Еще не студент, но уже избиратель
В школах Владивостока начались открытые уроки, посвященные электоральной грамотности
На лекциях объясняли, для чего нужны выборы и почему на них надо ходить. Одно из таких занятий состоялось в гимназии № 2. В старшеклассниках воспитывают активных граждан, голосующих не «ногами», а мозгами. Просвещение молодежи продлится до 20 февраля. Точкой в череде образовательных мероприятий станет день открытых дверей в избирательной комиссии.
Дети или почти дети – 11-й класс все-таки пограничная возрастная категория – собрались в зале для конференций. Присутствовали учителя и директор школы. Ради открытого урока учеников отпустили с истории, чему будущие избиратели (а может, и избираемые) оказались рады.
– В одной из школ ученики попросили нас прийти еще раз – во вторник, – сообщил Николай Кичатов, секретарь владивостокского избиркома. – В этот день у них была контрольная по физике.
Перед началом корреспондент «В» пообщался с докладчиками и задал несколько вопросов.
– Сегодняшнее мероприятие проходит в рамках Дня молодого избирателя, – сообщил Роман Охотников, секретарь приморского избиркома. – Однако работа с молодежью ведется постоянно. На каждой территории края есть своя территориальная и участковые избирательные комиссии. Специалисты регулярно организуют открытые уроки, приходят на занятия по обществознанию. Многие из наших коллег состоят в педагогических коллективах. С малого возраста ребятам прививают гражданскую сознательность, умение пользоваться своим правом на выбор. Мы живем в правовом государстве, главные инструменты которого – представительные органы.
С этих слов практически и началась лекция.
– Участие в выборах – это ваше конституционное, святое право, граничащее с моральной обязанностью, – отметил Николай Кичатов. – К сожалению, не все граждане понимают и пользуются таким инструментом. В других странах за всенародное избирательное право было пролито немало крови. Нашей стране оно досталось практически в качестве подарка – путем политических реформ. Может быть, поэтому явка на выборах до сих пор оставляет желать лучшего.
Школьников познакомили с видами выборов: федеральными, региональными, муниципальными и т.д. Занятие велось в формате диалога. Общение с молодежью показало хороший уровень знаний по профилю. Что, в принципе, неудивительно. Обществознание – самый популярный предмет по дополнительному ЕГЭ.
Докладчики рассказали ребятам об активном и пассивном избирательном праве. То есть праве избирать и быть избранным. А также о грядущих выборах, которые пройдут в декабре 2016 года. Нас ждут сразу два электоральных марафона: выборы в Госдуму и выборы в Законодательное собрание Приморского края. А бюллетеней будет четыре. И сразу вопрос в зал: почему? Ответ: каждое голосование будет вестись по смешанной схеме. Половина депутатов пройдет по партийным спискам. Другая половина – по одномандатным округам.
Ученики узнали, для чего люди голосуют досрочно. И, в частности, как голосуют моряки, находящиеся в дальнем плавании. Оказывается, они направляют телефонограммы. Еще узнали, сколько во Владивостоке избирательных участков, что такое КОИБ. Что такое молчаливое большинство и как голосовать ногами.
– Если вы не идете на выборы, то ваши голоса в основном достаются победителю, – рассказал Роман Охотников. – Поэтому, когда человек сидит дома вместо того, чтобы посетить избирательный участок, он невольно голосует «ногами» – за того, кто выиграет.
Задали подростки и свои вопросы.
– Можно ли голосовать через Интернет? – поинтересовалась одна из присутствующих учениц.
– Нельзя, – ответил представитель избиркома. – Возникает множество проблем с подтверждением личности, подсчетом голосов. Да и один из важнейших принципов – тайна голосования – в данном случае тяжело соблюсти.
По завершении урока корреспондент «В» пообщался со школьниками. Все как на подбор выступили активными гражданами, пообещали на выборы пойти. Не на ближайшие, конечно. В декабре 2016-го им будет только по 17 лет. Но на президентские – точно.
– Это мой долг перед государством, – коротко сообщила одна из школьниц.
Главное, чтобы пыл не остыл.
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ