Рыбацкие миражи

Как уловы российских рыбаков развернуть на Приморье

25 дек. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3663 (195) от 25 дек. 2014
578d6dae657dd4126fe9b218cae96360.jpg

Всего два года назад президент России Владимир Путин дал поручение создать на территории Приморья дальневосточный рыбохозяйственный кластер. А вот уже и его концепция готова. В конце уходящего года разработчики презентовали ее заказчикам и рыбацкому сообществу.

Как уже писал «В», к разработке проекта был привлечен московский филиал японского Исследовательского института Номура. Для этого НИИ сформировал научный консорциум, в состав которого вошли российские и иностранные эксперты. С российской стороны привлекли научно-исследовательские институты ФГУП «ТИНРО-Центр» и ДНИИМФ из Владивостока. Всего за 1 год и за 1 миллион долларов США они подготовили долгожданную концепцию.

Какую же «манну рыбацкую» предлагает Номура Приморью и Дальнему Востоку? Что увидели приглашенные специалисты с высоты Москвы и Токио, чего не видно из Владивостока?

Кластеру назначили корпорацию

Основные параметры кластера озвучили глава филиала Номура Акира Ивата и его исполнительный директор Андрей Родионов.

– В мире сейчас ценится продукция высокого качества и с высокой добавленной стоимостью, морепродукты имеют первостепенное значение, как полезная для здоровья пища. Кластер в Приморье будет ориентироваться именно на эти мировые тенденции, – обозначил приоритеты Андрей Родионов.

– В соседних с нами странах строятся современные перерабатывающие и перепродающие холдинги (пока готовилась концепция нашего кластера, началось строительство еще одного в Республике Корея и сразу нескольких подобных комплексов в Китае. – Прим. ред.). Дальний Восток пока является поставщиком сырья для производителей готовой продукции в странах АТР. Чтобы изменить тенденцию, Россия должна наладить выпуск продуктов на своем побережье.

Японские и российские ученые предлагают возвести многофункциональный конкурентоспособный научно-производственный кластер с мощностями по перегрузке и хранению сырья, выпуску готовых изделий в районе Большого Камня. С тем чтобы продукция поступала на внутренний и зарубежный рынок. Эксперты считают, что особенно быстро будет расти потребление рыбопродукции в Китае, Юго-Восточной Азии и в США. Кластер должен ориентироваться на выпуск новых видов продуктов питания, сырья для медицинских препаратов, косметики и сельского хозяйства. В создаваемый хаб войдет и современная электронная торговая площадка – рыбная биржа.

Основные подразделения кластера, как и планировалось ранее, разместятся на территории Шкотовского района на берегу бухты Суходол (этому не помешает даже строящийся рядом угольный порт. – Прим. ред.). Именно там возведут современный рыбный порт – с причальными стенками и подъездными железнодорожными и автомобильными путями, с объемом перегрузки 1 миллион тонн в год. Во главу угла ставится биржа по торговле по всему миру морепродуктами. На берегу планируется разместить склады-холодильники с новейшими технологиями заморозки. Они рассчитаны на 250 тысяч тонн с дальнейшим увеличением мощностей в два раза. Самый широкий спектр возможностей предлагается придать базе переработки – вплоть до выпуска рыбной муки и жира из отходов. Современные перерабатывающие предприятия рассчитаны на выпуск 200 тысяч тонн рыбопродукции в год. Не забыта наука: здесь появится исследовательский центр. С помощью единого центра автоматизированного контроля можно будет отследить весь процесс: от лова рыбы в море до реализации ее потребителям. Вблизи построят жилой городок.

Упор будет сделан на самые освоенные виды водных биологических ресурсов в бассейне: минтай, сельдь, лосось. Активнее надо вести добычу других слабо используемых нынче видов – анчоуса, кальмара, водорослей. Широкие возможности открывает океанический промысел, в частности добыча криля у берегов Антарктиды. Тем самым в Тихоокеанском бассейне приморские, камчатские и сахалинские рыбаки смогут добывать свыше 3 миллионов тонн сырья.

Ожидается открытие 1300 новых рабочих мест. Всего планируется потратить порядка 39,9 миллиарда рублей, большая часть из которых – частные инвестиции. Срок строительства – до 2023 года. Срок окупаемости – 21 год. Непосредственно для строительства кластера предлагается создать корпорацию. Основным источником ее дохода в дальнейшем станет взимание платы за судозаходы. Возведенные портовые, холодильные и перерабатывающие мощности будут сдаваться в аренду частным предприятиям.

Не забыли про овраги?

Несмотря на такие красиво нарисованные перспективы, остается множество вопросов. А если частный бизнес не захочет вкладывать инвестиции в будущий кластер? А если не пожелает именно в бухту Суходол доставлять сырье? Или окажется неготовым заниматься переработкой именно на этой площадке? Заказчики и разработчики проекта такую возможность даже не рассматривают. А жаль.

– Разработчики проекта не рассматривали альтернативные варианты, – посетовал президент Приморской ассоциации рыбохозяйственных предприятий Георгий Мартынов. – Так, совершенно не учитывались имеющиеся возможности Владивостока – с его морским рыбным портом, холодильниками, железнодорожной станцией, научным потенциалом. Ведь даже действующие причалы в бухтах Золотой Рог, Улисс и Диомид сейчас недозагружены. Создание же новой корпорации подразумевает колоссальные вложения. Сумеет ли Приморье найти такие средства, тем более с учетом нынешнего финансово-экономического кризиса?

Еще более осторожными были выступления руководителей крупнейших добывающих предприятий Приморья и региональных общественных рыбацких организаций и сообществ. А без их поддержки даже отстроенный кластер останется без сырья.

Обратной дороги нет

Директор краевого департамента рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Александр Передня отметил государственную важность, а следовательно, и неминуемую реализацию проекта.

– В рамках этого проекта страна решает стратегическую задачу – повернуть рыбные потоки на родной берег, не отправлять уловы в Пусан и Далянь, а доставлять их в Приморье, – говорит Александр Передня. – Представители бизнеса, в свою очередь, будут иметь доступ к новой, современной инфраструктуре. Осуществить эти планы с существующей инфраструктурой невозможно: холодильники и логистические схемы края устарели. Дешевле построить что-то новое и современное, чем реконструировать и расширять имеющееся, тем более на зажатых морем и сопками площадках Владивостока. Создав еще и условия доставки и оформления рыбы в России, наши рыбаки повезут ее сюда, а не будут обогащать иностранные компании и страны. В итоге Дальний Восток сможет обеспечить рыбой всю Россию. Да еще и останется для экспортных поставок.

С ним полностью согласен вице-губернатор Сергей Сидоренко, курирующий сельское хозяйство Приморья.

– Когда речь идет о перспективах развития отрасли и продовольственной безопасности страны, гораздо эффективнее будет создать совершенно новую инфраструктуру по последним научным разработкам, – поясняет Сергей Сидоренко. – Рыбный кластер станет единым для всего Дальнего Востока и включит в себя производственные объекты по рыбопереработке, холодильные мощности единовременного хранения на десятки тысяч тонн, портовую и транспортную инфраструктуру, а также прочие объекты рыбной логистики, включая торгово-логистический центр. Ожидается, что только выпуск готовой продукции составит от 220 до 550 тонн в сутки.

«В» напоминает, что следующим этапом в создании кластера станет подготовка проектно-сметной документации и поиск инвесторов.

 

Автор: Николай КУТЕНКИХ