Тайны почты Нептуна

​История нелепостей, мистификаций и открытий, возникших благодаря посланиям в бутылках

4 февр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3681 (15) от 4 февр. 2015

Бутылка, лежащая на берегу моря, вполне может оказаться ценной находкой – если в ней есть записка. Такие «почтовые отправления» были популярны в прежние века. Не столь редки, как можно было бы подумать, они и сегодня.

Конечно, в целом эпоха бутылочной почты ушла в прошлое. В наше время найти послание в бутылке – большая удача, хотя и такое порой случается. Еще меньше вероятность того, что письмо окажется написанным по какому-то серьезному поводу…

Откупорщик океанских бутылок

Как справедливо заметил Жюль Верн, нельзя заранее предугадать, скрывает найденная в море бутылка тайну какого-нибудь кораблекрушения или только пустяковую записку. Хотя с такой находки он сам начал свой знаменитый роман «Дети капитана Гранта». Ведь именно бутылка с запиской, найденная в желудке акулы, положила начало всем последующим приключениям героев. Напомню (а тем, кто не читал, вкратце расскажу): капитан и два матроса, спасшиеся во время крушения судна «Британия», написали на трех языках (что было довольно пре-дусмотрительно с их стороны) записки о помощи и доверили их воле океанских волн.

Жюль Верн, несомненно, отталкивался от действительного случая, поскольку в те времена бутылочная почта была вполне обычным способом отправки писем. Да что там – в 1560 году английская королева Елизавета даже учредила специальную должность – «королевский откупорщик океанских бутылок». Только он имел право первым знакомиться с этой почтой, которая нередко приносила государственные секреты или важные сведения.

Правда, большинство бутылок, выносимых волнами на берег, содержали сообщения о кораблекрушениях, причем о том, чтобы поспешить на помощь, думать уже было поздно. Хотя в случае, если люди оказывались на необитаемом острове, это послание было их последней надеждой. И, кстати, нередко записки из бутылок, отданные морской стихии, действительно помогали дождаться спасения. Разумеется, немало встречалось и ложных посланий, и сообщений об оставшихся неразгаданными тайнах…

Обратный адрес – Владивосток

Век назад сообщения о найденных бутылках с записками внутри были отнюдь не редкостью и на нашей далекой окраине.

1 июля 1909 года газета «Дальний Восток» сообщала: «Капитан парохода «Эльдорадо» представил в управление коммерческого порта японскую записку, вынутую им из бутылки, пойманной около мыса Белкина. Бутылка брошена в море японскими рыбаками у острова Сахалин с целью определить направление течения в Японском море».

Такие записки, опущенные в воды морей и океанов с научными целями, и составляли в последующие годы основную массу «почты Нептуна». Этот способ исследования течений в какой-то период стал основным, в том числе и для российских гидрографов.

В январе 1898 года 43-летний Михаил Жданко стал начальником только что образованной ГЭВО – Гидрографической экспедиции Восточного океана. Главной ее задачей было точное описание берегов и глубин дальневосточного побережья России. Так вот, именно Михаил Жданко спустя девять лет предложил воспользоваться бутылочной почтой для изучения морских течений. И с 1907 года с российских военных кораблей и гражданских судов, бороздивших просторы Восточного океана, стали пускать бутылки на волю течений и ветров. Каждая из них несла записку: сообщить во Владивосток, в адрес

ГЭВО, где и когда она была обнаружена.

На всех судах велись специальные журналы, в которых отмечали широту и долготу места, где была брошена бутылка, порядковый номер послания и название судна. Поэтому адреса отправителей бутылочной почты звучали так: транспорт «Охотск», крейсер «Аскольд», заградитель «Уссури», миноносец «Властный», парусные шхуны «Нептун» и «Альфа»…

Понятно, что от того момента, когда бутылка окажется на берегу, до того, как ее найдут местные жители, обычно проходит некоторое время. В малонаселенных районах бутылки, будучи уже выброшенными на берег, могут оставаться необнаруженными довольно долго – от нескольких месяцев до десятков лет. Разумеется, большая часть их пропадала навсегда.

По результатам анализа возвращенных записок специалисты ГЭВО составили генеральную карту путей перемещения бутылок, в целом верно отражавшую систему поверхностных течений Японского моря и части Тихого океана. Способ, конечно, не самый точный, зато весьма дешевый…

Такой пустяшный труд

Изучением траекторий плавания «научных» бутылок Михаил Жданко занимался, не оставляя других служебных хлопот. В августе 1910-го он опубликовал в газете «Далекая окраина» статью, в которой подвел некоторые итоги этой работы. Хочу вас познакомить с интересными выдержками из нее.

«С 1907 года с судов экспедиции и еще с некоторых других во все время плавания их по морям Охотскому и Беринговому бросаются в определенные сроки бутылки с записками, на которых обозначается место и время, где и когда бутылка брошена, – рассказывал гидрограф Жданко. – За истекшие 4 года таких бутылок брошено более 5000, и из них 107 найдены, и записки в них доставлены мне во Владивосток…

Как жаль, что никто из моряков раньше не начал бросать бутылки и не пропагандировал необходимость делать это со всех судов, посещающих наши моря, в особенности Охотское. В настоящее время вопрос о течениях в море Японском можно считать совершенно решенным. Многое выясняется, и многое очень интересное, и относительно течений в нашем Охотском море, так мало еще изученном. И я надеюсь, что года через два и для него можно будет дать достаточно верную карту течений.

Не нужно совсем громадных затрат на дело изучения течений, не нужно больших сил, а нужно только, чтобы моряки, плавающие в наших водах, относились к своему делу с любовью. «Сила не в силе, а сила в любви», – как говорил славный адмирал Степан Макаров. А вот этой-то любви к своему делу видишь, к сожалению, слишком мало. Сколько пароходов в течение навигации ходят по Охотскому и Берингову морям, но что-то не слышно, чтобы, кроме перечисленных мною, с какого-либо еще бросались бутылки с записками. А труд, кажется, пустяшный. Поставить на записке широту, долготу и дату, вложить в бутылку и засмолить ее. Разве же это труд?»

Надо отметить, что записок во Владивосток было возвращено все же немало. В 1912 году сам Жданко отмечал, что «за последние четыре года всех бутылок было брошено около 10000. Из них 219, то есть два процента, найдены, и записки из них доставлены в экспедицию. Такой большой процент найденных бутылок совершенно неожидан. Ведь берега Приморской и Камчатской областей населены весьма слабо».

Клятва дембелей

Впрочем, в бутылках всегда попадались (и по сей день попадаются) не только сообщения о кораблекрушениях или полезные науке записки. Авторы некоторых посланий, бывает, берутся за бумагу и ручку явно от скуки. А некоторые, возможно, перед отправкой своего письма сначала опустошают содержимое стеклянного «конверта». В результате случайным получателям такой почты остается либо недоумевать, либо веселиться.

Американская газета «Гонолулу Стар-Бюллетень» 32 года назад сообщила, что две бутылки с записками, брошенные с разных советских судов в 1976 году с интервалом в четыре месяца, достигли Гавайских островов и были найдены там в июле и ноябре 1983 года (подобное совпадение теоретически невозможно, но в жизни, как известно, всякое случается).

Первое послание было отправлено с борта пассажирского теплохода

«М. Урицкий» (к слову, этот теплоход поначалу назвали «Мойсей Урицкий», но из-за проводившейся в СССР политики государственного антисемитизма по высочайшему распоряжению почти сразу переименовали в «М.Урицкий»), а написали его шесть женщин. Прекрасно сохранившаяся записка гласила: «Сегодня, 2 июля 1976 года, мы покинули порт Корсаков и вошли в Тихий океан. Если вы прочитаете наше письмо, мы желаем вам хорошего здоровья, огромной удачи, вечной любви, долгой жизни и не желаем вам этой проклятой морской болезни, от которой мы страдаем».

Второе послание, находившееся в коньячной бутылке и написанное на обертке от шоколада «Лотос» хабаровской фабрики «Спутник», слегка подмокло. Поэтому с некоторыми пропусками текст выглядит так: «1976 года... на Камчатской земле. Мы, дембеля, ... рядовой К.Н. Бутенко, сержант

С.В. Сергеев, рядовой ... Арахутдинов, рядовой В.М. Кумизов, рядовой Н.Б. Метелев, рядовой Н.К. Капафин, рядовой В.К. Евсеев, покидая Камчатку на борту парохода «Советский Союз» 11 декабря этого года, торжественно клянемся: никогда снова не возвращаться на этот полуостров... но уезжая домой... в добром здравии ... Мы спросим что ... в нашем старом возрасте ... мы сможем увидеть эти пустынные горы... смелых женщин ... никогда ... Мы клянемся приложить все наши силы».

Да, судя по содержанию этого письма, дембелей, как и корсаковских женщин, тоже явно тошнило… Впрочем, гидрограф Михаил Жданко наверняка нашел бы пользу в обнаружении бутылок с записками этих страдальцев на Гавайях: отправленные с судов, отходивших с Сахалина и Камчатки, они рассказали многое «относительно течений в нашем Охотском море»…

История в фактах

Из сообщений газеты «Дальний Восток»:

22 апреля 1908 года:

«Начальник Петропавловского уезда сообщает, что в июле минувшего года в 15 милях от устья реки Тигиля на Камчатке была найдена выброшенная на берег бутылка, в которой оказалась записка, написанная по-русски карандашом, следующего содержания: «Эта бутылка брошена с парохода «Стрелок» 15 июля 1907 г. в пять часов утра, погибшего в 50 милях от Тигиля. Осталось 4 человека живых, просим помощи».

Как только эта бутылка была найдена, то по распоряжению местных властей было осмотрено все побережье от устьев Тигиля на север и юг на расстоянии по 50 миль, но никаких признаков гибели парохода «Стрелок», а также и бывшего на нем экипажа не обнаружено».

Из сообщений газеты «Дальний Восток»:

«Пассажиры, прибывшие из Камчатки на пароходе «Амур», сообщают, что в 70 верстах от берега в море найдена плававшая запечатанная бутылка, в которой оказалась записка: «Пароход «Хилки» погиб 15 июня». Название написано очень неразборчиво и определено приблизительно. Пароход иностранный».

Из сообщений газеты «Дальний Восток»:

23 апреля 1908 года:

«По наведенным в управлении коммерческого порта справкам оказалось, что в минувшем году пароход «Стрелок» в плавание на север не выходил и парохода «Стрелок» здесь нет. Лет 9 тому назад около Де-Кастри действительно погиб пароход «Стрелок», поэтому найденная около устья реки Тигиля бутылка с запиской о гибели 15 июля 1907 года парохода «Стрелок» есть не что иное, как мистификация».


Автор: Иван ЕГОРЧЕВ, действительный член Русского географического общества