Фантазии о Владивостоке

Примеряем новые мосты, гуляем по экопаркам: петербургские архитекторы увидели столицу Приморья в совершенно неожиданном свете

18 март 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3703 (37) от 18 март 2015
8a5e72fea03eb53c579b0ef8097e3d91.jpg

Концепцию изменений в Генеральный план Владивостока, разработкой которой занимается санкт-петербургская компания «РосНИПИ Урбанистики», представили на суд приморских специалистов: сотрудников администрации города, краевых чиновников, местных архитекторов. Новаторские идеи были встречены с интересом, но без критики и предложений не обошлось.

Новый вектор – международный

Напомним: Генплан Владивостока был принят в 2008 году. С развитием города в него неоднократно вносились изменения, но через несколько лет стало ясно: менять концепцию градостроительного развития нужно более основательно. Особенно этому решению способствовал прошедший в 2012-м саммит АТЭС, задавший приморской столице новый вектор развития – в качестве центра Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2014 году администрация Владивостока провела аукцион на создание концепции изменений в Генеральный план, который выиграла компания из Санкт-Петербурга.

И вот наконец проектировщики представили результат проведенной масштабной работы – подробнейшего анализа исторического и культурного наследия Владивостока, изучения важнейших документов его перспективного развития, включая стратегический план развития Владивостокского городского округа (ВГО) до 2020 года и проекты краевого и федерального значения.

– Проект предполагает развитие Владивостока как международного контактного центра, – рассказывает главный архитектор ОАО «Российский научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики» Ирина Гришечкина. – Мы стремились сделать концепцию таким образом, чтобы город в дальнейшем смог стать представителем политических и экономических интересов России в АТР, – как свободный порт, как научно-образовательный центр, как международный центр туризма и отдыха.

Петербургские архитекторы тщательно проанализировали застройку приморской столицы. Выяснилось, что в центральной части Владивостока порядка 300 га застроено малоэтажными зданиями, еще 300 га занимают жилые дома первых массовых серий, которые можно было бы постепенно заменить. Порядка 150 га захвачены гаражами, которые зачастую используются как кладовые и мастерские. На этих участках в перспективе и могли бы быть построены новые жилищные комплексы.

Помимо этого, 30-50 процентов (до 1 тыс. га) производственных территорий имеют нерациональную структуру землепользования. На этих землях можно было бы возвести объекты транспортного назначения, социальной сферы, рекреации, жилья. Преобразование промышленных зон является одним из ключевых предложений в концепции изменений Генплана.

Будущее в трех моделях

Ученые и архитекторы предложили три модели развития Владивостока на выбор.

Первая – «Компактный город». Эта модель связана с эффективностью использования территории. В ней предполагается пересмотр ценности земли, находящейся в уже урбанизированной части города, а также прилегающих территорий и поступательное развитие их всех шаг за шагом.

Специалисты поставили во главу угла функциональное зонирование, причем предложили проектировать больше районов смешанного назначения, где будут и жилые, и производственные, и общественно-деловые зоны вперемешку. Именно так в последнее время развиваются многие города мира, в них у горожан нет необходимости ездить через весь мегаполис на работу, учебу и т. д., а сами районы не замирают ни днем, ни вечером, ведь люди здесь и живут, и работают. По словам авторов, первая модель – самый рациональный вариант, но имеет самые длительные временные рамки реализации.

Вторая модель предполагает создание на акватории Амурского залива новых намывных территорий, рекультивацию золоотвалов и карьера под капитальное строительство. В данном варианте предлагается вынос нефтебазы за пределы города и в перспективе развитие международного финансового центра «Владивосток-сити» на искусственно созданных территориях Амурского залива в районе бухты Кирпичного завода.

Последняя, третья, модель – «Город-спутник» – предполагает строительство 12-километрового моста на полуостров Песчаный и создание там нескольких микрорайонов на 300 тысяч жителей. Таким образом, можно говорить о появлении новых транспортных коридоров. При этом специалисты заметили, что данная модель развития связана с большим риском, потому как вероятность того, что кто-то будет инвестировать средства в этот проект, очень мала.

От всего понемногу

В дискуссиях о дальнейшей судьбе ВГО была разработана интегрированная, то есть обобщенная, модель.

– Ни один из вариантов не может быть реализован в чистом виде, – объясняет главный архитектор проекта Ирина Гришечкина. – В каждом предложенном варианте есть свои особенности, преимущества и недостатки. В интегрированной модели одной из основных целей может стать развитие внутреннего города, а не освоение новых территорий с нуля. В то же время представленные модели не исключают друг друга, они, скорее, должны рассматриваться как этапы урбанизации, наслаивающиеся друг на друга. Когда возможности компактного варианта будут исчерпаны, можно будет осваивать и новые территории.

В рамках этой модели Владивосток мог бы развиваться в нескольких направлениях.

Авторы предложили переход транспортно-производственных зон в районе Первой Речки и Второй Речки, а также в районе речки Объяснения в многофункциональную зону с высокой активностью и качественной привлекательной городской средой.

Также предлагается вынести из центральной части города нефтебазу. Здесь ученые архитекторы видят многофункциональную общественную зону.

Заглядывая на несколько лет вперед, петербуржцы предложили создать искусственные территории в бухте Безымянной и бухте Кирпичного завода, а также от мыса Боброва до мыса Фирсова с использованием этой территории и для прохождения ВКАД. Здесь предложено разместить «Владивосток-сити» – объекты международного финансового центра, жилье бизнес-класса, офисные центры и предприятия с инновационными технологиями. В будущем здесь могли бы появиться причалы, набережные, объекты рекреации, в том числе аквапарки.

Интересное звучание в концепции получил район Чуркина: береговую зону северо-западной части бухты Золотой Рог предложили облагородить общественными и пешеходными зонами с видовыми площадками.

Новое видение получила и Владивостокская крепость, в зоне которой предложено создать разнообразные клубы и базы – пейнтбольные, по спортивному ориентированию, для исторических реконструкций и т. п.

Кстати, на спорный вопрос, строить на сопках или нет, петербургские архитекторы ответили: строить. В Генплане предлагается возведение на сопках новых жилых районов.

Отдых – отдельной строкой

Но на этом полет мысли проектировщиков не останавливается. На побережье Амурского и Уссурийского заливов они предлагают создать три парка. Первый – парк стран АТЭС в районе улицы Ландышевой, один из самых интересных. Территорию парка разбили на сектора по числу стран АТЭС (21 страна), где могли бы быть представлены природные, национальные, исторические и современные особенности каждого государства, проводиться национальные праздники и научно-практические конференции.

Еще два парка предложили разместить на острове Русском. «История Приморья» в районе поселка Поспелово – это парк, посвященный истории края, с набором интереснейших объектов: хата украинских переселенцев, хутор уссурийского казака, китайская фанза, удэгейское стойбище, корейский дом рыбака с лодкой, уменьшенный макет квартала Миллионки и других. А на полуострове Житкова в бухте Парис возможна организация парка «Мир моря», совмещенного с океанариумом.

На полуострове Саперном, рядом с ДВФУ, питерские архитекторы предложили расположить Тихоокеанский научно-образовательный центр – ТНОЦ, создать международный центр культурного обмена, разместить экспоцентр, Ботанический сад, гребной канал в бухте Новик. В проектах освоения островов Попова и Рейнеке сделан упор на развитие биотехнопарков для экологического туризма.

Еще раз про ВКАД

– Владивосток стоит на первом месте в стране по уровню автомобилизации – здесь на тысячу жителей приходится 440 автомобилей, – говорит ведущий специалист транспортного развития территорий ОАО «РосНИПИ Урбанистики» Елена Сабельникова. – Это значит, что у 44 процентов владивостокцев есть личное авто. В то же время паркинг практически не регулируется, а загрузка улиц составляет более чем 70 процентов, что вызывает пробки. Кроме того, в ВГО расположен один из крупнейших дальневосточных портов – морской порт Владивосток, что ведет поток грузового транспорта через центр города, так как нет никакого другого объездного пути. Владивостокская кольцевая автодорога как раз и решит эту проблему.

Вообще, проект ВКАД архитекторы из Санкт-Петербурга оценили положительно и предложили свои идеи на этот счет…

Далеко не все задумки проектировщиков пришлись местным экспертам по нраву. Чиновники и архитекторы попеняли разработчикам на то, что те не просчитали, как, за счет каких отраслей город может развиваться экономически.

Также критики отметили, что концепция изменений в Генплане не описывает ясных целевых функций города на будущее и проигнорированы процессы формирования Владивостокской агломерации. Кроме того, говоря о будущем развитии, необходимо оценить ресурсы города с точки зрения конкурентов Владивостока в АТР, увязать их с крупными инвестиционными проектами федерального значения, которые сейчас обсуждаются.

Завершая дискуссию, первый заместитель главы администрации Владивостока Алексей Литвинов отметил, что проведена большая, серьезная работа и в итоге получился документ, который может стать основой для перспективного планирования города. Теперь в связи с принятием решения о перераспределении полномочий функция подготовки Генерального плана краевого центра перешла к властям субъекта федерации, и потому весь наработанный материал будет передан в администрацию Приморского края для дальнейшего использования на благо развития Владивостока. 

   

Автор: Катерина МАТВЕЕВА