Правильный старт

Что должны сделать родители, чтобы анекдот «Почему меня не предупредили, что эта «бодяга» на 11 лет?» не стал реальностью

28 янв. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3677 (11) от 28 янв. 2015

Школы, гимназии и лицеи Владивостока, как и всей страны, уже в феврале начинают принимать документы будущих первоклассников. А буквально с этой недели учебные заведения города и края начали проводить дни открытых дверей.

Как отмечают в краевом департаменте образования, «предпочтительнее, конечно, чтобы дети учились в школах на тех же территориях, на которых проживают, но тем не менее выбор школы никто не ограничивает».

Первый этап подачи документов – в школы по районам – заканчивается 30 июня (на сайте города vlc.ru, в разделе «Образование», есть перечень школ с приписанными к ним адресами). Начиная с 1 июля родители могут попытать счастье и записать ребенка в то заведение, которое им больше всего нравится, независимо от территориальной принадлежности. А пока есть время определиться с этим заведением.

То ли физик, то ли лирик

Во Владивостоке работают 78 муниципальных общеобразовательных школ (речь не идет о частных школах, лицеях и гимназиях при вузах). В числе городских – две гимназии, два лицея (правда, один – технический – принимает только после 7-го класса и только мальчиков) и 18 специализированных школ. К слову, еще восемь лет назад школ с углубленным изучением в городе было в два раза меньше.

Большинство таких спецшкол имеют лингвистическую (языковую) либо художественно-эстетическую специализацию, есть также школа с углубленным изучением права (№ 2) и физико-математическая (№ 23).

О том, к каким наукам склонен ребенок, лучше всего должно быть известно родителям.

– Если ваше чадо из категории молчунов или из тех, кто любит в уголке посидеть да конструктор собрать, ему, по всей вероятности, языковая школа не подойдет, – советует детский психолог Татьяна Кацура. – Такой ребенок будет чувствовать себя гораздо комфортнее в школе с углубленным изучением точных наук. Более шебутному, общительному, напротив, больше подойдет школа языковой или художественно-эстетической специализации.

Если со склонностями не все так очевидно, возможно, стоит проконсультироваться у психолога.

А вот гиперактивных ребят Татьяна Николаевна советует отдавать в частные школы: классы там маленькие и у педагогов есть возможность уделять больше времени индивидуальной работе с каждым учеником.

Но и здесь есть обратная сторона. Платное обучение не значит качественное. И не надо уповать на итоговые испытания как на доказательство качества частного образования. ЕГЭ можно и сымитировать, что, например, и произошло в одной местной частной школе в прошлом году: создали видимость экзамена, видимость комиссии… В итоге дети, поневоле участвовавшие в этом спектакле, потеряли год. Они вновь пошли в школу, но уже в муниципальную (чтобы до следующего ЕГЭ знания не выветрились).

Другой минус частного образования, как ни парадоксально, его комфортность. Маленькие классы, тепличная, практически домашняя обстановка, которой так гордятся частные школы, на самом деле вредят детям: чрезмерная комфортность мешает их социализации.

Школа или лицей?

И не надо пренебрежительно относиться к обычным районным школам: многие из них по качеству преподавания и комфортности не уступают школам «с именем». Например, 72-я, 79-я и новые – 82-я и 83-я могут похвастать даже собственными бассейнами.

– Идеальных школ не бывает, – предупреждает Татьяна Кацура. – Вы хотите отдать ребенка в престижную «именную» школу или вузовский лицей? Готовьтесь к тому, что классы там будут переполнены (не только вы, все хотят своему ребенку лучшего). А значит, появятся неуспевающие, ведь не у всех первоклашек одинаковые стартовые возможности. И пока учитель будет подтягивать отстающих, успевающие тоже в конце концов начнут скатываться.

Знакомый папа первоклассника приложил массу усилий для того, чтобы пристроить ребенка в один из вузовских лицеев: уж очень не хотел отдавать сына в районную школу. Теперь мальчик ходит в спортивную секцию в этой школе. А папа, каждый раз забирая его, недоумевает: зачем надо было тратить силы, устраивая ребенка в платный лицей, если школа рядом с домом – светлая, удобная, с множеством секций и кружков?

Психологи советуют во главу угла ставить удобство самого ребенка: ему в стенах этого здания придется провести ближайшие 11 лет.

Важны и количество учеников в классе, и количество учебных дней (с начала этого учебного года большинство школ Владивостока переведено на пятидневку), и отдаленность школы от дома.

Местоположение, пожалуй, один из самых важных факторов. Как бы ни были велики ваши родительские амбиции, здоровье и жизнь ребенка всегда дороже. Поэтому, если у вас нет возможности отводить отпрыска, пока он еще мал, на уроки и забирать его потом, лучше выбрать школу рядом с домом.

На комфортность пребывания ребенка в школе влияет даже социальный статус родителей одноклассников. На каких машинах подвозят детей, насколько навороченные у них гаджеты в ранцах и, в конце концов, сколько карманных денег выдается каждому – все эти сравнения будут сопровождать вас в течение всего времени обучения.

Может быть, вы правильно воспитаете ребенка и он не будет страдать вещизмом, однако на протяжении всех 11 лет вам придется постоянно сталкиваться с такими раздражителями, как сбор денег: на подарок учителю, на выпускной после 1-го класса (после 2-го, 3-го и так далее вплоть до 11-го) и т. п. При этом суммы будут определяться родителями, имеющими, возможно, отличное от вашего мнение насчет того, что дорого, а что нет. Сможете ли вы без банковских кредитов позволить себе эти траты?

К слову сказать, необязательно статусность родителей связана с престижностью учебного заведения – угодить на ярмарку тщеславия можно в самой обычной районной школе. Одна моя знакомая несколько лет назад выбирала школу для сына. Руководствовалась она исключительно территориальным фактором: школа рядовая, но зато из окна видна, что было немаловажно для мамы, сидевшей со вторым малышом в декрете. Родительский комитет, состоявший сплошь из домохозяек, словно принимал участие в турнире на звание «самых заботливых предков». Для начала поменяли шкаф-купе в классе (особой нужды в этом не было, просто родителям показалось, что шкаф недостаточно хорош), на новогодние каникулы организовали турпоездку для детишек, да не куда-нибудь, а в Корею. И если от корейских каникул отказаться удалось (семья жила на одну зарплату мужа), то на подарок учителю раскошелиться все-таки пришлось: родительский комитет решил отметить педагога за отлично прошедший учебный год… компьютером.

Учительница первая моя

Как утверждают родители с опытом, выбирать надо не школу, а первого учителя – такого, который сумеет привить ребенку любовь к учебе. Плохой учитель может отбить у первоклашки желание учиться, и никакие другие плюсы школы тут не спасут. А учебное заведение после начального этапа в конце концов можно и поменять…

Как же найти своего учителя? Только методом целенаправленных опросов, интернет-флудилок и, как водится, слушанием сарафанного радио. На местном форуме для мам есть даже целая ветка, где они завели список учителей, оставивших прекрасный след в их жизни или жизни их детей.

Кстати, в некоторых школах уже с 1-го класса практикуется предметное обучение – когда каждый предмет преподает отдельный учитель. Что ж, хорошая подготовка к среднему звену. Правда, психологи считают, что вчерашним дошколятам проще строить отношения с одним человеком, а не с целым педагогическим коллективом.

С другой стороны, неизвестно, как сложатся отношения вашего чада с первым учителем. Вдруг не будет контакта? А если учителей несколько, то есть шанс, что среди них найдется тот, с которым у ребенка возникнет взаимопонимание.

Напоследок совет психолога: выбирая школу и останавливаясь на какой-то конкретной, обязательно посмотрите, какова она изнутри. Зайдите туда, поговорите с учителями, которые набирают 1-е классы, поинтересуйтесь, по какой программе они собираются преподавать. Понаблюдайте за учениками – как они держатся, как общаются между собой, вежливы ли (насколько могут быть вежливы в общении друг с другом современные школяры), довольны ли жизнью, собой, друг другом. Может быть, они курят? Представьте своего ребенка на месте любого из них: хотите ли вы его видеть таким? И только тщательно взвесив все, доставайте документы ребенка.

Обратите внимание

Чему и как учат

Буквально еще пару лет назад одним из «маяков», на который ориентировались родители будущих первоклашек, были учебные программы. Кто-то осознанно выбирал математическую «Школу 2100», а кто-то – традиционную «Школу России».

Увы, с прошлого года список программ (правильнее будет сказать – систем, включающих в себя помимо самих программ учебные пособия, рабочие тетради, дополнительные материалы в электронном формате и учебники, обязательно входящие в федеральный перечень) сократился.

– Сейчас в образовании приветствуется системность – преемственность подачи знаний – начиная с 1-го класса и заканчивая последним, – поясняет начальник отдела общего образования управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Людмила Крупина. – Из перечня учебных программ в 2014 году ушли «Развивающая система Занкова» и «Школа 2100». Именно из-за того, что разработчики не смогли добиться этой самой преемственности. Осталась «Школа России» – самая распространенная система во владивостокских школах. Ее достоинства – традиционность и понятность для родителей и возможность для первоклассников самостоятельно выполнять домашнюю работу.

Коротко о других оставшихся системах.

«Планета знаний». Сильные стороны: развитие творчества, логики, дети с 1-го класса начинают готовить проекты. Но при выполнении домашних заданий нужна будет постоянная помощь родителей, причем умеющих мыслить нестандартно. Кроме того, программа рассчитана на детей, имеющих хорошие навыки чтения, письма, счета.

«Начальная школа XXI века». В этой системе продлен адаптационный период, чтобы все дети смогли сравнять свои стартовые возможности.

«Гармония». Считается, что эта программа объединяет традиционную и развивающую системы. Главный принцип: дети не должны заучивать правила, они должны находить зависимость и ассоциации, чтобы у них было понимание того, что они делают.

Впрочем, в грядущем учебном году количество программ может вновь измениться.

Детали

Для некоторых родителей первостепенное значение имеет наличие группы продленного дня. Имейте в виду: далеко не каждая школа может позволить себе организовать продленку. Мероприятие это коммерческое, зависит от спроса у родителей, от их готовности оплачивать дополнительную работу педагогов, а также от кадровых возможностей школы и наличия в ней свободных площадей. Список школ, организующих продленку, из года в год меняется, и будет ли на базе конкретного заведения сформирована группа на следующий учебный год, надо выяснять ближе к сентябрю.

Автор: Лика ТКАЧЕНКО