Воспитывая победителей
В городском конкурсе педагогических талантов неожиданно вырвались вперед тренеры спортивных школ
На минувшей неделе во Владивостоке состоялся финал конкурса педагогического мастерства «Сердце отдаю детям», проводившегося среди преподавателей дополнительного образования, работающих в муниципальных центрах детского творчества.
В финальный этап вышли восемь педагогов, среди них музыканты, художники, фотографы. Что интересно, в этом году к представителям творческих профессий присоединились тренеры-преподаватели муниципальных детско-юношеских спортивных школ.
Проблем в точках соприкосновения между столь разными на первый взгляд специалистами, по мнению организаторов конкурса, не возникло.
– Эти точки соприкосновения – методика преподавания, проведения занятий, составления и презентации программ, – пояснила главный специалист отдела дополнительного образования управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации Владивостока Ирина Щур.
Поддержим наставника своими медалями
На нынешнем конкурсе муниципальные спортивные школы представляли тренер по шахматам (заметим, пришедший в секцию всего лишь временно заменить тренера, а в итоге отдающий себя работе с детьми уже восемь лет) и тренер по легкой атлетике.
Забегая вперед, скажем, что именно легкая атлетика вырвалась вперед: первое место в конкурсе заняла преподаватель городской детско-юношеской спортшколы «Старт» Степанида Белоконь.
Разумеется, существует ряд критериев, которыми руководствовалось жюри, распределяя призовые места, однако меня, человека стороннего, сильнее всего впечатлила большая группа воспитанников Степаниды Белоконь – девчонок и мальчишек, увешанных медалями, которые дружно вышли поддержать своего наставника. «Это и есть мое кредо», – объяснила появление группы поддержки конкурсантка.
Хотя педагогов-спортсменов в этом конкурсе участвовало немного, именно им досталось больше всего наград. В частности, третье место присудили тренеру-преподавателю владивостокской ДЮСШ «Чемпион» Андрею Степанову – тому самому, пришедшему на время и оставшемуся в сфере дополнительного образования на годы…
Совершенный учитель
Немного о самом конкурсе. На первом, заочном, этапе конкурсанты представляли программу деятельности своего кружка или секции. Вторым этапом стали открытые занятия. Сложность этого этапа заключалась в том, что проводить такие занятия участникам конкурса предстояло перед незнакомой детской аудиторией.
И, наконец, на последнем этапе конкурсанты должны были раскрыть свое педагогическое кредо, в том числе объяснить, почему они пришли в профессию и почему остались в ней.
– Это действительно люди высокопрофессиональные, они могли бы легко реализовать себя именно на профессиональной стезе – в музыке, фотографии, разных видах искусства и спорта. Но они пришли в педагогику, – размышляет Ирина Щур. – И уж если они сумели выйти в финальный этап конкурса, значит, они не только талантливые музыканты, художники, спортсмены, но и талантливые педагоги.
Разумеется, у каждого из участников конкурса есть свое профессиональное правило работы с детьми.
Кто-то взял на вооружение идею Льва Толстого о совершенном учителе: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Кто-то сформулировал свои собственные принципы: «Ребенку должно быть интересно, поэтому мне надо находить постоянно что-то новое, по-настоящему захватывающее, чтобы ему хотелось этим заниматься».
– Самое главное – подогревать у ребят интерес и стремление к новым достижениям, – уверена занявшая второе место педагог дополнительного образования городского Центра детского творчества музыкант Анна Колягина. – Кроме того, дети, которые соприкасаются с искусством, становятся уравновешеннее, добрее – в этом и есть основной смысл моей работы.
К слову, подобные конкурсы весьма полезны для педагогов: участие в них дает возможность повышать профессиональную категорию. А программы, которые педагоги презентуют, помогают потом их молодым коллегам повышать свой уровень.
Автор: Лика ТКАЧЕНКО