Особенности колючей торговли, или Где купить елку подешевле?

Елка в канун Нового года – самый доступный товар. И недоступный. Вот такой вот парадокс.

30 дек. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3665 (197) от 30 дек. 2014

Недоступный, понятно, из-за цены: деревце за четыре тысячи рублей на пару недель? Для многих это слишком уж роскошное удовольствие. А доступный… Да потому что елки везде! Елочные базары устроены во всех спальных районах города. Например, на одном только кольце «Первой Речки» я насчитала три елочных развала. Бродя по ним, приглядываясь к елкам, прислушиваясь к покупателям и, между делом пытая продавцов, я поняла три вещи. Во-первых, как на любом рынке, так и здесь действует закон удачи: елочку той же пушистости и величины можно буквально через двадцать метров сторговать в два раза дешевле. Корректирует также торговлю и сговорчивость продавцов время суток. Это – во-вторых. Ну а в-третьих, можно вообще рискнуть: подойти 31 декабря в пять часов вечера к любому оставшемуся хвойному развалу и выбрать себе деревце. Ну а теперь обо всем по порядку.

– Да нет! Меньше чем за три тысячи вы сейчас елку просто не найдете, а если еще и дальше будете дешевую искать, так вообще без дерева останетесь, – пугал меня мужик на одном из первореченских елочных развалов.

Спорили мы с ним относительно цены на однобокую елку минут, наверное, уже тридцать. Ель я выбрала самую что ни на есть невзрачную, именно однобокую (если б она росла сейчас в лесу, по ней, наверное, легко было бы определить, где север, а где юг) с надеждой сторговать ее до минимума. Сознаюсь: покупать ель в мои планы не входило, а пыталась я выявить болевой порог продавцов на цены. Торг был явно неуместен: за те полчаса, пока я блуждала в его порубленном бору, человека четыре подошли, спросили про цену, повздыхали и разошлись.

При этом он уверен: к Новому году у него ни одного деревца не останется. К слову, буквально за час до безуспешной торговли я выяснила у одного из продавцов, что отпускная цена деревца (та, по которой закупают деревья в лесхозах) – 600 рублей!

Буквально через дорогу торговля все-таки шатко-валко, но шла. Я поняла почему: ценник здесь был более щадящий. Красивая, ровная, пушистая пихточка прямо на моих глазах ушла за две с половиной тысячи – ровно такая же через дорогу стойко держалась на четырех тысячах и ни рублем меньше.

Продавец и меня решил не отпускать без покупки пушистой красавицы.

– За две отдам, – с характерным южным акцентом пообещал мужчина, заметив мой интерес к зеленому деревцу.

– Нет, за полторы тысячи возьму, ни рублем больше, – попыталась я хоть как-то отделаться от совсем ненужной покупки в расчете, что не будет же он шикарнейшее дерево отдавать практически даром.

– А, бери, – тот совершенно по-барски махнул рукой. Соблазн был велик, и, если б не опасения, как я это чудо потащу в общественном транспорте аж в пригород, я б не устояла!

– Ну а что вы хотите? Знаете, как нам эти деревья даются? – отреагировал на мое возмущение ценами Саша – продавец одного из развалов в районе проспекта «Красного знамени». – Мы тут сутками стоим, мерзнем, спим в машинах, вернее, не спим – елки караулим. Я уже забыл, как моя девушка выглядит. Но это наш бизнес (я не какой-то там наемный продавец!) – мы за этими елками в лес ездили… И все наши цены обоснованны. Это приезжие цену назначают с потолка. У них ведь оплата идет не от выручки, а посуточная – 1,5 тысячи рублей в сутки. Вот они и накручивают цену, чтобы и им на карман что-то еще оставалось. Так ведь они тем самым и работодателей своих подставляют : цены высокие задирают, поэтому елки их никто и не берет. До 31-го по таким расценкам торговлю будут тянуть, а потом – вот увидите – весь их товар будет на обочине валяться.

К своим елкам и пихтам Саша относится куда рачительней: он уже договорился с похоронными агентствами о том, что после праздников они заберут непроданные ели – на венки.

Кстати, прямо при мне подошел к Саше пожилой мужчина, обошел деревца, повздыхал и договорился с продавцом, что 31-го в обед он все-таки получит здесь свою елку. Бесплатно.

Автор: Лика ТКАЧЕНКО