Второй друг человека
Символ Нового года – скот хоть мелкий, но с древнейших времен и по сей день чрезвычайно полезный людям
Все уже знают, что 2015-й по принятому в восточных странах календарю – Год Синей Деревянной Козы (в Японии – Овцы). Но учитывая, что коза (и козел, конечно) – почти национальная русская животина, во многом фольклорная, поговорим именно о ней.
С этим домашним животным мы все знакомимся в самом раннем детстве – я имею в виду популярную игру-забаву под названием «идет коза рогатая…». А позже наступает период поучительных сказок, в которых коз тоже немало.
Как много в этом слове…
Коза – ценное сельскохозяйственное животное, дающее молоко, пух, шерсть, шкуру, рога и копыта. А вот козел – это еще и ремонтный и металлургический термин, и просторечное название обогревательного прибора, и обидное слово из тюремно-воровского языка, беговое и авиационное выражение («дать козла», «козлить»), а еще инструмент стоматологический и столярный (стамеска-гвоздодер), гимнастический снаряд, ретроавтомобиль марки «ГАЗ», созвездие под названием Козерог и знак зодиака. Вообще, Козерог – это мифическое существо с козьей мордой и рыбьим хвостом, то есть фактически морской козел (ну, или гибрид козы и русалки). Существует и более известный «морской козел» – вариант игры в домино (наряду с просто «козлом»), и даже религиозно-мистический «козел отпущения».
Есть еще и козелки-подпорки, и кОзлы (с ударением на первый слог) – как строительные, так и кучерские, и козелок на человеческом ухе… Стрекозел – чисто русское и совершенно непонятное слово, в женском языке обозначающее мужчину легкого поведения. Козомет – тоже слово интересное: это тот, кто «мочит козы», то есть говорит или делает что-то смешное или нелепое, странно шутит. А вот стрекоза ничего двусмысленного не означает и к козе никаким боком не относится. Как и козодой, который в действительности коз не доит…
В мире фауны есть козья трава и козья ива, козелец и козья борода, козья морда, козлятник и козья ножка. Последняя более известна как цигарка-самокрутка немалых размеров, хотя чертежники знают и циркуль под таким названием, а повара – блюдо (к слову, необязательно из козлятины).
Уделила внимание этому персонажу и литература – от сказки про козу и семерых козлят до «Созвездия козлотура» Фазиля Искандера и легендарной Амальтеи. Если кто забыл греческую мифологию, напомню: Зевса собирался съесть его собственный отец Кронос (вот такие у них на Олимпе были нравы), но Рея (мать Зевса) спрятала сына на острове Крит, где его выкормила коза Амальтея. Когда же Зевс стал главой олимпийцев, он вознес козу на небо, где она засияла звездой Капеллой в созвездии Возничего. Именно ее сломанный рог стал хорошо известным рогом изобилия, а из ее шкуры Гефест изготовил Зевсу щит, получивший название эгида. Кроме того, козьим именем Амальтея назван крупнейший спутник Юпитера.
О всякого рода ходячих выражениях, поговорках и шутках-прибаутках и говорить нечего: их про козу и особенно козла в народе сочинено огромное множество.
Коза на постаменте
Памятники козлам и козам стоят во множестве городов России и мира: в Санкт-Петербурге и Львове, Ижевске и Урюпинске, Самаре и Нижнем Новгороде, в Турции, Чехии, Польше, Германии, Голландии, Греции и так далее. В том же Урюпинске есть даже музей козы, а в Твери – козла, в Чехии находится замок Козел. А уж пиво «Велкопоповицкий козел» знают, наверное, все.
В китайском городе Гуанчжоу имеется памятник аж пяти легендарным козлам: согласно древней легенде некогда именно верхом на козлах сюда явились пять богов, державших во рту по пучку из пяти колосьев, чтобы жители этих мест никогда не знали голода. А в немецком Кельне, выбравшем это животное своим официальным символом, живого козла даже привязывают к воротам во время матчей местной футбольной команды.
Если в Урюпинске козу почитают как источник пуха, из которого издавна вязали теплые вещи, то в Твери дело обстоит серьезнее. Суть в том, что уроженцев этого города раньше называли «тверскими козлами». Еще в XIX веке тверские мужики занимались в Москве распиловкой дров и ходили по дворам с кОзлами. На их крик «кому дрова пилить?» люди говорили: «Тверские козлЫ пришли». А по одной из старинных легенд именно козел спас Тверь от монголо-татарского нашествия. Запутавшись в колокольных веревках, он случайно начал звонить, предупредив тем самым горожан о наступлении. Музей, к слову, популярен: одних фигурок козлов из самых разных материалов там около тысячи из более чем 40 стран мира, музей также учредил медаль «Заслуженному козлу», проводит фестивали смеха, собирает различные «козлофакты»…
Козлы являются и старинным символом Познани, древнейшего города Польши, в самом центре которого находится (как принято в Европе) здание ратуши. Теперь в городе есть обычай: в полдень на часах под крышей ратуши появляются два козла, которые 12 раз бьют друг друга в лоб рогами. По легенде эти животные, спасаясь от забоя, сумели когда-то взобраться на самую крышу ратуши. Благодаря этому поднявшийся за ними мясник увидел с высоты надвигающихся врагов и жители смогли защитить родной город. В общем, история аналогична тверской… Изображения козлов красуются и на гербе Познани.
В гербе Самары 1780 года тоже описана «дикая коза белая, стоящая на траве в голубом поле». Вообще, эти животные присутствуют в гербах многих городов (преимущественно европейских) и даже государств.
«Козлиные» слова: бутылка и трагедия
Для кочевых народов Азии и Африки коза была поистине универсальным животным, неприхотливым в еде, обеспечивавшим людей одеждой и обувью. Не следует забывать и огромное значение такой вещи, как бурдюк – это козья шкура мехом наружу, снятая и выделанная целиком. В нем держали и перевозили самые разные жидкости – от воды и спиртных напитков до молока и масла. Понятно, что в условиях постоянных переездов бурдюк был намного практичнее всякой другой посуды, хоть глиняной, хоть стеклянной, к тому же любое содержимое в нем прекрасно сохранялось свежим. Кроме того, надутый воздухом, он использовался в некоторых странах Востока для переправы через реки. Само слово «бурдюк» явно тюркского происхождения, а вот во Франции кожаные мешки для перевозки вина назывались «бутье» – отсюда, как полагают лингвисты, происходит слово «бутыль».
Если в более поздние времена козел рассматривался в основном как нечто связанное с дьяволом и сам черт в русской традиции имел явный козлиный облик, то несколько тысяч лет назад это было совсем не так. Древние скотоводы прекрасно знали, что козел – очень мудрый, осмотрительный, можно сказать, руководящий тип животного. Именно поэтому в отарах овец (не говоря уже о стадах коз) всегда держали несколько козлов, которые управляли всем стадом, интуитивно избегая опасностей и выбирая самый лучший путь. А при случае такой вожак мог и постоять за себя: например, дать достойный отпор некрупному хищнику. Поэтому козел в древности считался воплощением жизненной силы, символом плодовитости и изобилия.
Так, в Древней Греции ожидали его прихода осенью и знали, что он умрет к зиме, но вновь возродится весной, с первыми всходами. Поэтому «козлиные праздники» отмечались весной, осенью и в январе. В честь бога плодородия Диониса (он же древнеримский Вакх, или Бахус) стали устраивать дионисии и вакханалии, во время которых безудержно пили вино, смеялись, веселились и устраивали всякие непотребности. Кстати, в свите Диониса были сатиры – лесные божества, демоны плодородия, козлоногие существа. Постепенно само имя Дионис (так же, как и слово козел) начали понимать как синоним плодородия, обновления природы, вечности самой жизни. Позже такие праздники стали называть трагедиями, потому что «трагос» по-гречески означает козел, а «ода» – песня. Так козлоприношения сыграли начальную роль в возникновении театрального искусства, а сам козел имеет самое прямое отношение к театру. Просто это как-то забылось со временем…
Дикие и влюбленные
Домашние козы, прирученные примерно 8,5 тысячи лет назад – вторыми после собак, происходят, как считают ученые, от дикого безоарового козла. До сих пор в природе сохранилось восемь видов горных козлов, обитающих в Европе, Азии и Северо-Восточной Африке. Это небольшие по размеру, ловкие и выносливые животные, способные легко взбираться по отвесным скалам и питаться самой чахлой растительностью, в том числе зимой. Обычно они живут небольшими стадами, но старые самцы держатся поодиночке.
Практически все горные козлы занесены в Красную книгу, поскольку являются редкими животными. К диким козлам относится и наш горал, обитающий на нескольких особо охраняемых природных территориях Приморья. В Скалистых горах Северной Америки когда-то обитали снежные козы, но теперь они сохранились там исключительно в заповедниках.
Дикие козлы и сейчас легко приручаются. В частности, такие эксперименты проводились в Лазовском государственном природном заповеднике имени Капланова с горалами. В свое время там успешно одомашнивали этих животных, а горал по кличке Феликс, по воспоминаниям сотрудников, даже по-своему «влюбился» в одну научную сотрудницу, порой не давая ей выйти из загона. Возможно, именно по этой причине опыты и прикрыли…
Вспомним также, благодаря чему во многом выжил Робинзон на своем необитаемом острове: он приручил местных коз, получая от них чуть ли не все, что ему было нужно.
Любопытно, что наблюдается и обратная картина: домашние козы в некоторых ситуациях легко дичают, совершенно не требуя ухода за собой. Были даже случаи, когда они полностью съедали растительность на отдельных островах.
Как бы там ни было, козы до сих пор имеют огромное значение в быту жителей многих стран. Да и козел, если разобраться, не такое уж обидное прозвище. Так что с Новым вас Годом Козы, дорогие читатели! Вы ведь не забыли, что он придет в новолуние через месяц с небольшим – 19 февраля? Встречайте с уважением.
Автор: Иван ЕГОРЧЕВ, действительный член Русского географического общества