задач.
От даурских степей до бескрайних морей
– Контр-адмирал Василий Завойко на Камчатке в 1854 г., вице-адмирал Степан Макаров в Порт-Артуре в 1904 г., вице-адмирал Филипп Октябрьский в осажденном Севастополе в 1941-1942 гг. Получается, что адмиралы становятся во главе всех войск только в наиболее кризисные годы войны. А вы возглавили Восточный военный округ в мирное время. С чем это связано?
– Мне трудно судить, с чем именно было связано мое назначение на должность командующего новым округом. Есть только предположение. Моряка назначили из-за главенствующей роли океанского направления на востоке России. В момент объединения Дальневосточного и частично Сибирского военных округов у командующего ВВО должно было быть понимание целей и задач вооруженных сил страны по защите тихоокеанских рубежей.
Не только по территории, но и по расположенным здесь войскам округ является крупнейшим в России. Четыре общевойсковые – 5-я, 29-я, 35-я, 36-я армии и 68-й армейский корпус, воздушное командование (11-я армия ВВС), Тихоокеанский флот, соединения ПВО, ВДВ, спецназа, радиоэлектронной борьбы, железнодорожных и инженерных войск. В оперативном подчинении также внутренние войска МВД и пограничные войска ФСБ. Плюс офицерские училища. Самое разнообразное вооружение вплоть до современных «Искандеров» и С-400 «Триумф», у которых нет аналогов в мире. Театр действий от Байкала до Чукотки и Курил. И командовал я округом в самый сложный период его формирования и становления.
– А как армейские офицеры в тех же забайкальских сопках или амурской тайге воспринимали командование адмирала?
– Честно скажу, даже обладая личным авторитетом и компетентностью, многому приходилось учиться на ходу, в том числе и у сухопутных офицеров. Но определенное понимание у меня было. Ведь ранее на Камчатке была сформирована многовидовая группировка, которая включала в себя армейский корпус (мотострелковые, танковые и ракетно-артиллерийские части), авиацию и ПВО, подводные и надводные силы. Не забывайте, что в состав Тихоокеанского флота также входили соединения различных видов вооруженных сил, например морская пехота. Но главным является понимание управления войсками, проведение боевой оперативной подготовки.
Нам удалось достаточно успешно сформировать новый округ. А подтверждением тому служат беспрецедентные в современной России стратегические учения в 2013 году, когда по тревоге был поднят весь округ. Президент России и Верховный главнокомандующий оценил уровень подготовки личного состава и возможности округа. И опять же впервые поставил высокую оценку.
– Константин Семенович, спасибо за интервью.
– И вашей газете спасибо, что столько внимания уделяете нашим вооруженным силам.
Справка «В»
Константин Семенович Сиденко. Родился 2 февраля 1953 г. в Хабаровске.
В 1970 г. в возрасте 17 лет поступил в ТОВВМУ имени адмирала Макарова. Через 5 лет начал службу в экипаже атомной подводной лодки на Камчатке. Был командиром БЧ-3, помощником и старшим помощником командира подводной лодки (1975 – 1982), командиром многоцелевой подводной лодки (1983 – 1987).
В 1989 г. окончил Военно-морскую академию имени Маршала Советского Союза А. А. Гречко. В 1994 г. окончил Военную академию Генерального штаба.
В период с 1989 по 1996 г. с некоторыми перерывами на учебу был заместителем командира и командиром 45-й дивизии подводных лодок. В мае 1995 г. ему было присвоено звание контр-адмирал.
В ноябре 1996 г. Константин Сиденко был назначен начальником штаба и первым заместителем командующего 2-й флотилии подводных лодок, а с мая 1998 г. являлся начальником штаба 16-й эскадры подводных лодок.
С августа 1999 г. служил начальником штаба и первым заместителем командующего, а с июня 2000 г. был уже командующим войсками и силами на северо-востоке России. В июне 2001 г. присвоено звание вице-адмирал.
В апреле 2002 г. стал начальником штаба – первым заместителем командующего ТОФ. С мая 2006 г. – командующий Балтийским флотом. В декабре 2007 г. назначен командующим Тихоокеанским флотом. В июне 2010 г. присвоено звание адмирал.
В июле 2010 г. возглавил войска Восточного военного округа.
В 2013 г. ушел в отставку в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
Награжден орденами «За военные заслуги», «За службу Родине в Вооруженных силах», «За морские заслуги», «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почета и многими медалями.
Автор: Николай КУТЕНКИХ