​Не ловят. Но доказывают

1 марта – День эксперта-криминалиста МВД

27 февр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3694 (28) от 27 февр. 2015

В 70-х годах прошлого века в Советском Союзе была популярна песня из телесериала «Следствие ведут ЗнаТоКи», в которой были такие слова: «Наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна. Если кто-то кое-где у нас порой…» и так далее. Обычно этот «гимн» связывают с сотрудниками уголовного розыска. На самом деле их служба как раз на виду и до предела популяризирована в литературе, кино, на телеэкране. В то же время работа экспертов-криминалистов МВД остается в тени.

Их исследования, без которых многие преступления так бы и остались нераскрытыми, действительно не видны обывателям. Телесериал «След» не в счет. Это сказка для домохозяек.

Некоторыми нюансами работы Экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) УМВД России по Приморскому краю с корреспондентом «В» поделился вр. и.о. начальника этой структуры полковник полиции Евгений Рыжков.

Яд для собак

Несколько лет назад в отдел экспертиз материалов, веществ и изделий ЭКЦ обратилась пожилая жительница пригорода Владивостока. Она просила избавить ее от пришельцев, прилетающих по ночам. Женщина утверждала, что инопланетяне посыпают ее огород и сад розовым порошком. От бредового заявления пенсионерки можно было бы отмахнуться, если бы территория ее дачи действительно не была покрыта розовой пылью. Специалисты исследовали странное вещество, и оказалось, что оно не имеет никакого отношения к космосу. Это была цветочная пыльца, которой в тот год было очень много. Сегодня эту историю эксперты отдела вспоминают с улыбкой – как курьез.

В реальности в их работе веселого мало. Зато полно опасностей. Для выполнения поставленной задачи эксперты отдела используют всевозможные химикаты и работают с ядовитыми веществами, зачастую неизвестного состава. И при этом не получают молоко «за вредность». К примеру, на руке главного эксперта отдела материалов, веществ и изделий Андрея Федоренко, в районе локтя, красное пятно размером с десятирублевую монету. Это ожог от удобрения made in China.

Ядохимикаты в пакетах с иероглифами (всего 600 штук) привезли на исследование наркополицейские с просьбой проверить, не наркотики ли это. В красивых упаковках оказались удобрения – гербициды и пестициды, предназначенные для борьбы с сельскохозяйственными вредителями. Андрей Николаевич говорит, что пятно не проходит уже две недели: вскрывая пакет, он случайно капнул на руку жидкий пестицид. Представляете, какие последствия будут у наших сельхозугодий после обработки этим ядом полей, садов и огородов. Тогда было задержано 40 тонн китайских ядохимикатов, которые вскоре разойдутся по всему Приморью, а возможно, и Дальнему Востоку. Помешать этому нельзя. Удобрения вернут владельцу, потому что криминала здесь нет.

По словам специалистов отдела, нередки случаи, когда сотрудники полиции производят контрольную закупку наркотического вещества и покупают... сахарную пудру либо тальк! Но определить на месте, наркотик это или пустышка, зачастую невозможно. И здесь на помощь операм приходят эксперты.

– Я помню, в 90-х годах во Владивостоке задержали бабушку, которая торговала героином. На самом деле вместо наркотика она продавала наркоманам толченую гашеную известь. Если ввести ее в вену в растворенном виде, образуется тромб – и, как следствие, мгновенная смерть. Почему на старушку никто не жаловался? Потому что уже некому было, – рассказал Андрей Федоренко.

Три года назад во Владивостоке был период, когда массово пропадали домашние собаки крупных пород. Особенно в частном секторе Первомайского и Советского районов. Причем многие четвероногие друзья человека были на привязи. Когда полицейские стали разбираться, оказалось, что животных травили цианистым калием для … последующей продажи в местные корейские рестораны. Яд в стеклянных ампулах, закатанных в парафин, злодеи привязывали к косточкам и бросали собакам. Между тем для человека отравленное собачье мясо после термообработки становится безопасным. Не раскрывая подробностей этого дела, скажем лишь, что это варварство прекратилось во многом благодаря исследовательской работе специалистов ЭКЦ.

Пиво разливали в подвале

Но работа отдела материалов, веществ и изделий – лишь малая часть айсберга под названием Экспертно-криминалистический центр краевого УМВД РФ. В 1992 году в УВД Приморья появилась фоноскопическая лаборатория, одна из первых на Дальнем Востоке. Здесь же стали проводить и лингвистическую экспертизу. К примеру, даже когда запись голоса, сделанная во время оперативно-разыскных мероприятий, еле слышна, эксперты способны «вытащить» ее до нормального уровня. Благодаря техническому и лингвистическому анализу можно понять, кто и что говорит. И не монтаж ли эта звуковая дорожка. Надо отметить, что российские фоноскопическая и лингвистическая экспертизы, пожалуй, самые передовые в мире. И самые авторитетные. Не так давно в Германии осудили бандитскую группировку, в составе которой были россияне. Одним из доказательств их преступной деятельности были результаты фоноскопической и лингвистической экспертиз, сделанных в Москве.

– В Приморье подобные экспертизы проводятся в рамках расследований уголовных дел, связанных с распространением наркотических средств. Запись разговоров преступников добывается оперативным путем. Как правило, злоумышленники открытым текстом не обсуждают подробности сделки. Например, не говорят, что «завтра привезем наркотики». Наркодилеры эту информацию тщательно зашифровывают. В этом случае лингвисты оценивают не только саму речь, ее тональность, но и расшифровывают сленг, который применяют наркодилеры. Благодаря совокупности фоноскопических экспертиз, можно, например, понять иерархию в преступной группировке. Кто в ней руководитель, кто исполнитель. В 2013–2014 годах расследовались уголовные дела, связанные с наркотиками, где в сборе доказательной базы были задействованы наши лингвисты, – рассказал «В» начальник ЭКЦ УМВД России по Приморскому краю Евгений Рыжков.

В последние годы весьма востребованной становится экспертиза нефте- и спиртосодержащих продуктов. По данным ЭКЦ, в Приморье ежегодно завозятся десятки тонн контрафактных винно-водочных изделий, не соответствующих ГОСТу и неизвестно где произведенных. Интересно, что, по словам Евгения Рыжкова, вредных веществ, опасных для здоровья, в самопальных алкогольных напитках не обнаруживают. Как это нередко случалось в 90-х годах прошлого века. Когда, к примеру, местное «жигулевское» пиво разбавляли невесть каким спиртом и продавали эту смесь как пиво «девятка». Убойное пойло разливалось в подвале, в антисанитарных условиях, этикетки и пробки также были самодельными.

Жаль, преступники не знают

Если опираться на статистику, то 70 процентов преступлений раскрыто благодаря работе экспертов-криминалистов. И дактилоскопическая экспертиза здесь не на последнем месте.

…Весной 2014 года в поселке Врангель в квартире были найдены четыре трупа. Среди убитых была женщина. Родственники погибших рассказали, что в доме пропали деньги, украшения из золота и ценные вещи. Раскрытие преступления могло затянуться (убийца следов не оставил), если бы эксперт-криминалист не нашел почти незаметный отпечаток пальца. Да в таком месте, где его нереально было обнаружить, – на металлической трубе со шторой, закрепленной над дверью. Он предположил, что убийцы (или один из убийц) вполне мог быть высокого роста.

– Покидая квартиру, высокий человек непременно пригнется и – не исключено – придержит гардину, как бы защищая голову от удара, – решил эксперт. И попал в точку! Отпечаток пальца вывел следствие на одного из убийц – неоднократно судимого гражданина...

Летом прошлого года в глухом лесу Чугуевского района, на пасеке, был найден труп пасечника. Его руки были связаны веревкой, рот заклеен прозрачным скотчем, на теле множественные гематомы и кровоподтеки. Поначалу оперативники даже не знали, за что зацепиться. Пасека находилась вдали от жилья, свидетелей искать бесполезно. Разве что белок с птицами да пчел. То есть шансов на быстрое раскрытие преступления очень мало.

Эксперт-криминалист, прибывший на место преступления вместе с оперативно-следственной группой, обнаружил на скотче отпечаток пальца. Его тут же проверили по дактилоскопической базе данных, и оказалось, что отпечаток принадлежит ранее судимому жителю поселка Чугуевка. Это был уже кончик ниточки. Местные жители рассказали, что подозреваемый был знаком с убитым и иногда ему помогал. Когда мужчину задержали, он не стал отпираться. Только удивился, что его быстро нашли. Преступник признался, что избил и задушил хозяина пасеки. Как это обычно случается, смертоубийство произошло на бытовой почве. Сначала вместе пили, потом повздорили. Ссора закончилась трагедией...

В апреле 2014 года неизвестный забросил бутылку с коктейлем Молотова в окно прокуратуры одного из районов Владивостока. На одном из осколков эксперт-криминалист обнаружил отпечаток пальца. Точнее, еле видимый след нескольких папиллярных линий. Тем не менее этого было достаточно, чтобы вычислить и задержать злоумышленника, имевшего ранее неприятности с законом.

Подводя черту, можно сказать, что если бы потенциальные правонарушители знали, с какими умными приборами работают криминалисты, то многие из них наверняка не пошли бы на конфликт с законом. Потому что преступник всегда оставляет следы. Как бы он за собой ни подтирал. А если есть след, то преступление будет раскрыто, рано или поздно. Можете не сомневаться.

Справка «В»

1 марта 1919 года была образована криминалистическая служба МВД России. В УВД Приморского края экспертная служба была создана в 1947 году. В это трудно поверить, но 13 лет в ее составе были только младшие лейтенанты милиции, супруги Виктор и Тамара Столяровы. Два эксперта-криминалиста – на весь регион, превосходящий по площади территорию Бельгии, Голландии, Дании и Швейцарии вместе взятых!

 

Автор: Сергей КОЖИН