​Дмитрий Харатьян: Мой юбилей – это 55 оттенков яркого

Актер считает, что достиг возраста зрелости – он полон сил и творческих планов

18 февр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3689 (23) от 18 февр. 2015

Известный артист Дмитрий Харатьян недавно отметил 55-летие. Цифра солидная. Но сам юбиляр, похоже, не собирается «обрастать» атрибутами зрелого возраста – степенностью, солидностью, многозначительностью и… лишними килограммами. Наш корреспондент встретился с Дмитрием и поговорил с ним о творчестве, семье, друзьях и, конечно же, о юбилее.

Зрелость, а не старость

– Дмитрий, поздравляем вас с прошедшим юбилеем! Уже успели осмыслить, что это за возраст такой – 55 лет? Вообще, цифры в паспорте для вас что-то значат?

– Да, конечно. Две пятерки – это же магия цифр!

– Ощущаете себя на этот возраст?

– Я не совсем понимаю эту фразу. Наверное, человек ощущает себя на какой-то «взрослый» возраст, когда, например, плохо себя чувствует… Тогда, наверное, он понимает, что это состояние связано с чем-то конкретным. Возможно, с возрастом… Еще можно ощущать свой возраст в сравнении с кем-то, кто гораздо моложе тебя или старше. Если я смотрю на своих ровесников, то возраста не чувствую… Потому что, наверное, сохранился лучше, чем многие мои ровесники. Но это не моя личная заслуга, а скорее заслуга моих родителей, которые мне передали определенный набор генов, а также заслуга профессии, которая требует, чтобы я постоянно держал себя в форме. Это, конечно, не какой-то неимоверный труд, но он системный, то есть работать над собой нужно постоянно. В этом смысле я прекрасно понимаю, что мне 55 лет. Но при этом чувствую себя вполне энергичным, здоровым, полным опыта и надежд. Скорее всего, я ощущаю себя Эрастом Фандориным. В романе Бориса Акунина «Весь мир театр» этому герою как раз 55 лет. Он в прекрасной форме – физической, эмоциональной, профессиональной. Во всех жизненных проявлениях это расцвет, а не упадок. Это возраст, когда человек становится зрелым, а не старым. Я как раз считаю себя зрелым.

– Вам знакомо такое понятие, как кризис среднего возраста?

– Конечно, знакомо. Все это проходили, пережили... И я в этом плане ничем не отличаюсь от остальных.

– Как поддерживаете физическую форму? Неужели зарядку делаете?

– Конечно, я делаю зарядку и хожу в тренажерный зал. Занимаюсь спортом – большим теннисом. То есть все методы достаточно простые и известные.

Кино и критика

– Вы самокритичный человек?

– Да. Очень. Всегда оцениваю, что я сделал, а что мог бы сделать. Это в какой-то степени помогает двигаться дальше, не совершать каких-либо ошибок.

– Фильмы с вашим участием пересматриваете?

– Смотрю, но не с целью найти какие-то ошибки в прежних работах. Для меня эти киноленты важны как воспоминание, как красивые картинки из прошлого. А кино тем и отличается от театра, что снято один раз и навечно. И исправить ты уже ничего не можешь. В театре – да, есть возможность что-то переосмыслить и в следующий раз выйти на сцену и сыграть иначе.

– Что вам ближе: кино, телевидение, театр?

– Мне все близко. Это разные формы одной профессии. И любой выход на публику – это в любом случае актерство.

– У вас есть любимая роль?

– Скорее, нет, чем да. Хотя можно назвать самой любимой свою первую роль. Потому что если бы она не случилась в моей жизни, то ничего бы не было, не состоялось. Это фильм Владимира Меньшова «Розыгрыш» и моя роль Игоря Грушко. Думаю, многим известна история моего попадания в кино. Это было как будто совсем случайно. Но все случайное закономерно. И к этому нужно относиться с уважением. Так и я отношусь к своему случайному приходу на киностудию «Мосфильм» с гитарой и девочкой Галей, которая очень хотела быть актрисой, но одна ехать на киностудию боялась. Я составил ей компанию. И попал в кино.

Гардемарины, вперед!

– От каких ролей вы отказываетесь?

– Меня не привлекают одноплановые персонажи, без загадки. Неинтересные, скучные, однобокие. Носители зла. Прямолинейные. Все это совершенно не мое.

– Я знаю, что в подмосковном городе Красногорске вы открыли учебное заведение для творчески одаренных детей – «Школу гардемаринов». Расскажите о ней.

– Школа существует уже второй год. Сначала эта идея возникла у моей жены Марины, потом мы озвучили ее администрации города. Идея понравилась, и мы открыли эту школу.

– Сложно в нее попасть?

– Безусловно, у нас есть отбор, он происходит каждый год. Ведь молодежь оперяется, выбирает себе профессию и уходит в другую, взрослую жизнь. А на ее место приходят новые ученики. Критерии отбора те же, что и в театральных училищах: рассказать басню или стихотворение, прочитать прозу, станцевать или спеть. Обычный творческий конкурс. И я, безусловно, присутствую на экзаменах.

Династия

– Ваш сын Иван снимался в фильме режиссера Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Может быть, он продолжит актерскую династию?

– Пока об этом рано говорить. Ваня учится в 11-м классе. И он еще не решил окончательно, чем бы хотел заниматься в жизни. У нас еще полгода впереди есть. Но по складу ума сын гуманитарий. Скорее всего, он будет осваивать все, что связано с музыкой, искусством.

– Иван учится за границей. Привыкли к тому, что сын вырос и уже живет отдельно?

– Ваня действительно живет самостоятельно, в отрыве от родного дома. Он учится в русской школе на Мальте. Тем не менее, на наш с женой взгляд, он еще маленький и о нем, безусловно, надо заботиться. Мы созваниваемся с ним по скайпу, по телефону, навещаем друг друга.

– Со старшей дочерью Александрой часто общаетесь?

– У нас нет какого-то особого распорядка или графика. Естественно, встречаемся на праздники, стараемся найти время на общение. Саша уже взрослая, вполне состоявшаяся личность со своей жизнью.

– Вы как-то говорили, что дочь планирует пойти учиться на музыкального продюсера…

– Она уже выучилась. Бывает, что мы работаем вместе. Дочка становится моим продюсером на какое-то время. Точнее, продюсером каких-то моих проектов, выступлений – она занимается их организацией.

Дорогие люди

– О вас очень тепло отзывается вдова Леонида Гайдая Нина Павловна Гребешкова. Она рассказала, что вы ее очень поддерживаете после смерти супруга…

– Для меня общение с Ниной Павловной настолько же важно, как когда-то с Леонидом Иовичем Гайдаем. Считайте, что она моя близкая родственница. У нас есть потребность в наших встречах, телефонных звонках. Мы любим и помним Гайдая. Поэтому я так трепетно к ней отношусь.

– С родителями часто видитесь?

– Стараемся навещать их как можно чаще. С возрастом необходимо уделять родным людям больше внимания. Это прямая и почетная обязанность каждого выросшего ребенка – помогать своим родителям. Я помогаю им, чем могу, стараюсь угадать, в чем у родителей есть потребность.

– Для вас важна поддержка вашей семьи?

– А как же! Без этого невозможно ни жить, ни творить. Я советуюсь с супругой, даже когда принимаю решение об участии в том или ином проекте.

– Вы с женой Мариной вместе уже больше 25 лет. Научились преодолевать семейные кризисы, которыми так пугают психологи?

– Если случаются ссоры, просто расходимся в разные комнаты. Трения могут быть по разным вопросам, но мы с Мариной уже научились сдерживать эмоции и делать паузу для того, чтобы все осмыслить, чтобы не было резких реакций. Жизнь научила брать «дополнительное время», чтобы осознать никчемность и бессмысленность конфликтов. А особенно – их продолжение.

Роль в подарок

– Дмитрий, традиционный для юбиляра вопрос: ваши творческие планы? Над чем вы сейчас работаете?

– У меня – премьера спектакля «Не телефонный разговор». Он идет на сцене театра под художественным руководством Армена Джигарханяна. Это ретроистория о любви по мотивам теленовеллы Эдварда Радзинского «Ольга Сергеевна». Я играю роль обаятельного московского ученого. Почти сорок лет назад ее исполнял сам Армен Борисович. Еще готовлюсь к большому юбилейному концерту, который организаторы назвали «55 оттенков яркого». Он пройдет 9 марта в Москве в концертном зале «Crocus Сity Hall». Коллеги и друзья придут меня поздравить и поддержать. Будут необычные дуэты и трио. Но раскрывать всех подробностей я не могу. Поскольку у меня юбилейный год – запланировал большой тур по России. Сейчас в нем больше десяти городов, и список все еще пополняется. Можно считать, что юбилейный концерт – это мой отчет перед зрителем, это хороший повод, чтобы нам встретиться…

       

Автор: Валерия Хващевская