По пути к Мирному договору

Без галстуков и засучив рукава руководители России и Японии работают сегодня над завтрашним межгосударственным альянсом для потомков из 21 века.

29 апр. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №368 от 29 апр. 1998

Без галстуков и засучив рукава руководители России и Японии работают сегодня над завтрашним межгосударственным альянсом для потомков из 21 века.

И.В. Казаков,
Заместитель Торгового представителя России в Японии, доктор экономических наук, профессор, академик Международной Академии информатизации ООН

Новая, беспрецедентно благоприятная торгово-политическая обстановка вокруг российско-японского хозяйственного взаимодействия формируется после исторической встречи “без галстуков” в сибирском городе Красноярске 1-2 ноября 1997 года Президента России Б.Н. Ельцина и премьер-министра Японии Р. Хасимото. Совместная рыбалка на Енисее динамичных лидеров соседних дружественных государств, как представляется, способствовало укреплению их эпохальной решимости подписать еще до 2000 года Мирный договор, экономическим фундаментом которого уже становится красноярский “План Ельцина-Хасимото”. Мощным импульсом реализации его явится японская в апреле 1998 года встреча “без галстуков и засучив рукава” под цветущей сакурой в ходе их совместной работы над исторически “рудиментарно-запущенными” вопросами правовых межгосударственных отношений в системе экономической безопасности АТР с нарастающей политической ответственностью мирно взаимодействующих России и Японии в осуществлении многочисленных инвестиционных проектов регионального сотрудничества российского Дальнего Востока.

Тем более что министр иностранных дел Японии К. Обути и вице-премьер России Б.Е. Немцов, как сопредседатели межправительственной российско-японской комиссии по торгово-экономическим вопросам, 23.02.1998г. подписали межправительственное соглашение о рыбохозяйственном сотрудничестве в районе Южных Курил, которое позволит японским рыбакам заниматься легальным промыслом в российских территориальных водах, а пограничникам и рыбнадзору России дать возможность обращать больше внимания на российских браконьеров, которые сбрасывают зачастую незаконно выловленные морепродукты в японских портах. Для российских же бизнесменов с 1 апреля 1998г. Япония упростила процедуру получения въездных документов (срок выдачи визы сократился до 3 дней с момента подачи заявления), начали выдаваться и многоразовые визы. К. Обути объявил также о решении Эксимбанка Японии предоставить России совместно с Всемирным банком несвязанный кредит в 1,5 млрд. долл. на два года. Ускоряется работа по подготовке Соглашения об обоюдной защите инвестиций с тем, чтобы подписать его в ходе конкретизации экономических аспектов “Плана Ельцина-Хасимото”. Японские правительственные источники в этой связи сообщили 10.03.1998г. о том, что принято решение активизировать российско-японское хозяйственное взаимодействие на четырех “спорных” основах малой Курильской гряды (модернизация портовых сооружений, строительство отелей, предприятий по переработке морепродуктов, др.), где, к тому же обнаружены запасы углеводородного сырья.

Все эти, а также связанные с ними торгово-политические обстоятельства, заметное продвижение в реализации международных инвестиционных нефтегазовых проектах “Сахалин-1” и “Сахалин-2”, усилят, как представляется, интерес инвесторов Японии и кооперирующихся с ними партнеров из стран АТР к конкурентоспособным проектам Сахалинской, Камчатской областей, Приморского края Российской Федерации, определяя и будущую динамику экспортно-импортных товаропотоков внешней торговли России и Японии.

Динамика российско-японского товарооборота

В 1993-1997 годах (млн. долл.)

 

1993г.

1994г.

1995г.

1996г.

1997г.

Оборот

4270,0

4657,6

5933,4

4960,2

5009,8

Экспорт

2769,2

3490,4

4763,3

3936,8

3995,4

Импорт

1500,8

1167,2

1170,1

1023,4

1014,4

Источник: данные статистического учета Японии.

Ведь в 1997г. стоимостной объем товарооборота существенно уступил рекордному уровню его в 1995г. (5,9 млрд. руб.), лишь незначительно превысив 5 млрд. долл. (прирост на 1%). При этом экспорт России увеличивался за истекший год на 1,5%, а импорт сократился на 1%, предопределив российское положительное сальдо в 3 млрд. долл.

Однако необходимо подчеркнуть в этой связи, что если Япония свою внешнюю торговлю “патриотически” исчисляет в национальной валюте иене, то произошедшая долларизация России зафиксирована даже в официальном статистическом учете внешнеэкономической деятельности. Японо-российский товарооборот в иеновом исчислении вырос за 1998г. на 11%, в том числе экспорт из России – на 13%. Но поскольку среднегодовой курс иены снизился на 11%, то это и сказалось на стоимостных показателях экспорта и импорта в долларовом выражении.

В товарной структуре российского экспорта основную стоимостную долю традиционно занимают сырьевые товары, прежде всего цветные и драгоценные металлы (37% стоимости), рыбо- и морепродукты (25%), деловая древесина и пиломатериалы (19%), ископаемые энергоносители и другое минеральное сырье. Импорт из Японии (75% - продукция машиностроения) тормозится как нехваткой валютных средств у хозяйствующих субъектов, так и неурегулированностью проблемы задолженности по ранее заключенным, зачастую еще в СССР, контрактам.

Обобщающим показателем “значимости” уровня двусторонней торговли как для Японии, так и России может служить показатель ее удельного веса в общем объеме внешней торговли обеих стран, который в 1996г. для Японии (т.е. удельный вес России), составляет 0,8%, а для России (удельный вес Японии) – 3%, что совершенно не соответствует имеющемуся потенциалу хозяйственного взаимодействия географически близких стран.

Торговое представительство России в Японии в соответствии с указаниями руководства МВЭС России (Решение Коллегии от 4.02.1998г. Ф № 10-13/12 “Об итогах внешнеэкономической деятельности России в 1997 году и задачах Министерства на предстоящий период”) интенсифицирует оказание всесторонней помощи в развитии внешнеэкономических связей всех Субъектов Федерации, в том числе, в частности, и Приморского края (пункт 2.34 решения), непосредственно граничащего через водные акватории с Японией.

В качестве одной из важнейших задач МВЭС РФ на предстоящий период Коллегией Министерства выделена такая актуальная задача как “усиление регионального аспекта экспортной стратегии государства через разработку и реализацию региональных экспортных программ, предусматривающих развитие в регионах экспортной базы за счет местных ресурсов”, которыми изобилует российский Дальний Восток – как в виде материковых и шельфовых полезных ископаемых, так и возобновляемых сырьевых ресурсов, включая экономическую фауну и флору в рамках международного хозяйственного взаимодействия.

Обращает на себя внимание, в этой связи, разработанное Администрацией Приморского края Временное положение “Об усилении мер по сохранности и рациональному использованию запасов особо ценных видов краба в подзоне Приморского края”, принципиально поддерживаемое губернатором Е.И. Наздратенко. Вывод об экономической целесообразности для бюджета Приморского края России внедрения “одноканального” экспорта, в частности, приморского живого краба в Японию представляется еще более актуальным в свете опубликованной 20.03.1998г. в “Известии” аналитической информации по внешнеэкономическому функционированию дальневосточного рыбопромышленного комплекса в 1998 году: “живой краб, например, уходит иностранным перекупщикам по 4,5 долл. за кг, хотя его минимальная цена – 10 долл. Только в 1997г. на крабе теневой бизнес заработал не менее 500 млн. долл., а Россия потеряла в 2 раза больше. Приблизительно такое же соотношение и по другим видам морепродуктов. По факту выхода серии статей Б. Резника в “Известии” под общим заголовком “Мафия и море” Главное контрольное управление президента РФ организовало проверку” (конец цитаты). По опубликованным данным МВД ФСБ и Генеральной прокуратуры, обеспокоенным “криминализацией отечественной рыбной отрасли”, только за 1997г. “на Дальнем Востоке” милиция выявила более 1200 экономических преступлений, связанных с рыбным хозяйством. Из 700 проверенных судов на каждом третьем есть серьезные нарушения”. В этой связи предложено создать, в частности, на Дальнем Востоке единый координирующий орган для всех ведомств, связанных с промыслом морепродуктов и охраной рыбных запасов.

В соответствии с подтвержденным российским МИДом договоренностями о разграничении в ходе подписания Мирного договора юрисдикции в отношении островов Хабомаи и Сикотан Малой Курильской гряды возникает в 21 веке принципиально новая ситуация с положением коренных россиян жителей этих территорий.

Приходят, к сожалению, на память аналогичные события прошлого столетия, живым свидетелем которых был российский православный миссионер святой равноапостольный Архиепископ Японский Николай (в миру – Иван Дмитриевич Касаткин), проработавший в Японии более 50 лет и похороненный в январе 1912 года на токийском народном кладбище Янака. Епископ Николай очень близко к сердцу принял положение племени айнов, коренного населения Курильских островов, ранее принадлежавших России, а затем перешедших к Японии. Большинство айнов было тогда переселено на остров Сикотан, откуда выезд им был запрещен. Жили они нищенски, занимались рыбным промыслом. Между ними было много христиан, крестившихся еще в период русского владычества; теперь их заставляли переходить в буддизм, чтобы скорее ассимилировать, но айны устояли.

Японский священник Тит Комацу пишет: “Прибыв в Токио, я немедленно доложил о положении дел епископу. Епископ молча плакал и после некоторого времени сказал: “Ты их ближайший пастырь и священник и должен на деле осуществлять слова нашего Господа Иисуса и потому подумай об этом обстоятельно”. После того по всей Японской Православной Церкви был открыт сбор пожертвований в пользу несчастных сикотанских айнов, и между маленькой айнской и японской Церковью установилось духовное единение, которое Епископ Николай тщательно поддерживал”.

В книге архимандрита Сергия “По Японии” имеется более утешительная картина жизни айнов на Сикотане. В предыдущие годы они начали вымирать от голода и болезней. Из 115 человек осталось 62. Правительство давало некую субсидию, но она “сильно прилипала к рукам чиновников”. Святой Николай послал туда от Миссии священника Тата Комацу и катехизатора Алексея Савабе, сына отца Павла Савабе, которые, вернувшись в Токио, и сообщили о бедственном положении курильцев. Тогда о нем заговорила и столичная пресса, и правительство приняло серьезные меры для улучшения быта этих людей. На остров были посланы доктор и учитель, и наладилось снабжение продовольствием. Нравственность айнов была очень высока. Они жили по-братски, делились друг с другом, преступлений у них не было. Таким образом, отеческая забота Святителя Николая Японского простерлась и на этих обездоленных людей.

Его христианская проповедь не была умозрительно-отвлеченной, она все время претворялась в жизнь, проникла в семью и быт, объединяя и церкви и отдельных христиан.

Конечно, история не повторяется, а Япония кануна 21 века с ее выросшим до 126 млн. человек (10,53 млн. человек родилось в эпоху Хэйсэй, начавшуюся 1989 годом) населением и, соответственно, его рыбопотреблением курильских “даров” фауны и флоры это – новое демократическое государство и морально-финансовый центр Азии, помогающий на взаимовыгодной основе и дальневосточной России (от Урала до Тихого океана проживает около 15 млн. человек).

В сложившихся для нее непростых экономических условиях, необходимы новые концептуальные подходы по восстановлению, в частности, отечественного морского рыболовства не только в своей исключительной экономической зоне, но и в отдаленных районах Мирового океана, “подпитывающего” продовольственную безопасность и России, и Японии. Ведь морские “живые ресурсы” самой продуктивной в этом регионе российской Исключительной экономической зоны (ИЭЗ) - это жизненно важный источник межгосударственного созидательного взаимодействия соседних дружественных народов. И в 21 веке в основе их “совместной рыбалки” лежит объективная необходимость расширенного, экологически безупречного (с учетом негативного технотронного воздействия на обитателей моря проектов “Сахалин-1” и “Сахалин-2” и последующих международных проектов) хозяйственного воспроизводства морских гидробионтов.

А в этой связи целесообразно выделить те позитивные результаты, которые были достигнуты на 14 сессии Российско-Японской смешанной Комиссии по рыбному хозяйству (10-17 марта 1998 года, Токио). Касаясь итогов промысла лососей японскими рыболовными судами, стороны выразили удовлетворение тем, что нарушений в районах и за пределами 200-мильных зон в 1997 г. не отмечено в силу плодотворных усилий России и Японии по предотвращению нарушений. А после консультаций по вопросам японского промысла лососей российского происхождения, Россия определила возможный вылов этих видов на 1998 г. в 5123 тонн, или 4394 тыс. штук. При этом российская сторона отметила необходимость участия Японии в осуществлении мер по возобновлению запасов лососей, образующихся в реках Российской Федерации, и компенсации части ее расходов на эти цели, в том числе путем поставок соответствующих машин и оборудования. Японская сторона сообщила, что на основе пункта 6 Статьи II Соглашения (от 12 мая 1985 г.) в качестве одного из видов сотрудничества по сохранению лососевых, образующихся в российских реках и мигрирующих в воды или через воды к берегу от внешних границ 200-мильной зоны Японии, Всеяпонская ассоциация рыбопромышленников поставит заинтересованным организациям России машины и оборудование, приобретенные в Японии или другой стране, на сумму в пределах 759млн. иен по ценам, не превышающим цены на мировом рынке. Однако, если общий вылов не превысит 4529т, то указанная сумма составит 671 млн. иен и будет увеличена с точностью до 1 млн. иен, если общий улов составит более чем 4529т по взаимно согласованной расчетной формуле.

В ходе обсуждения вопросов сотрудничества в сохранении и управлении живыми ресурсами за пределами 200-мильных зон в северо-западной части Тихого океана, включая Охотское и Берингово моря, подтверждена целесообразность тесного сотрудничества по этому вопросу, как это предусмотрено Статьей IV Соглашения. Стороны пришли к единому мнению о важности правильного применения положений Конвенции по сохранению и управлению ресурсами минтая в центральной части Берингова моря. При этом Япония подтвердила, что она на добровольной основе не будет осуществлять промысел минтая японскими судами в этом районе в 1998 г., что было положительно оценено российской стороной.

А последняя, учитывая заинтересованность Японии, выразила готовность положительно рассмотреть вопрос о выделении в 1998г. квоты вылова лососей в 200-мильной зоне Российской Федерации в объеме 15,5тыс. тн на компенсационной или иной взаимоприемлемой основе, включая поставки материалов и оборудования для воспроизводства лососей российского происхождения. Российская сторона положительно рассмотрит вопрос о выделении объемов изъятия лососей для обеспечения совместных исследований биологии лососей в период их преднерестовых миграций в 200-мильной зоне Российской Федерации с использованием японских судов.

Стратегическим принципом морской рыболовной политики России уже в видимой перспективе должно быть научное управление морскими живыми ресурсами и их устойчивое использование, что сможет обеспечить восстановление и поступательное развитие рыбного хозяйства на основе равных возможностей промысла для владельцев судов всех форм собственности - государственной, акционерной, кооперативной, смешанной и частной. И при этом только на основе широкого международного сотрудничества по управлению и оптимальной эксплуатации морских биоресурсов посредством использования преимуществ международного разделения труда и достижений научно-технического прогресса для устойчивого развития национального морского рыболовства России в кооперации и с Японией.

Ведь исторически далеко не случайно, что в структуре российско-японских отношений рыболовству принадлежит авангардная роль: именно подписание между СССР и Японией в 1956 году двусторонней Конвенции о рыболовстве в открытом море в северо-западной части Тихого океана (после установления Советским Союзом так называемой “линии Булганина” по политически-территориальной и экономической защите территориальных вод) предопределило восстановление послевоенных дипломатических отношений. Ведь рыба в российско-японских отношениях зачастую плывет впереди политики - тем более в период подготовки финального аккорда Мирного договора России и Японии с его экономической осью в виде красноярского “Плана Ельцина-Хасимото”.

В шести направлениях этой программы действий формируются следующие траектории стратегического взаимодействия:

инициативы в инвестиционном сотрудничестве с защитой инвестиций, возможностью гарантирования их и частными российскими банками;

содействие интеграции российской экономики в международную экономическую структуру;

кооперация в программе подготовки российских менеджеров бизнеса;

усиление диалога в сфере энергетики;

кооперация в мирном использовании атомной энергетики.

Симптоматично, что этот План эволюционно имеет предысторию в виде уже выполняемой (с апреля 1995 г.) “Программы оказания содействия Японией развитию внешней торговли и промышленности Российской Федерации”, предложенной Р. Хасимото в бытность его Министром МВТП Японии, получившей обиходное название “План Хасимото” и охватывающий три сферы, во-первых, стимулирование российского экспорта в Японию, во-вторых, усиление структурных реформ в промышленности, в-третьих, налаживание инструментов промышленной политики (семинары, стажировки, др.).

Япония, оказывая содействие усилиям России по проведению реформ, исходит из трех принципиальных моментов:

способствовать созданию фундамента для благополучного продвижения демократизации перехода к рыночной экономике в России;

отвечать действительным потребностям народа России;

для того, чтобы содействие имело наибольший эффект, поддерживая тесную связь между Японией и Россией, осуществлять координацию с главными странами-донорами и международными организациями.

По мнению президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) А.И. Вольского, после встреч Б.Н. Ельцина в 1997 г. с руководителями Японии и Китая, а также после принятия России при помощи Японии в Азиатско-Тихоокеанский экономический совет появилась возможность осуществления целого ряда взаимовыгодных проектов - энергомосты в Китай и Японию, газопроводы из Сибири в Китай, Республику Корея и Японию. В ходе Красноярской встречи в ноябре 1997 г., японская сторона предложила России, по данным МВТП Японии, осуществить 39 совместных проектов на 2,2млрд. долл. В частности, Япония уже выделила на 1998год 100млн. долл. на освоении нефтегазового шельфа в Охотском море и поддержку проекта “Сахалин-2”.

И все это в дополнение к уже принятым японским правительством двум пакетам “экономической помощи” России (октябрь 1991 г. и апрель 1993 г.) на сумму 4,35млрд. долл. (кредиты ЭИБ Японии - 1,1млрд. долл., средства из лимита государственного страхования - 1,8млрд. долл. и 1,1млрд. долл., безвозмездная консультативно-техническая и экстренная гуманитарная помощь – 320млн. долл.).

Эффективным инструментом российско-японского хозяйственного взаимодействия стала Российско-Японская межправительственная комиссия по торгово-экономическим вопросам (14 июля 1995г. был подписан Меморандум о деятельности МПК). В ходе проведения II заседания в Токио в июне 1997г. (под сопредседательством Б.Е. Немцова и министра иностранных дел Японии) были осуществлены существенные сдвиги в вопросах:

урегулирования официальной (более 2млрд. долл.) и коммерческой (1,1млрд. долл.) задолженности России;

создания специального органа по рассмотрению претензий японских фирм и предоставлению им необходимой информации;

совершенствования налогообложения инвестиций (был урегулирован вопрос о взимании НДС и таможенных пошлин с участников консорциума по сахалинским проектам);

реализации кредитных линий ЭИБ Японии в 400млн. долл. и 500млн. долл., а также японского государственного страхования;

оказания Японией технического содействия России в проведении экономических рыночных реформ;

перспектив сотрудничества в Дальневосточном регионе России, в проблемах интеграции российской экономики в мирохозяйственные связи, включая и вступления России в АТЭС и ВТО.

Эти и смежные с ними вопросы прорабатывались в 1997-1998гг. в Японии и руководителями российских федеральных Министерств: МИД - Е.М. Примаков, ГКРП - И.М. Хакамада, Минтопэнерго - С.В. Кириенко, ГАК - Н.Е. Фонарева, МПС - зам. Министра В.И. Ковалев, Минэкономики - Ясин и А.Г. Шаповальянц. Разработанная в МВЭС РФ “Концепция развития торгово-экономических отношений Российской Федерации с Японией в 1998 году и на последующие годы” проходит апробацию в российских ведомствах для ее представления Правительству РФ.

Яркой торгово-политической страницей в реализации красноярского экономического “Плана Ельцина-Хасимото” становится стажировка и обучение в Японии российских менеджеров. Выступая 24 июля 1997г. перед членами “Ассоциации экономических единомышленников” (“Кэйдзай доюкай”), Р. Хасимото, в частности, заявил о готовности Японии активно содействовать в подготовке кадров-стажеров из России. “Буду стремиться к тому, - подчеркнул Р. Хасимото, - чтобы молодые люди из России получили бы
возможность впитать в себя весь опыт нашей страны - от макро до микро уровня, то есть от концепции экономической политики до прикладных знаний, получаемых на непосредственно конкретных предприятиях, и таким образом, формировать кадры, способные внести вклад в строительство новой России”.

Симптоматично, что практически накануне встречи Б.Н. Ельцина и Р. Хасимото в Японии первой группе россиян-стажеров 25 марта 1998г. после двухнедельных интенсивных занятий в торжественной обстановке были вручены выпускные дипломы президентом Ассоциации зарубежного технического образования (АОТС – создана в 1959г., обучила по специальным программам 80.000 стажеров из 150 развивающихся стран, включая восточноевропейские) в присутствии руководства РОТОБО (финансируемых МВТП Японии) и российского Торгового представительства в Японии.

Вторая и третья группы российских стажеров с начала апреля 1998г. начали свои занятия в превосходном гостиничном и учебном Центре АОТС, окруженном буйно цветущей сакурой - как знамения не только весеннего обновления в российско-японских межгосударственных отношениях, но и яркого, незабываемого символа укрепляющейся дружбы молодого поколения россиян (около 500 стажеров) с высококвалифицированными и обаятельными японскими профессорами - элитой интеллигенции Японии.

А ведь и в России воспитанием кадров для рыночной экономики активно занимаются японские центры - с 1994г. в Московской международной высшей школе бизнеса (Мирбис) при Российской экономической академии им. Плеханова в Москве (при участии ДЖЕТРО), а также в Хабаровске, с 1996г. - в Дальневосточном государственном университете во Владивостоке и в Южно-Сахалинске, с 1997г. - в Московском государственном университете. В этих Японских центрах для бизнесменов, ученых и представителей других страт России японскими лекторами читаются курсы лекций по различным вопросам, передается японский опыт и “ноу-хау” рыночной экономики, изучается японский язык и проводятся семинары для местной интеллигенции, внедряется японский менеджмент.

Ведь в течение 30-40 лет послевоенного развития модель экономики Японии с ее менеджментом позволили стране эффективно мобилизовывать личностной и общественный потенциал народа для реализации постоянного роста производства, недопущения чрезмерного расслоения общества и предотвращения извращения социально-экономических отношений под влиянием криминальных элементов. Японские крупные предприятия как некие “Социальные существа” призваны быть “институтами для создания благосостояния всего общества, нежели инструментами личного обогащения их владельцев и менеджеров пишет известный японский русист К. Хитачи*. - В Японии во многих случаях владельцы (собственники) предприятий как будто обезличены, их прямое влияние на его руководство нередко весьма ограничено, а управляющие фактически являются просто-непросто старшими сотрудниками данного предприятия. К тому же налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным механизмом, что в известной степени деморализует сверх амбиционных бизнесменов”.

В Японии, по имеющимся оценкам, сложился своеобразный народный, а не частный капитализм, что проявляется в минимальном расслоении общества по благосостоянию в том, что наемные работники даже солидных предприятий относят себя к “среднему классу”. А это отражает и японский стиль менеджмента. При народном капитализме как естественное воспринимается коллективизм в обществе в целом и на каждом предприятии в частности.

Менеджмент, основанный на коллективизме, использует все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Это - чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Человеку стыдно, психологически неуютно, если он не делает или не может делать то, что полагается делать каждому - не опаздывать на работу, помогать без возмещения коллегам, бесплатно работать сверхурочно, не причинять неудобство коллективу своим отсутствием на работе даже по причине болезни и т.п.

Для обеспечения дисциплины, аккуратности и самоконтроля при исполнении каждого трудового задания (особенно – в производственном процессе), а также для мобилизации изобретательности рабочих по “рационализаторским предложениям” в японском искусстве менеджмента применяется много различных приемов.

И понимание японского менеджмента помогает российским хозяйственникам и бизнесменам, экономистам и чиновникам, политикам глубже разбираться в рыночных проблемах России и, конечно, не решить их за счет буквального копирования японского опыта. Но творческое восприятие его и реализация через “План Ельцина-Хасимото” - это реальный катализатор экономического ренессанса России и ее дальневосточных пределов уже в начале третьего тысячелетия мировой цивилизации.