Оживляющая кукол
Такое волшебство подвластно только очень яркой и заметной личности
Если Виктория Яскина, актриса Приморского театра кукол, который, к слову, в нынешнем сезоне отмечает 75-летие, и захочет на что-то пожаловаться, то уж никак не на отсутствие ролей. «Дикие лебеди», «Сказка о глупом мышонке», «Красная Шапочка», «Чудеса на старой мельнице», «Держись, поросята!» – какой спектакль театра из самых ярких и запомнившихся за последнее время ни возьми, там есть и ее роль.
Возможно, все потому, что актриса, как она сама считает, именно в театре кукол нашла не просто свое призвание – свою счастливую звезду.
Не так давно у Виктории Яскиной состоялся бенефис. Зал был полнехонек! Пришли родители юных зрителей, коллеги по цеху, друзья. Все знали: это будет невероятное зрелище! Именно так и было. Виктория показывала очень разные номера с разными куклами – от тростевых до марионеток.
– Я люблю кукол, – говорит актриса. – Мне интересно изучать их механику, работать с ними, стараться каждой придать свой характер, сделать живой. Когда я только начала играть на сцене театра кукол, ничего об этом не знала, пришлось все осваивать с нуля. И мне очень понравилось.
Таланты открываются случайно
– Выходит, вы всегда мечтали быть актрисой театра кукол?
– Нет. Больше скажу: я и актрисой-то быть совсем не мечтала. Даже мыслей таких не было…
– А кем же хотели быть?
– Художником! Еще в школе, в моем родном Благовещенске, я была редактором школьной стенгазеты, и учителя заметили, что у меня есть, скажу нескромно, талант. И посоветовали пойти учиться в художественное училище. Замечу, что в художественной школе я не училась, однако в училище смогла поступить даже без предварительной подготовки. Училась с интересом, с удовольствием. Педагоги одной из немногих дали мне направление на поступление в институт искусств на художественно-графическое отделение. Я собрала чемодан и поехала во Владивосток. Все впереди казалось совершенно ясным…
– Даже удивительно, как же вы в итоге оказались студенткой театрального факультета?
– Все произошло волею судьбы, иначе не скажешь. Приехав во Владивосток, я сразу пошла в институт искусств. С чемоданом, прямо с вокзала. Поднимаюсь по лестнице в ректорат, и вдруг меня останавливает женщина. Оказалось, это секретарь приемной комиссии. И тут она меня огорошила: сказала, что пока идет прием заявлений и выдача направлений в общежитие только абитуриентам театрального факультета, потому что у них сначала подготовительные курсы. А прочих абитуриентов будут селить в общежитие не раньше чем через пару недель.
И я понимаю, что приехала слишком рано. А во Владивостоке у меня ни друзей, ни знакомых, а на две недели в гостинице денег нет. Так что я как по наитию выпалила прямо на голубом глазу: «Так я ж как раз на театральный приехала поступать!» Секретарь взяла меня под белы рученьки, и через некоторое время я уже шла с направлением в общежитие. И радовалась, какая я молодчина: ну, подумаешь, похожу на курсы, а там перекину заявление, вот и все…
– Неужели вас за пару недель так пленил мир театра?
– В каком-то смысле… У меня, правда, был небольшой опыт игры на сцене. Если, конечно, это можно назвать опытом. Когда я училась в училище, у нас организовали драмкружок. Подружки решили пойти, я с ними за компанию.
Ставили мы «Трибунал». В главной роли была занята девочка, которой вот-вот надо было сдавать госэкзамены. Совмещать подготовку с репетициями было трудно, словом, девочка неожиданно отказалась от роли.
Эту ситуацию мы обсуждали всем кружком вместе с нашей руководительницей – актрисой местного театра. Я сидела в первом ряду. И вдруг она смотрит на меня и говорит: «Ты сыграешь». Я была в ужасе: главная героиня – такая большая фактурная женщина, мать пятерых детей, в возрасте, а я – тростинка тростинкой. Но мне сказали: не волнуйся. И правда, создали одеждой «объем», парик надели, бусы какие-то. И вот стою я во всем этом и вдруг понимаю, что у меня меняется голос, я двигаюсь иначе…
Спектакль прошел на ура. Меня хвалили, после премьеры директор училища пожал руку. А уж когда мне подружки рассказали, что по училищу ходит слух, будто играла вовсе и не я, а специально приглашенная профессиональная актриса… Я была очень горда. Но мыслей пойти в актрисы у меня так и не появилось, не придала я особого значения этому успеху…
И только во Владивостоке, когда стала ходить на курсы – по речи, по мастерству актера, вдруг поняла, что сдавать экзамены буду именно на театральный. Не могу объяснить, поняла – и все. Выучила басню, стихотворение, монолог Катерины из «Грозы». Чтобы войти в образ, побежала в ГУМ, купила платок с цветами, в русском стиле. Накинула его на плечи – довольная, ну как же, прямо девушка из другой эпохи. А на голове – стрижка, кудельки какие-то…
А вот поди ж ты – мастер курса, Альберт Мамонтов, что-то увидел в той смешной абитуриентке с платком. Что-то разглядел. Викторию приняли на театральное отделение – и это при конкурсе 11 человек на место! Так началась новая волна жизни Виктории Яскиной…
– Вы хорошо учились?
– Взахлеб! Мне все нравилось. Мы часами обсуждали отрывки из пьес, разбирали образы, до ночи репетировали. У меня было такое чувство, что я нашла саму себя. Вспоминаю учебу как праздник! Она и пролетела быстро. Хорошо, что мама поддержала мое неожиданное решение переменить судьбу, благословила…
Мне, кстати, предлагали остаться во Владивостоке после института, даже в театр кукол предлагали пойти. Но я выбрала – простите за прозу жизни – тот театр, где давали жилье. В Петропавловске-Камчатском. Уехала. Проработала там сезон. Вышла замуж и вернулась во Владивосток.
Камчатка меня поразила. Романтика, вулканы, красоты… Знаете, совсем недавно мы ездили туда на фестиваль «Папа Карло», и я в который раз почувствовала: люблю Камчатку. Там действительно изумительная природа.
А еще интересно, что в местном драмтеатре, хоть и проработала я там всего ничего, меня до сих пор помнят. И ужасно удивляются, когда говорю, что пробыла там один сезон. Просто так получилось, что у меня за тот сезон было восемь спектаклей, сплошные премьеры, четыре главные роли. Даже поклонники появились, встречали на выходе из театра, а я старалась проскользнуть незаметно. Очень все это не любила, свою жизнь старалась держать закрытой.
Нелегко быть Чичи
Вернувшись во Владивосток, Виктория Яскина несколько сезонов проработала в Камерном театре, которым тогда руководил Леонид Анисимов. Многие помнят ее Гермию в спектакле «Сон в летнюю ночь».
– Но в основном, – вспоминает Виктория, – играла в сказках, как мой муж говорил: седьмая сыроежка в восьмом ряду. И поняла, что это все-таки не совсем мое.
Поэтому с чистой совестью ушла в декрет. И спокойно занималась ребенком…
А потом снова потянуло в театр. Но из декрета я уже целенаправленно пришла в театр кукол. Просто хотела здесь работать. Дозрела до этого театра, наверное. Знаете, я много позже поняла, что требуется от актера театра кукол в первую очередь: быть личностью. Яркой, заметной. Серый, тихий, незаметный человек просто не сможет оживить куклу, ведь чтобы она стала частью спектакля, ожила, нужно привнести в нее свои черты характера, свои знания, часть себя…
– Какой была ваша первая роль?
– Обезьянка Чичи в «Айболите»! Меня, собственно, на нее и пригласил Виктор Бусаренко. Ох, скажу вам, это было совсем непросто. Это была не тростевая кукла или марионетка, а большая, фактически ростовая – я надевала часть куклы на себя. Тело мое было совсем не подготовлено к таким нагрузкам: больше часа в тяжелом костюме бегать, прыгать, скакать, ведь обезьянка Чичи ни минуты не сидела на месте. Пришлось, что называется, с места в карьер привыкать.
И я поняла, что в театре кукол работать трудно, но безумно интересно. Каждая кукла – в каком-то смысле работа с нуля. Пусть ты уже освоил азы обращения с марионеткой, с тростевой куклой, с перчаточной, это хорошо, но каждый раз как с чистого листа, все заново. Новый образ, новый персонаж. И в этом самый главный интерес заключен: все каждый раз по-новому!
Кстати, в театре кукол мне очень пригодилось мое художественное прошлое – было легче понимать, как и из чего состоит кукла, как с ней лучше работать, какая у нее механика.
Каждый раз, когда начинается работа над новым спектаклем, я иду к нашим мастерам и стараюсь принимать участие в работе над куклой. Она должна быть моей. Придумываю какие-то детали. Я научилась шить для кукол, лепить папье-маше. И даже со временем начала придумывать номера с куклами.
– Вам нравится работать для маленьких зрителей?
– Конечно! Дети не умеют притворяться, что им интересно. Если малышу скучно, он не станет, как взрослый, из чувства такта сидеть до конца акта. Он начнет зевать, вертеться… Представляете, какая это увлекательная и сложная задача – играть так, чтобы ребенку было интересно?
– А есть спектакль, который вам особенно дорог?
– Все спектакли – любовь и радость. Взять, к примеру, «Дюймовочку». Это моноспектакль, там можно показать все, на что ты способен, все грани актерского мастерства. Очень люблю сказку «Красная Шапочка». Знаете, мы возили ее на фестиваль в Южной Корее и показывали без перевода на корейский. Были опасения, поймет ли публика… Так вот, корейские зрители – и дети, и взрослые – принимали наш спектакль так, что диву даешься. Каждый эпизод словно через себя пропускали: где нужно – ахали, где нужно – смеялись.
– Вы нашли свое счастье в театре кукол…
– Да! Моя мама всегда говорила: если ты хочешь, чтобы работа приносила удовольствие, сделай хобби своей работой. В каком-то смысле я ведь так и поступила: я люблю детей, люблю театр, люблю творить. И даже больше: получается, я не изменила ни своим педагогам театрального факультета, которые что-то увидели во мне и взяли учиться, ни своему художественному образованию, потому что пришла к оформлению кукол, к созданию образов…
– Наверное, ваши родители и дочка очень вами гордятся?
– Я не обижена ни руководством, ни властью, у меня и почетные грамоты, и премия от администрации Владивостока есть, и министерская благодарность, словом, у мамы множество поводов мною гордиться.
Я присылаю ей видео своих спектаклей, статьи. А моя дочь, хоть ей уже 19 лет, все равно приходит на мои репетиции и прогоны. И это тоже счастье!
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ