Когда за дело берутся профессионалы

​Ситуация с тепловым хозяйством Владивостока сквозь призму одного порыва

28 янв. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3677 (11) от 28 янв. 2015
daab028120440fce0f874ddf9f54eef5.jpg

Этот материал должен был появиться в газете еще в прошлом году – ко Дню энергетика. Чтобы подготовить «Городской репортаж», корреспондент «В» обратился в МУПВ «Владивостокское предприятие электрических сетей» с просьбой поучаствовать вместе с рабочей бригадой в устранении порыва теплотрассы. «Только дайте нам какой-нибудь масштабный, яркий порыв», – настаивали мы. Но шло время, а масштабных, ярких порывов все не случалось и не случалось.

Поначалу это расстраивало, но потом пришло понимание: если порывов не возникает долгое время, значит, это о чем-то говорит. Прежде всего о том, что отопительный сезон во Владивостоке проходит стабильно. Что проведенные накануне зимы профилактика коммунальных систем, гидравлические испытания, замена теплотрасс и оборудования станций дали ожидаемый результат.

Неудивительно, что порыв трубы на Сахалинской, 30 – именно туда на прошлой неделе выехал корреспондент «В» – далеко не блокбастер. Зато это яркая иллюстрация того, как в приморской столице стабилизируется ситуация с тепловым хозяйством, пример честного труда.

Дело техники

День по меркам владивостокской зимы выдался сравнительно теплым и снежным. Найти место проведения работ оказалось несложно: его подсказал экскаватор, вскрывающий трубопровод возле дома. Ковш спецмашины как раз добрался до «крышки» теплотрассы. Затем сотрудники ВПЭС соединили петли на бетонной плите тросом, и машина с атлетической легкостью подняла плиту и опустила ее на землю – чуть поодаль от кромки траншеи.

– Тут все просто, не пришлось глубоко копать, – замечает экскаваторщик Александр Хорошенков. – Машина – основная рабочая сила. А моя задача – управлять ею…

Заглянув в траншею, мы увидели две нитки трубопровода – «вены», снабжающие район теплоносителем. Так называемые подача и обратка.

– В городе действует двухтрубная система, когда отопление и горячая вода идут по одной трубе. Вот как сейчас, – объясняет слесарь Сергей. – Соответственно, по одной трубе подается теплоноситель – это подача, а по второй он отводится – обратка. Есть также четырехтрубная схема, где отопление и горячая вода разделены по разным ниткам.

Замечу, кстати, что в тот день мой журналистский лексикон сильно обогатился профессиональным жаргоном тепловиков.

Подземная география

Тем временем из котлована стали выступать белые облачка пара, с которым смешивалось, растворяясь в нем, дыхание рабочих. Один из них спустился в котлован и стал очищать трубы от земляного налета. Я поинтересовался, какова схема теплоснабжения района.

– Система имеет такую схему. Есть центральные трубы большого диаметра – 500 миллиметров. Так называемая верхняя зона идет вдоль дороги по улице Добровольского до дома № 27 по улице Космонавтов, а нижняя зона идет по Сахалинской от 11-го дома, затем у

15-го пересекает дорогу и тянется вверх, к энерготехникуму, – рассказывая, мастер первого производственного участка Первомайского района Владимир Иванов обводит рукой далекие пространства, ряд домов, расположенных вверху вдоль дороги, будто там стоят опознавательные знаки. – На продолжительном пути теплотрассы установлены тепловые камеры. Вон там и вон там, – он указал направление, – от которых тянутся нитки в район, а их диаметр уже зависит от потребности зданий. Непосредственно от них отходят так называемые отпайки – трубы, ведущие к тепловому узлу конкретного дома.

Примечательно, что сотрудник ВПЭС разбирается в подземной географии так, словно все это наглядно и очевидно, а не скрыто глубоко под поверхностью.

– Головная трасса идет от центрального теплового пункта – ЦТП В-30, – отмечает Владимир Николаевич.

О «тридцатке» – том самом ЦТП В-30 – он говорит с нескрываемой гордостью. Это одна из самых больших станций на Дальнем Востоке.

– ТЭЦ дает нам первый контур, – видя мое замешательство, мастер добавляет: – Ну, пар и греющую воду, с помощью которых наши бойлерные еще должны приготовить из холодной воды воду для нужд горячего водоснабжения и центрального отопления. Холодная вода насыщена кислородом и углекислым газом, которые разрушают трубы. На ЦТП В-30 установлены два деаэратора – устройства, очищающие жидкость от этих веществ. И два бака-аккумулятора на две тысячи кубометров каждый.

Грамотно вскрыться

Первое дело в устранении порыва – это определить, где, на каком участке трассы он произошел.

– Если порыв серьезный, на длинном участке, то вызывается передвижная лаборатория, – поясняет Владимир Иванов. – У специалистов есть приборы, позволяющие достаточно точно определить место неполадки. Но тут, на Сахалинской, порыв несерьезный, он был обнаружен сразу же. Дело в том, что наравне с тепловыми камерами – задвижками, позволяющими перекрыть подачу теплоносителя в дома, есть и смотровые камеры, которые предназначены, как понятно из названия, для наблюдения за состоянием сетей. Если в такой камере обнаружена вода или пар, значит, где-то на участке появилась течь. Для каждого участка установлен еженедельный график обходов. Таким образом и был выявлен порыв на Сахалинской. Хорошо, что он небольшой и его местоположение очевидно.

– Так где сам-то порыв? – интересуюсь я.

– Вот тут «мертвяк», – мастер пару раз топает ногой по газону в точке, находящейся посредине между котлованом и люком смотровой камеры. Увидев мой озадаченный взгляд, он добавляет: – «Мертвяк» – это неподвижная бетонная опора, в которой зафиксирована труба. Трубы идут по траншее по скользящим опорам, без фиксации. Чтобы под напором они не сдвигались из стороны в сторону, на определенных точках их закрепляют.

Один из главных шагов в устранении порыва – «грамотно вскрыться», как говорят рабочие. То есть добраться до труб, не задев при этом электрические, телефонные кабели и другие коммуникации, которыми богата владивостокская земля. Все это – предварительная работа, согласование со всеми городскими, краевыми и коммерческими службами.

Тем временем возле смотровой камеры установили помпу, которая осушила подземное сооружение, затопленное горячей водой. Чтобы избавиться от пара, привезли ветродуй – генератор ветра. В мастерской варили конусы. Подъехал «ЗИЛ», оснащенный крановой установкой.

– Значит, обрежем трубу в камере, обрежем в котловане, затем краном вытащим прохудившийся участок и через гильзу заменим на новый, – крановщику Сергею Смирнову оказалось достаточно просто обвести место взглядом, чтобы понять предстоящий объем работ.

Без перерыва на обед

– Сейчас в трубе вода под давлением девять килограммов на квадратный сантиметр. Смысл в том, чтобы отключить теплоноситель в самый последний момент, когда уже все готово: труба вскрыта, сварщики заехали, крановая установка на месте, конусы и участок трубы для замены подготовлены, – разъясняет Владимир Иванов. – Только тогда через центрального диспетчера мы запрашиваем отключение теплоносителя. К этому времени все должно быть подготовлено так, чтобы управиться в назначенный срок. На устранение зимних аварий нам дается четыре часа. Больше – не имеем права. По окончании ремонта заказывается техника, которая восстанавливает асфальтовое покрытие и занимается благоустройством территории.

Порыв на Сахалинской был обнаружен 21 января в 9 утра. Устранили его в тот же день. Ремонтная бригада из пяти человек трудилась без обеденного перерыва. Были задействованы два сварщика, экскаватор, крановая установка. К счастью, неполадка оказалась несерьезной и не потребовала срочного выезда ночью. Но для сотрудников ВПЭС и ночные вызовы – не проблема.

– Мы не кабинетные служащие. Нет такого, чтобы бригада после 17 часов разошлась по домам – дескать, завтра доделаем, – отмечает мастер участка. – Если авария серьезная, а люди устали, заступают сменщики. Процесс непрерывный. В прошлую зиму был порыв на центральной теплотрассе. Работу по его устранению начали в 5 часов утра. Для нас это в порядке вещей. Надо – значит надо. Мы служба, которая должна обеспечивать город теплом и горячей водой.

Живой пример

Нормальное прохождение отопительного сезона – это плоды подготовки, которая ведется по двум основным направлениям: количество и качество. С одной стороны, растут темпы замены труб. С другой – улучшается состояние самой воды, что ведет к уменьшению износа теплотрасс. Чем чище жидкость, тем сохраннее трубы. Сахалинская, 30 – живой пример того, как грамотно реализуются оба направления.

– Главное – не упустить момент, не дожидаться, пока возникнет аварийная ситуации, а поймать ее за хвост, – говорит Андрей Цуриков, заместитель директора МУПВ «ВПЭС» по эксплуатации тепловых сетей. – Как в случае на Сахалинской: мы увидели, что труба протекает, и вовремя заменили проблемный участок, что предупредило возможную аварию. В прошлом году мы поменяли в этом районе порядка 800 метров труб центральной теплотрассы. На ЦТП В-30, от которой питается Сахалинская, заменили два бака-аккумулятора объемом 2000 кубометров и два деаэратора. Конечно, жители района бухты Тихой испытывали летом трудности из-за отсутствия горячей воды. Но еще большие трудности наблюдались в прошлые годы в зимние периоды. Это была проблемная зона, где практически постоянно возникали порывы. В итоге после проведенной нами масштабной реконструкции количество порывов на Сахалинской резко сократилось. А те, что возникают, небольшие, устраняются практически конвейерным способом. Каждый сотрудник – на своем месте. У каждого – своя зона ответственности.

– Во многом это произошло благодаря тому, что администрация Владивостока в последние годы уделяет большое внимание вопросам теплоснабжения города, – продолжает Андрей Цуриков. – Хозяйство, находящееся в нашем ведении, во-первых, очень сложное, во-вторых, уже достаточно изношенное. Без согласования действий всей городской инфраструктуры – коммунального, жилищного, энергетического комплекса, без их объединения и подчинения общему порядку работать было очень сложно. Сейчас же функционирует единая диспетчерская служба Владивостока, на которую замыкаются все службы города. Благодаря этому удается оперативно решать проблемы. Вплоть до того, что, если проезду спецтехники мешает какая-либо машина, диспетчер может вызвать сотрудников ГИБДД. Это дает положительный эффект.

Как рассказывают специалисты ВПЭС, еще лет 10-15 назад заниматься настройкой оборудования, регулировкой деаэраторов было практически некогда – успеть бы устранить все порывы. Сейчас ситуация коренным образом изменилась.

– Что такое порывы? Их в идеале и быть не должно, – говорит Александр Кунгурцев, главный инженер производственного предприятия по эксплуатации тепловых сетей МУПВ «ВПЭС». – Наша штатная ситуация – эксплуатация оборудования, его отладка, регулировка, стабильная работа. И сейчас благодаря вниманию городских властей и профессионализму наших сотрудников мы поступательно к этому движемся. Приятно, что на предприятие возвращаются старые, опытные кадры, знающие толк в эксплуатации тепловых сетей. Молодежь у них учится. Чем меньше аварий, тем больше остается времени и средств на вопросы повышения качества, развития тепловых систем.

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ