Таинственная мадонна
Одна из самых загадочных картин эпохи Возрождения прибыла во Владивосток
В Приморской краевой картинной галерее – уникальное событие. Здесь начала работу выставка одного шедевра. В одном из залов галереи выставлено окутанное множеством тайн полотно Рафаэля Санти «Святое семейство», известное также как «Мадонна с вуалью» и «Мадонна дель Пополо».
Валялась доска на чердаке
История этой картины просто невероятна. В 1924 году – только-только закончилась Гражданская война и молодая страна пыталась выйти из разрухи – в Нижнем Тагиле в одном из бывших особняков, ныне принадлежавших народу, проходил субботник. В этом заброшенном доме собирались открыть (как сегодня бы сказали) офис Тагилстроя. Завхоз Иван Колеватов залез на чердак дома, где и нашел среди прочего хлама почерневшую пальмовую доску, на которой виднелись следы старой живописи. Колеватов отнес находку в краеведческий музей. Когда доску очистили от копоти и грязи, на ней обнаружили изображение мадонны с младенцем. Но куда важнее был тот факт, что по кромке платья мадонны шла надпись на латыни RAPHAEL.URBINAS. PINGEBAT.MDIX («Рафаэль Урбинский написал в 1509 году»). Мысль о том, что, возможно, на чердаке был найден оригинал кисти Рафаэля, изумила работников музея. Директор Александр Словцов написал письмо в Главнауку (это большое учреждение управляло в том числе и музеями).
Пока ожидали ответ из Москвы, сотрудники музея аккуратно изучили картину. Оказалось, что это не все полотно, а только часть. Поисками недостающих частей занялся Иван Колеватов. Он буквально прошерстил множество заброшенных господских домов, усадеб. И в одном из сараев города нашлась вторая часть – изображение старца Иосифа. Картину работники музея своими усилиями соединили и выставили в залах.
В 1925 году пришел ответ из Главнауки: в Нижний Тагил направлен знаменитый художник, искусствовед и реставратор Игорь Грабарь. Вот как он вспоминал то путешествие: «Когда в холодную дождливую ночь я ехал с тагильского вокзала в город, проклиная это вынужденное и явно нелепое путешествие, у меня не было никаких иллюзий насчет предстоявшего мне наутро посещения местного музея, где находился новоявленный «Рафаэль»... Ну, правда, кто бы поверил, что в каком-то там Нижнем Тагиле на чердаке завалялся шедевр XVI века?
Но скепсис одолевал реставратора недолго. Он узнал сразу сюжет картины, о котором много писали исследователи творчества Рафаэля, увидел, что работа и правда старая, а кроме того, Грабарь обнаружил в провинциальном музее работы Брюллова, а также старых итальянских мастеров. Ведь Нижний Тагил – одна из вотчин знаменитых Демидовых, как сегодня бы сказали,– олигархов и собирателей искусства…
«Святое семейство» Грабарь увез в Москву. Реставрация картины заняла три года. Грабарь также написал исследование, где предполагал, что «Тагильская мадонна» действительно могла принадлежать кисти Рафаэля.
Кроме того, Игорь Эммануилович однажды сказал, что еще бы год – и картину не удалось бы спасти, поскольку деревянную основу очень сильно разъел жучок. Она бы просто рассыпалась в прах, а мы бы никогда не узнали, что в России было такое сокровище...
Для Рафаэля – и свет, и влажность
Картину после реставрации вернули обратно – в Нижний Тагил. Ныне она – изюминка коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Изредка шедевр путешествует по России. Владивосток – один из немногих городов, который принял полотно такого уровня. Нам повезло.
– Цикл выставок одного шедевра был давно задуман в нашей галерее, – говорит Алена Даценко, директор Приморской картинной галереи. – Его главная задача – показать произведения, которые действительно значимы для мирового и отечественного искусства. И «Святое семейство» Рафаэля Санти – одна из таких картин. Принимать картину такого уровня для нас большая честь. И мы гордимся, что мы можем принять произведение великого мастера на достойном уровне. После ремонта мы в состоянии обеспечить и режим освещения, и влажности воздуха, и уровень охраны. Наше освещение не разрушает красочный слой, у нас установлены системы климат-контроля и увлажнители, которые есть только в столичных музеях.
В России достоверных, подлинных произведений Рафаэля всего два, они хранятся в Эрмитаже. Что же касается «Тагильской мадонны», то о том, действительно ли это полотно написано самим Рафаэлем или нет, дискуссии идут до сих пор. Но даже в самые серьезные каталоги картина попадает под таким описанием: «Святое семейство. Рафаэль Санти (?)».
По сей день можно считать не выясненным, а только предположительным то, как картина попала в Россию… Архивные материалы, многочисленные исследования говорят о том, что это произошло благодаря семейству Демидовых. Один из представителей семьи жил во Флоренции, коллекционировал итальянское искусство. По архивным данным, в его коллекции значились «Рафаэль-1» и «Рафаэль-2». Когда он покидал Италию, потребовалось несколько судов, чтобы отвезти все им собранное в Россию. Как и где потом картина хранилась, почему попала на чердак старого дома – об этом можно только догадываться, искать какие-то следы в истории…
Вообще, картину окружает какая-то тайна, загадка. Вот смотрите: к нам «Святое семейство» должно было прилететь еще в 20-х числах декабря с Сахалина, где она выставлялась в конце прошлого года. Во Владивостоке мы хотели открыть выставку к католическому Рождеству – 25 декабря. Но сначала на острове начался снежный буран и аэропорт был закрыт, позже, когда авиасообщение восстановили, оказалось, что не в каждый самолет войдет ящик, в котором транспортируется картина, в итоге она с Сахалина полетела в Москву. А уже только оттуда – к нам. Разве не мистика?
В зале, где выставлен шедевр, можно увидеть также фотографии, которые показывают этапы реставрации произведения: как фрагменты картины выглядели до и после, можно также посмотреть фильм о картине, о том, как шла исследовательская работа.
Немного истории
«Мадонну с вуалью» Рафаэль написал в 1509-1510 годах для римской церкви Санта-Мария дель Пополо (отсюда одно из названий произведения). Спустя почти сто лет «Мадонна дель Пополо» была подарена кардиналу Сфондрати, а тот продал картину кардиналу и меценату — Шипионе Боргезе. В XVIII веке следы обоих произведений теряются. Считается, что долгое время «Мадонна с вуалью» висела в святилище Богородицы в Лорето, а также – что она находилась в собрании Генриха Орлеанского (на полотне в левом нижнем углу и правда виден нарисованный кем-то герб герцогов Орлеанских), пятого сына последнего короля Франции Луи-Филиппа. Но в одном из замков этого рода по сей день хранится «Мадонна с вуалью» Рафаэля! Что же тогда найдено в Нижнем Тагиле? По версии Игоря Грабаря, «Святое семейство» было написано Рафаэлем как протооригинал картины, хранящейся во Франции. Или это работа учеников великого мастера. А возможно, что это поздняя талантливая копия, и мы даже не знаем, где ее исторический путь расходится с оригиналом. Еще один значимый факт: и в «Мадонне с вуалью», и в «Тагильской мадонне» фигура Иосифа была не раз переписана позже, и, скорее всего, не автором. Загадок вокруг «Святого семейства» множество.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ