Модный приговор

​Причину одиночества русских женщин покажут на выставке детской одежды

5 февр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3682 (16) от 5 февр. 2015
69ce4f6da6e37178aabb1408cde8afe0.jpg

Сегодня в музее имени Арсеньева на Светланской, 20 открывается выставка «Большой мир маленькой моды». Двести лет развития детской одежды охватывает экспозиция, построенная на экспонатах из личной коллекции историка моды Александра Васильева.

Вырастили принцессу, а кругом одни мужланы…

– Я не первый раз во Владивостоке и не впервые показываю здесь свои коллекции. И очень горжусь тем, что меня сюда приглашают и так охотно сотрудничают, – признается Александр Васильев.

– Вы впервые показываете выставку детской моды?

– Да, и собрать ее было совсем непросто. В моей коллекции – а у меня более 50 тысяч единиц хранения – именно детская одежда представлена, можно сказать, ограниченно. Почему? Потому что дети неаккуратно носят свою одежду. Они ползают, играют, рисуют, едят, пачкают и рвут одежду – что поделать?

В экспозиции представлены платья, чепчики, шляпки, чулочки, носочки, туфельки детей разных поколений. Это очень трогательная выставка как для детей и их мам, так и для бабушек. Бабушки вообще главные посетители музеев, а в данном случае – я уверен – они будут идти на выставку вереницей, чтобы вспомнить свое детство и детство своих родителей. Ведь у нас широко представлен XX век, в том числе советская эпоха – довоенная, послевоенная… Первые же образцы в коллекции датированы эпохой Наполеона – к примеру, у нас есть кринолин для девочки 1870 года.

Интересно, что почти все сохранившиеся детские платья – хлопчатобумажные. Потому что их могли откипятить. Хуже всего сохранились шелковые наряды. Шерстяные же попросту съела моль.

– Больше одежды для девочек или для мальчиков?

– Для девочек. Они более сентиментальны и чаще хранят какие-то платьица – свои или, когда вырастают, своих детей. Кроме того, девочки элементарно аккуратнее мальчиков, реже дерутся и рвут вещи.

Большинство детских вещей XIX века – это ручная работа, XX столетия и советской эпохи – массовый пошив. Конечно, это не значит, что в СССР было много детской одежды. Советская ребятня не могла ходить раздетой, поскольку климат не позволяет, но и разнообразием фасонов и размеров платьев, костюмов и пальто их не баловали. Часто это вообще были неадекватные вещи, которые переделывали мамы и бабушки своими руками.

Но тем не менее понятие детской моды в СССР существовало. В те времена очень боролись за нравственность детей: девочки не красились, не ходили на каблуках и не носили нейлоновые платья, похожие на торт. С точки зрения воспитания, кстати, это было не так плохо.

Сегодня есть другой перекос, мне очень заметный. В программе «Модный приговор» родители часто говорят: «Я свою дочку воспитываю как принцессу». Но забывают при этом, что сами они не принцы и не князья.

На программу девочки с родителями приходят, как правило, одетые ну почти одинаково: розовое топорщащееся нейлоновое платье, лаковые туфли, два (или один) огромных кошмарных банта на голове. И они больше похожи на куклу, чем на человека. А знаете, что показательно? Что никто из тех же родителей не воспитывает своего сына как принца, как рыцаря. А где же тогда принцесса будет искать себе пару? Здесь во многом кроется проблема одиночества русской женщины. Вырастили принцессу, а кругом одни мужланы.

Детская одежда – не то, что хранили в России

– Собирать детскую одежду сложнее, чем взрослую?

– Намного, особенно частному коллекционеру. Больше всего детских вещей сохранилось в США – и это логично. Там не было практически ни одной войны, кроме войны Севера и Юга. А значит, не было бомбежек, разрушений, эвакуаций, когда люди теряют все свои вещи или берут самое необходимое. И последнее, что они хватают с собой, – это детскую одежду, причем старую.

Также много детских вещей хранится в музейных собраниях. Музеи в этом смысле имеют преимущество, потому что коллекционеры редко имеют возможность собирать свои коллекции в течение 80 или там 120 лет, а музеи могут. Тем они и ценны, за это я их люблю и поддерживаю. И активно сотрудничаю со многими музеями России и за рубежом, хотя о последнем сейчас не принято говорить.

Есть еще проблемы, связанные с коллекциями детской одежды. В Советском Союзе ее часто передавали от старшего к младшему ребенку, когда старший вырастал. Или соседям, друзьям. В итоге все вещи были так выношены, что вопрос их хранения просто не вставал. Да и хранить старые вещи особо было негде. Ведь большинство советских людей жили в таких условиях, где каждый метр на счету: коммуналки, малогабаритки.

Вообще эта проблема – негде хранить – на самом деле очень серьезная. Наша страна не сохранила материальную культуру, особенно советского периода, – ни одежду, ни интерьеры. Все интерьеры, которые у нас сохранились, это дворцовые, то есть еще императорской России.

И в России люди не любят старую одежду, с нею связано много суеверий, а половина русских – язычники, это мое мнение. Как только человек умирает, к сороковинам из дома стараются убрать всю его одежду, раздать, выбросить, избавиться и от других вещей. Это чистое язычество, на мой взгляд.

– В вашей коллекции наверняка много платьев, а вот сегодня девочки часто выбирают брюки…

– Стиль унисекс практически победил во всем европейском мире. И во взрослой, и в детской моде. В XXI веке не будет ярких различий между мужской и женской одеждой. Другое дело, что в России может быть немного иначе, потому что у нас намного больше женщин, чем мужчин: 55 процентов на 45. Есть города, к примеру Смоленск, где, по статистике, на десять женщин – трое мужчин. И один из них младенец, один алкоголик и один женатый. Я такой статистики много знаю. Например, в России из десяти женщин в возрасте от 35 до 55 восемь уже развелись хотя бы раз, одна замужем и никогда не разводилась и одна никогда не была замужем. А в возрасте между 17 и 35 годами – восемь замужем, одна еще не была и одна развелась.

Обслужу всех

– Вы часто говорите о взаимосвязи моды и политики, экономики… Как вам кажется, сегодняшняя ситуация в России, на Украине отразится на моде?

– Уже отразилась. В тренде сегодня стиль милитари, защитная форма, камуфляж, накладные карманы, металлические пуговицы, а самые модные цвета сезона – белый, красный, синий, желтый. Мода – зеркало истории. Кстати, в последнее время огромное влияние на мир моды оказывают ислам, исламские традиции. В своей последней коллекции модельер Рик Оуэн предложил мужчинам не носить нижнее белье, а вместо брюк и рубашек – туники, позволяющие проветривать спереди то, что нужно, с помощью небольших отверстий. Визуально очень непривлекательная мода… Но это ответ на войну в Сирии, в Ливии.

Мы мало думаем об идущих там войнах, потому что другая – совсем рядом. Вообще, это очень грустно, ведь русские и украинцы – две братские нации, кровно близкие, и стравить их – ужасная ошибка, это еще надо было постараться.

– Вы не только откроете выставку, вы также сыграете во Владивостоке спектакль «Иконы стиля XX века».

– Да, это такая лекция с элементами шоу. И своего рода мастер-класс, потому что я так или иначе буду давать модные советы. Говорить я буду в основном о звездах иностранных – Грете Гарбо, Мэрилин Монро, Одри Хэпберн, принцессе Диане, Брижит Бардо… Именно они подарили нам новые принципы одежды, макияжа, причесок, повлияли на эстетику модного развития человечества… Советские красавицы, к сожалению, по понятным причинам такого влияния на моду XX века не оказали.

Кого я считаю иконами стиля в России? Это Рената Литвинова, Эвелина Хромченко и Надежда Бабкина. И все они подвержены дикой критике со стороны народа, поскольку наш народ – язычник и икон не любит.

На сцене я буду один, но обещаю, что все мои поклонницы будут иметь возможность и автограф получить, и сделать селфи со мной. «Он всех обслужит!» – можете так и написать.

   

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ