Захочет сена коза – сама возьмет с воза

Кто как понимает эту пословицу, я же всегда вспоминаю ее, когда хочу подчеркнуть: естество не спрячешь. Будь то потребность питаться или потребность творить и самовыражаться – они всегда проявят себя. Захочет артист играть – ничто ему не помешает.

14 янв. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3669 (3) от 14 янв. 2015
11d3386215558d0b602edb7474d477a3.jpg

Если говорить о финансах, то в прошлом году культуре, будем откровенны, выдавали немного. Практически все театры краевого центра получали неполное финансирование из краевого бюджета в течение всего года. Даже на недавнем торжественном собрании, посвященном итогам Года культуры, депутат ЗС ПК Игорь Чемерис покаялся: мол, да, не все так хорошо с финансированием культуры, но мы постараемся в будущем исправиться…

Однако природа творческого человека такова, что он горит изнутри, создавать прекрасное – это смысл его жизни. Даже в самое тяжелое время сердюковщины театр ТОФ, не получая ни копейки на новые постановки, все же показал зрителям несколько премьер. С декорациями, костюмами, взятыми из других спектаклей…

Если есть стремление к творчеству – его ничто не остановит. И потому вопреки всем недопоставкам «сена» в уходящем году театралы Владивостока смогли увидеть замечательные постановки. Каждый из театров порадовал.

Приморский академический театр имени Горького – двумя премьерами: «Наказанным распутником» в постановке Вячеслава Стародубцева и «Крейсерами» Ефима Звеняцкого. Показательно, что оба спектакля ставились не по готовым пьесам, а фактически создавались с нуля – на основе переписки Пушкина и его произведений и на знаменитом романе Валентина Пикуля. Кстати, за эту работу Ефиму Звеняцкому следует рукоплескать дважды: те, кто читал «Крейсера» и вообще Пикуля, помнят, что диалогов в его произведениях практически нет. И как из многих тысяч тонн описаний создать спектакль, где все держится на диалоге, на движении, на динамике, это великий секрет Ефима Семеновича. Браво!

Театр ТОФ подарил зрителям прекрасный спектакль по пьесе Островского «Поздняя любовь». В нем в неожиданных для себя ипостасях выступили ведущие актеры театра: Сергей Кашуцкий, Александра Пряха, Татьяна Зарюта.

Театр кукол свой юбилейный сезон отметил удивительной постановкой по пьесе Дюлы Урбана «Все мыши любят сыр». Казалось бы, ну разве можно говорить с дошколятами о терпимости, об умении принять непохожего на тебя человека, о любви – при этом так, чтобы они поняли и прочувствовали? Оказалось, можно, да еще как!

И даже театр молодежи, который весь год держали, как бедную козу, на поводке, тем не менее доказал, что творческое горение неподвластно никаким административным приказам. В самый сложный момент, пребывая, по сути, в ситуации безвластия, актеры и режиссер Лидия Василенко в тесном творческом содружестве создали спектакль «Три левых часа» – великолепный во всех отношениях…

Но это вовсе не значит, что артисты могут жить без финансирования. Нет! Они могут творить даже вопреки чиновничьей сухости – вот о чем речь. По большому счету, это подвиг. Спасибо за прекрасный Год культуры, артисты и режиссеры! 

   

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ