Дорогой наш юань

Падение рубля заморозило турпоток из России в Китай. И спровоцировало вывоз российских продуктов

13 янв. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3668 (2) от 13 янв. 2015
75fa875d78a3186beb8d36bb1956bbb9.jpg

Пустынные улицы, магазины и торговые лавки без покупателей, гостиницы и бани без клиентов – таким встретил приграничный город Суйфэньхе корреспондента «В» в первые дни нового года. Хотя совсем недавно здесь бурлила жизнь, а русская речь забивала китайскую.

Мойтесь дома

Сегодня россияне на улицах «открытого приграничного города-порта государственного уровня» – уникальное явление, сродни белым тиграм. Тому причина – падение рубля по отношению к юаню, поставившее крест на поездках наших соотечественников в Китай за ширпотребом, бытовой техникой, стройматериалами, за развлечениями – от души поесть, покуролесить в ночном клубе и попариться в бане.

Так, в первых числах января, в дни нашего визита в Суйфэньхе, китайцы давали 113 юаней за одну тысячу рублей, оценивая один юань в 8,8 рубля. И это было еще по-божески. Продавцы некоторых магазинов, где принимали российские деньги, и вовсе просили 10 рублей за юань. Не уступали ни копейки.

Между тем еще в конце августа этого года один юань по курсу Центробанка РФ стоил 6 рублей. Примерно так же наш деревянный в те дни оценивали и в Поднебесной. И всего через несколько месяцев шопинг в Китае стал россиянам не по карману. Более того – абсурден. Тот же самый ширпотреб made in China, только гораздо дешевле, можно купить во Владивостоке в бутиках Китай-города или на рынке на улице Спортивной. Пока еще дешевле. Есть слух, что после китайского Нового года коммерсанты из Поднебесной либо поднимут цены на свой товар, либо вообще свернут торговлю в России до лучших – для себя и для нашей российской валюты – времен.

…Эхо девальвации рубля накрыло нашу делегацию из двух человек в международной гостинице «Opal»: остановившись на ночлег, мы заплатили за проживание как за полный пансион. Но утром нам отказали даже в завтраке. По словам здешнего менеджера Чжан Ли, кухня в отеле не работает, потому что кормить некого. Оказалось, что мы – единственные постояльцы из России за последнюю неделю. Аналогичная, читай патовая, ситуация и в других гостиницах Суньки, как по-свойски ее называют наши земляки.

Отсутствие гостей из России отрицательно сказалось на доходах всего местного бизнеса, завязанного на туризме: в ресторанах едоков нет, в ночных клубах никто не «зажигает», в банях и саунах тоже пусто. За такие деньги уж лучше поесть и принять ванну дома. Без обременительных транспортных и прочих расходов.

Упал ниже плинтуса

Не привлекают россиян и рекламируемые суперскидки до 70 процентов на товары фирменных магазинов и супермаркетов.

Из-за отсутствия потребителей некоторые торговые точки вообще закрылись. Еще вчера покупатели из России ходили косяками и щедро сорили деньгами в каждой торговой точке, в каждой забегаловке. А ныне мечутся по Суньке – от магазина к магазину – малочисленные группы русских туристов в поисках недорогих товаров. Чтобы только не вернуться на родину с невостребованными рублями. Вроде бы и деньги в кармане немалые, но в пересчете на юани наши тысячи – копейки. От которых многие китайские торговцы воротят нос: мол, это уже не валюта.

Сегодня российские деньги не признают даже в операционной кассе обмена рублей Bank of China, расположенной в центре Суйфэньхе. На нашу просьбу обменять русские деньги на китайские клерки заявили: «Рубли не принимаем!» Хотя хождение рубля на территории города Суйфэньхе (недавно, кстати, разрешенное) официально никто не отменял.

– Я чувствую себя нищей! – призналась корреспонденту «В» туристка из Владивостока Ирина. Девушка приехала в Китай с друзьями и, по ее словам, за два дня ничего путного они не купили. – Мужская рубашка в фирменном магазине стоит 199 юаней, и это со скидкой. Качественные кроссовки – 750 и выше. Когда я начинаю переводить юани в рубли, у меня мозги плавятся от такой арифметики. Я не понимаю, кто может отдать за китайскую рубашку почти 1800 рублей или за кроссовки 6,5 тысячи рублей? Мой разум отказывается воспринимать эти суммы, – говорит девушка. И с ней невозможно не согласиться. К сожалению, времена, когда наши туристы с десятью тысячами деревянных в портмоне чувствовали себя королями в Суйфэньхе, безвозвратно прошли.

Кому война…

Между тем у нынешней ситуации на валютном рынке есть и другая сторона медали. Наши находчивые предприниматели даже получили выгоду от падения рубля, прилично заработав на отечественных продовольственных товарах, востребованных в Поднебесной. К примеру, стоимость литровой пачки молока жирности 3,2 процента в наших магазинах чуть больше 60 рублей. Или 6 юаней. Для среднестатистических китайцев это мелочь: столько сейчас стоит посадка в их такси. Но вот та же пачка молока на территории КНР, в частности в продовольственных лавках Суйфэньхе, стоит уже 15-20 юаней. И российское молоко расходится влет! Как и наши вино, рыбные и мясные консервы, конфеты, сгущенка, торты и другие продтовары. Ибо российские продукты, как полагают китайцы, изготовлены из экологически чистых ингредиентов и по щадящим технологиям. А цены их не смущают. Только привози! И наши челноки везут, тащат, волокут через границу огромные баулы и сумки с продовольствием, как некогда китайский ширпотреб в Россию. Вот и получается, что вектор коммерции развернулся на 180 градусов.

Даже китайские туристы, возвращаясь домой, вместо привычных сувениров, матрешек и солдатских ремней везут российские продукты. Те же торты, пользующиеся бешеной популярностью в Китае. Потому что свои пирожные красивые, но вкус у них пластмассовый. Довелось нам в Суйфэньхе ужинать в обществе одного успешного китайского бизнесмена. Он похвастал, что на днях вернулся из Якутии, где закупил большую партию изделий из золота.

– Зачем? В Китае полно своего «желтого металла». Все витрины им заполнены в ювелирных магазинах! – удивились мы.

Бизнесмен лишь хитро улыбнулся. Оказалось, что российское золото в Китае так же в фаворе, как и российские продуты. Как рассказал наш новый знакомый, не так давно он успешно продал на территории провинции Хэйлунцзян несколько вагонов вина, привезенного из Анапы. И еще закупил в Калининграде 25 тонн тушенки, на которую у него уже есть покупатели.

В ответ мы напомнили ему о мясных консервах знаменитой китайской компании «Великая стена», поставляемых в Советский Союз во времена «великого кормчего Мао». Вместе с теплым мужским нижним бельем «Дружба» и диковинными термосами, украшенными драконами и змеями. И еще сказочными пейзажами Поднебесной. Мол, куда все это делось?

– Ушло в прошлое, – ответил мужчина. – Когда вы получали от нас консервы и фрукты, наши дети голодали. Для вас Новый год – это шампанское, конфеты и китайские мандарины. А мы мандарины увидели, только когда в Китае сменилась власть. Когда ушел Мао. Сейчас все иначе. Сейчас жить можно!

…И все-таки китайцы верят, что в наступившем году рубль окрепнет и приграничная торговля и туризм вновь оживут. Не исключено, что власти Поднебесной пойдут по пути Сайпана, Турции и Египта, разрешивших своим коммерсантам устанавливать в некоторых гостиницах и торговых центрах свой, щадящий курс рубля к доллару. Чтобы русским было выгодно. Иначе зачем тогда было строить в Суйфэньхе, в Хуньчуне, Яньцзи супермаркеты, отели и бани?

Впрочем, нам не стоит обольщаться, что недоступная ныне Сунька захиреет без русских туристов. В реальности только 20 процентов местного населения трудится на благо туристического бизнеса. Остальные кормятся автоперевозками, на железной дороге, на пограничном переходе, на деревообрабатывающем предприятии, на строительстве жилых домов и офисных небоскребов, в сфере ЖКХ. Иными словами, Суйфэньхе, как и Китай, и без нас скучать не будет.

    

Автор: Сергей КОЖИН