Открытие Хэлуна
Журналисты из Владивостока проторили дорогу по новому туристическому маршруту в Китай
В дни затяжного новогоднего уик-энда корреспондент «В» посетил город Хэлун Яньбянь-Корейского автономного округа провинции Цзилинь (КНР), где познакомился с технологией приготовления корейской квашеной капусты кимчи и китайской рисовой водки «гаоляновки», участвовал в зимней рыбалке «чисто по-китайски», а также в открытии горнолыжной базы на склоне горы Чанбайшань.
В путешествии также принял участие телеоператор Евгений Коновалов, он снимал фильм о нашем визите в Китай для телекомпании «8-й канал».
Запах дыма и фирменный рис
Предложение заместителя начальника управления по туризму Яньбянь-Корейского автономного округа (ЯКАО) господина Хе Ливэя было заманчивым. По его словам, русские туристы в Хэлуне – редкие гости. Поэтому отказываться от поездки было неразумно. Согласитесь, не каждому подфартит почувствовать себя почти первооткрывателем.
Впрочем, Яньбянь-Корейский автономный округ и его столица город Яньцзи вовсе не «терра инкогнита» для жителей Приморья. Наши земляки давно проторили дорогу в эти живописные места на северо-востоке Китая. И прежде всего к подножию горного хребта Чанбайшань – природному заповеднику государственного значения, где расположены горнолыжные базы и круглогодичные курорты. Здесь же находится одна из главных местных достопримечательностей – кристально чистое Небесное озеро, заполнившее гигантский кратер потухшего вулкана Чанбайшань. Это одна из десяти самых известных гор Поднебесной. Город Хэлун, что в 80 км от Яньцзи, по китайским меркам небольшой, здесь проживает всего 220 тысяч человек. Из них 60 процентов – корейцы. Так сложилось исторически: Хэлун граничит с Северной Кореей по фарватеру реки Туманган. Поэтому все вывески, реклама и объявления здесь даются на двух языках. Сначала – на корейском, потом – на китайском. Чтобы не ущемлять национальные интересы местных жителей. Но именно благодаря корейскому колориту и прирожденной артистичности этой нации Хэлун стал «городом песни и танца». И еще столицей знаменитой квашеной капусты кимчи. Но об этом чуть позже. В стародавние годы Хэлун был главным городом государства Бохай при династии Тан, поэтому его называли «тысячелетней столицей» и «пограничной жемчужиной». Сегодня в пригороде функционирует парк археологических раскопок, где в свободном доступе можно познакомиться с артефактами далеких времен. К сожалению, зимой археологи в полях не работают.
Промышленности в городе нет никакой. Тем не менее в воздухе постоянно ощущается сладкий запах дыма. Он просачивается в гостиничный номер на седьмом этаже даже через плотно закрытые окна. Дело в том, что большая часть здешних жилых домов имеет печное отопление. Отсюда и «ароматы» от сгоревшего угля или дров, особенно зимой по утрам, когда низкое атмосферное давление и нет ветра. С аналогичной ситуацией знакомы жители наших городов, например, Уссурийска или Дальнереченска. Хэлун расположен на равнине Пинган, где испокон веков выращивают рис высшего сорта, экспортируемый под торговой маркой «Императорский». В 1957 году этот сельхозпродукт получил первую национальную премию в номинации «Рис» за подписью тогдашнего премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая. А в 2007-м этот район стал «Базой стандартного производства экологически чистого продовольствия КНР». Этим достижением китайцы очень гордятся. И продают туристам свой фирменный рис в красивой упаковке как память о визите в «Оазис Пинган». Мол, ешьте на здоровье и вспоминайте наши края!
Водка на память
Особый предмет гордости жителей города Хэлун – небольшой заводик по розливу рисовой водки производительностью 300 тонн в год. Туда нас пригласили на экскурсию вместе с группой китайских журналистов. Посещение этого предприятия входит во все местные туристические маршруты. Мы тоже не избежали этой участи. И не пожалели.
Водка, разлитая в огромные глиняные бочонки, встречала нас сразу за воротами проходной. Ее характерный аромат щекотал ноздри за десятки метров до цеха переработки рисового жмыха, из которого китайцы гонят знаменитый сорокаградусный напиток – «гаоляновку». А в самом цеху после нескольких глубоких вздохов голова вовсе пошла кругом! Сразу же появился зверский аппетит: вроде и не пили, а закусить захотелось.
Впрочем, рабочие оказались щедрыми и предложили испробовать напиток богов всем желающим. Из огромного ковша! Отказавшихся среди журналистской братии не нашлось. Мы с Коноваловым отхлебнули даже дважды. Знай наших! Китайские пролетарии смотрели на нас с интересом, некоторые даже прекратили работу.
– Есть ли среди рабочих алкоголики? – поинтересовался я у переводчика, а тот, в свою очередь, у нашего экскурсовода, работника предприятия. Гид только пожал плечами:
– Не знаю, но прогулов и увольнений из-за пьянства на рабочем месте нет.
– А вы употребляете свою продукцию? Или только нюхаете? – продолжал я допрос.
Гид заявил, что вообще не пьет. Но, скорее всего, слукавил. Каждый день находиться рядом с таким счастьем и не пригубить? В это трудно поверить.
Экскурсия на завод закончилась так же удачно, как и началась: на прощание нам подарили по бутылке водки.
Дезертир и тишина
Лично у меня не было претензий ни к «гаоляновке» (дай бог здоровья тому, кто ее придумал), ни к вкусовым качествам императорского риса – продукт свое название оправдывал. Но Хэлун как туристический объект впечатления на меня не произвел. Аккуратный, вылизанный до блеска городок, в центре – типовые небоскребы, в частном секторе – архитектура в корейском стиле. Ничего выдающегося.
Все его культурные и исторические ценности, ради которых сюда приезжают туристы из Китая, Северной и Южной Кореи и даже Японии, находятся за городской стеной. Прежде всего это лесной заповедник Сяньфен, парк достопримечательностей Сяньцзинтай, деревня народного обычая Гуандун, Западный древний город, Ступень рыбалки Ким Ир Чена, вид на корейскую гору Маошань, парк рыбной промышленности Цинлун, памятник Бою Циншанли и другие объекты. И здесь знакомство с гостеприимным Хэлуном можно было бы завершить, если бы не ЧП, случившееся в день нашего визита в этот городок.
В воскресенье, 28 декабря, военнослужащий северокорейской армии перешел границу недалеко от города Хэлун и попытался ограбить сельский магазин. Ему нужны были деньги и продовольствие. Во время нападения он убил четырех граждан Китая. Еще один китаец был ранен. Злоумышленник пытался сбежать с места преступления, однако полицейским и военнослужащим удалось его догнать. Во время задержания он получил пулю в живот. Под охраной, в бессознательном состоянии его доставили в клинику.
Китай выдвинул ноту протеста КНДР по данному инциденту. В свою очередь, северные корейцы потребовали вернуть дезертира на родину, но китайцы ответили отказом. Как заявил пресс-секретарь министерства иностранных дел Китайской Народной Республики, расследование дела будет вестись в соответствии с китайским законодательством. После чего подозреваемого будут судить в Китае, а не возвращать в КНДР. Вердикт суда предугадать несложно…
После инцидента в приграничных районах КНДР была зафиксирована спешная перегруппировка северокорейских войск. Китайские военнослужащие тоже напряглись. Не секрет, что отношения между этими странами весьма прохладные, с тех пор как к власти в Северной Корее пришел Ким Чен Ын. Кстати, жители города Хэлун, как и весь мир, узнали о ЧП неделю спустя из сообщений СМИ. Изначально ни Северная Корея, ни Китай не хотели распространять скандальную информацию.
Окончание в номере за 14 января
Справка «В»
Второй после Путина
Побратимские отношения Владивостока и ЯКАО зародились еще в июне 1999 года на основе дружеских контактов между жителями этих геополитических территорий. Со временем неформальные связи трансформировались в официальные отношения между администрациями. В 2002 году стороны подписали «Меморандум о дружественных контактах и отношениях торгово-экономического сотрудничества», а в 2006-м – «Соглашение о создании механизма дружественных обменов и торгово-экономического сотрудничества» и «Соглашение о создании механизма регулярных встреч».
В мае 2010 года Китайское народное общество дружбы с зарубежными странами официально утвердило создание побратимских отношений между Яньбянь-Корейским автономным округом и столицей Приморья. Тогда же были заключены «Соглашения об укреплении торгово-экономических обменов и сотрудничества» и «Соглашения о сотрудничестве в сфере туризма между Яньбянь-Корейским автономным округом и городом Владивостоком».
На церемонии подписания этих документов глава Владивостока Игорь Пушкарев процитировал китайскую пословицу: «Близкий сосед лучше дальнего родственника», чем буквально очаровал китайских товарищей. Его приветственная речь в честь установления побратимских отношений между двумя сторонами была растиражирована китайскими СМИ, после чего мэр Владивостока стал в ЯКАО вторым по популярности российским высокопоставленным чиновником после президента России.
18 мая 2011 года в столице ЯКАО городе Яньцзи было подписано соглашение о побратимских связях между Владивостоком и ЯКАО. Документ подписали глава приморской столицы Игорь Пушкарев и губернатор округа Ли Лунси.
Автор: Сергей КОЖИН