Открытие Хэлуна-2

​Корреспондент газеты «Владивосток» побывал в китайской глубинке, где не ступала нога российского туриста

14 янв. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3669 (3) от 14 янв. 2015

Окончание. Начало в номере «В» за 9 января

Во время новогоднего уик-энда корреспондент «В» и оператор телекомпании «8-й канал» Евгений Коновалов посетили город Хэлун Яньбянь-Корейского автономного округа провинции Цзилинь (КНР).

Здесь мы познакомились с технологией приготовления корейской квашеной капусты кимчи и китайской рисовой водки «гаоляновки», участвовали в зимней рыбалке «чисто по-китайски» и в открытии горнолыжной базы на склоне горы Чанбайшань.

Разнообразить жизнь народа

Подледная рыбалка на рукотворном водоеме примерно в 15 километрах от Хэлуна была основной частью программы нашего визита в эти края. Надо отметить, что организатор поездки, заместитель начальника управления по туризму Яньбянь-Корейского автономного округа (ЯКАО) господин Хе Ливэй, не слукавил. Во-первых, русские туристы в этой цзилиньской глубинке действительно редкость. Под любопытными взглядами местного населения мы чувствовали себя белыми воронами. Во-вторых, его обещания оправдались: подобной зимней рыбалки, более похожей на театрализованное шоу, нам еще не доводилось видеть. Мероприятие проходило на замерзшем озере размером с футбольное поле, огороженном металлической сеткой высотой почти в рост человека. Чтобы попасть на лед, надо было пройти через полицейский кордон и заплатить контролеру 80 юаней. По курсу ЦБ РФ – почти 725 рублей. Взамен денег потенциальный рыбак получал удочку с искусственной наживкой и возможность ловить рыбу в заранее приготовленной лунке, коих здесь насверлили предостаточно, – выбирай любую. Более того, рыбачить можно было как на открытом воздухе, так и внутри огромных палаток, установленных на льду. Это если кому-то вдруг станет холодно. Но погода в тот день была безветренной, и воздух к 11 часам утра прогрелся до 10 градусов – со знаком «минус», конечно. Курорт, да и только! Мало того, место проведения рыбалки было украшено транспарантами с приветственными лозунгами и воздушными шарами, а все действо сопровождалось выступлением местных муниципальных чиновников и артистов песенного жанра. Сцена была обустроена на берегу. Здесь же, в специально построенных деревянных павильонах, обогреваемых газовыми печками, можно было перекусить, выпить пива или слабоалкогольного рисового вина, купить сувениры. Но и это еще не все чудеса, которые мы увидели. За несколько минут до начала мероприятия в водоем было выпущено около двух с половиной тонн живого лосося. Рыбу привезли в специальных бочках, установленных на машинах. Оказалось, что лосось – это вклад частной рыборазводной компании «Цинлун» в развитие местного туризма. А также подарок рыбакам к открытию сезона зимней рыбалки.

– Раньше мы такие праздники не организовывали, это наш первый опыт. И, насколько я знаю, в других районах Китая подобные мероприятия тоже единичны. Город Хэлун находится на северо-востоке нашей страны, и зимой здесь очень мало действующих туристических программ. Обычно в это время года северяне сидят дома, потому что некуда идти. Мы долго думали, как разнообразить жизнь народа и местные туристические программы. И придумали фестиваль «Открытие сезона зимней рыбалки», – рассказала «В» заместитель мэра города Хэлун госпожа Ли Хайлань.

Сила в радости

По оценке организаторов праздника, в подледной рыбалке участвовало около трех тысяч человек: мужчины, женщины, пожилые люди и даже маленькие дети. Также на лед вышли представители «Всекитайской ассоциации зимней рыбалки», прибывшие из других регионов Поднебесной. Не секрет, что китайцы – страстные рыбаки. Их рисом не корми, только дай в руки удочку. Или лучше сеть. Кроме того, рыба, как правило, сазан либо толстолобик, входит в меню любого застолья. Поскольку вкусна и недорога. Лосось же – рыба холодноводная, в неволе растет медленно, поэтому дорогая: 1 кг стоит 150 юаней. А на фестивале можно наловить лосося почти даром. Грех не использовать такой шанс! Напомню, что участники акции, исключая детей, заплатили за удовольствие посидеть с удочкой подле лунки. На круг это приличная сумма, частично покрывшая затраты на организацию и рекламу мероприятия. Большую часть расходов взяли на себя правительство ЯКАО и администрация Хэлуна.

Как пояснил нам гид, отменно говорящий по-русски, фестиваль – не спортивное состязание. У рыбаков нет лимита во времени и количестве пойманных хвостов. Улов можно забрать домой. Если, конечно, повезет: 80 юаней рыбацкую удачу не гарантировали. Так оно и было: клевало не у всех. При этом китайцы искренне радовались успехам соседей по лункам, как личным. Это умиляло и заставляло задуматься. Если в России людей объединяет беда (по крайней мере, так принято считать), то в Китае – коллективная радость и всеобщее счастье. Циничную поговорку о людях, которым плохо, когда другим хорошо, придумали у нас, а не в Поднебесной. И в этом, как мне кажется, секрет силы и могущества этой великой нации.

Новый объект – это праздник

И еще китайцы могут организовать торжество и получить выгоду буквально на пустом месте. К примеру, нам довелось присутствовать на открытии новой горнолыжной базы в лесу, у подножия хребта Чанбайшань. На это мероприятие съехались на автобусах более тысячи человек со всего ЯКАО – в основном школьники старших классов и студенты. И все были в ярких теплых костюмах, на ногах до колен – специальная защита из прорезиненного брезента на липучках (чтобы снег не попадал в ботинки). У каждого за плечами рюкзачки с термосами и бутербродами. Будто люди собрались не на массовую прогулку в заснеженный лес, где заблудиться или потеряться невозможно (вся тропа под контролем), а на покорение Северного полюса или Эвереста, не меньше.

Как рассказал гид-переводчик, эти места очень популярны у китайцев, особенно зимой. Здесь легче всего подняться по пологому склону на вершину хребта, чтобы с заоблачной высоты полюбоваться красотами ландшафта. Или скатиться вниз на лыжах. Еще год назад здесь был дикий лес и люди совершали восхождение по проторенной тропе бесплатно. Но весной 2014 года один предприимчивый бизнесмен решил построить здесь горнолыжную базу с небольшим рестораном и гостиницей. И построил двухэтажное бунгало со всеми удобствами, попутно облагородив пешеходную тропу, огородив ее канатами и прикрепив на деревьях указательные таблички. Теперь, чтобы подняться на вершину хребта Чанбайшань с южной стороны ЯКАО, необходимо заплатить… 40 юаней. Как сказал бы в данном случае великий комбинатор товарищ Бендер, «чтобы провал не проваливался».

Впрочем, китайцы не воспринимают плату за путешествие по туристической зоне как посягательство на их кошельки. Они понимают, что живут в цивилизованном государстве, где за сервис и безопасность надо платить: даром только снег падает. В интервью корреспонденту «В» начальник управления туризма администрации Хэлуна господин Ким Чанлун сказал, что строительство еще одной частной горнолыжной базы – это благо и для местного туризма в частности. А по большому счету, ее появление способствует экономическому развитию Яньбянь-Корейского автономного округа. Поэтому открытие нового туристического объекта – это праздник для жителей ЯКАО. Как положено – с песнями, танцами и салютом.

Не строим иллюзий

И с ним нельзя не согласиться: при умелом и грамотном подходе туризм может давать хорошие доходы в местный бюджет. Например, как предприятие по приготовлению национального корейского блюда – квашеной капусты кимчи. В Китае ее называют кимчхи.

Эта небольшая компания, тоже частная, базируется в пригороде Хэлуна. Ее присутствие на территории поселка видно издалека. В буквальном смысле. И не по запаху, как в случае с заводом по изготовлению рисовой водки, где мы до этого были. А благодаря двум кочанам пекинской капусты. Один, высотой с четырехэтажный дом, возвышается над землей, как окаменевший гриб ядерного взрыва. Другой кочан, таких же исполинских размеров, лежит рядом. Это символы предприятия, снабжающего кимчи весь ЯКАО. Руководство фирмы убеждено, что именно их капустный заводик производит настоящую кимчи, поскольку более 60 процентов населения ЯКАО – носители истинной корейской культуры. В том числе и рецептов кимчи. А все остальные предприятия – самозванцы.

Так это или нет, сказать трудно, продукцию иных компаний мы не пробовали. Но свои юани в бюджет округа эта фирма, где в сезон заготовок работает не более 50 человек, приносит регулярно. Это факт. Если верить здешней статистике, ни один турист не уезжает из этой деревни без красиво оформленного пакета с кимчи. Она ему может и даром не нужна и его желудку противопоказана, но быть на «родине кимчи» и уехать без кулинарного сувенира нереально. Вот вам и юани на благо китайского народа. Только не надо думать, что городок Хэлун, как и весь ЯКАО, от отсутствия туристов из России страдает. Отнюдь! По словам господина Хе Ливэя, китайская сторона не строит иллюзий по поводу нашествия россиян – прежде всего приморцев – в Яньбянь-Корейский национальный округ. Во-первых, в Приморье живет не более двух миллионов человек. Из них только мизерная часть отдыхает в Китае. А зимой и того меньше. Во-вторых, нынешний курс рубля к юаню похоронил туристические и коммерческие отношения между Россией и Поднебесной. Впрочем, это тема совсем для другого рассказа.

  

Автор: Сергей КОЖИН