Насколько культурным был Год культуры?
«В» подводит светлые и темные итоги уходящего 2014-го
Вопрос в заголовке вовсе не случаен, дорогой читатель. 2014 год, объявленный в нашей стране Годом культуры, близится к финишу.
Конечно, события характера политического и экономического, случившиеся в этом году, традиционно велели культуре знать свое место – позади, скромно, не выпячиваясь. Но иногда и событиям из разряда театральных, музыкальных, музейных удавалось потеснить любые другие в качестве новостей на первых страницах. Были в Год культуры в нашем крае и городе события приятные, были и неприятные (щедрым, как ни странно, Год культуры оказался на скандалы) – словом, всего хватало. Оглянемся, вспомним?
Кризис – друг молодежи
Начался год не слишком радостно – с невразумительной кадровой чехарды. Желание краевого департамента культуры сменить руководство Приморской филармонии и Приморского театра молодежи было просто всесокрушающим. И что? Обезглавить ведущие учреждения культуры края оказалось легко: контракты с Алексеем Макаренко и Виктором Галкиным продлевать не стали. А вот найти достойную замену… Здесь, как говорится, и случилась закавыка.
И если филармония сумела преодолеть период безвластия относительно спокойно, то в театре молодежи случился самый настоящий кризис. Нет главного режиссера, нет директора, провалены гастроли и начало сезона, труппа живет в твердой уверенности, что «мы никому не нужны, нужно наше здание».
Апогея кризис достиг в начале октября, когда была уволена режиссер Лидия Василенко. Об этом скандале «В» много писал и намерен вернуться к теме, как только станет известно решение суда, куда обратилась Лидия Михайловна.
Собственно, нельзя сказать, что кризис в этом храме Мельпомены на сегодняшний день преодолен. Да, театр работает, актеры активно репетируют спектакль «Остров Рикоту» по пьесе известного современного российского драматурга Натальи Мошиной (к слову, одна из ее пьес – «К звездам» – идет сегодня с успехом в театре ТОФ). Да, совсем недавно состоялась премьера еще одного спектакля, поставленного другим режиссером. Но внутри театра огонь кризиса, к сожалению, не угас.
Актерам, труппе в целом показали: ваше мнение никого не интересует, сидите себе тихо и помалкивайте, а решения будут принимать важные чиновники. Такие вещи творческими людьми воспринимаются очень болезненно и долго не забываются. Хочется верить, что в 2015 году театр все же выберется из кризиса. Хотя вопросов остается немало.
Оркестр, из пепла восставший
Год культуры мог стать последним в жизни Тихоокеанского симфонического оркестра. Как известно, годами этот до недавнего времени единственный симфонический коллектив края жил в том состоянии, в каком обычно находится вся приморская культура, – тихо, в уголке, незаметно для власти. Не хватало музыкантов, инструментов, мизерными были зарплаты, да что там – несколько лет коллектив жил без главного дирижера и художественного руководителя! А уж после открытия в городе театра оперы и балета, в оркестр которого ушла добрая треть музыкантов ТСО, из «высочайших сфер» стали раздаваться мудрые советы: мол, зачем вообще два оркестра? Тихо закроем это дело, да и все.
Но Тихоокеанский симфонический выжил. И не просто выжил, а – вопреки всему – даже увеличился за счет привлечения студентов академии искусств, например. С приходом в коллектив нового главного дирижера Анатолия Смирнова в ТСО, которому в грядущем году исполнится 75 лет, да и в саму филармонию словно вдохнули новую жизнь. За какие-то три месяца были поставлены полусценические версии оперетты «Летучая мышь», мюзикла «Американская любовь», возобновлена система музыкальных абонементов. У музыкантов даже появилась надежда на повышение зарплат и на приобретение новых инструментов.
Есть у оркестра и совсем безумная мечта – иметь свой автобус, чтобы выезжать на гастроли по Приморскому краю. В том, что за пределами краевого центра ждут, жаждут культурных событий, концертов, гастролей, сомнений нет. И та же «Летучая мышь» прошла бы на ура и в Находке, и в Уссурийске, и в Спасске-Дальнем, и в Черниговке. Но без автобуса – никак. Не в электричках же везти костюмы и инструменты.
Прошедшему через испытания Тихоокеанскому симфоническому сегодня есть что показать зрителям. Пожелаем же оркестру творческих успехов. И автобуса!
Музей, который стал ближе
Посетители музеев города, не заглядывавшие туда, скажем так, больше двух лет (а таковых среди горожан – чего греха таить – немало), изумляются и восхищаются, входя нынче в музей имени Арсеньева на Светланской, 20, в Музей города, в дом-музей Арсеньева или семьи Сухановых. И если в мемориальных домах внешние изменения еще не так видны, как в отремонтированном, продуманном с точки зрения дизайна и современного внешнего вида музее на Светланской, 20, то перемены внутренние заметны совершенно четко.
Музей как таковой перестал быть тихим пыльным местом скопления экспонатов (причем тех, что не жалко положить на видное место,– мол, испортятся, так ничего страшного). Молодая команда, пришедшая к руководству, словно стряхнула с этого учреждения годами – еще с советских времен – копившуюся паутину.
Сегодня в наши музеи не стыдно зайти. И не только потому, что в залах стало светлее. Нет, изменились построение самих экспозиций и подход к работе со зрителем. Теперь в музее гораздо меньше идеологии типа «мы тут за вас все уже решили, смотрите и внимайте» и намного больше подхода по принципу «анализируйте, думайте, сопоставляйте, интересуйтесь». И это замечательно.
Вспоминая весенний скандал, раскрученный одним из самых одиозных СМИ города и завертевший музей имени Арсеньева в совершенно нелепых вихрях проверок, которые закончились самой настоящей трагедией (одна из сотрудниц бухгалтерии после 10-й или 15-й проверки, вызванной очередным невнятным журналистским запросом, скончалась в больнице), хочется сказать только одно: удивительно, что коллектив выстоял. Вы молодцы, ребята! Вы победили ретроградов, ополчившихся против вас. А ваши новые выставки «Первая забытая», «Сказочный город», ваши проекты, в том числе экскурсионные или такие (просто прекрасные!), как «Сказки с молоком», привлекают в музеи новых и новых посетителей. Не останавливайтесь, умоляем!
Под светом новых технологий
Под занавес года радостное событие, давно ожидаемое поклонниками высоких технологий, случилось и в киножизни Владивостока. Кинотеатр «Океан» завершил техническое переоснащение и открыл зал IMAX, став первым на Дальнем Востоке и 37-м в России кинотеатром такого формата.
Можно не сомневаться: любители спецэффектов, фильмов «для глаз и ушей» в ближайшие дни и недели придут в «Океан», чтобы посмотреть кино так, как еще никогда не смотрели, – с эффектом полного погружения в происходящее.
Интересно, что IMAX много внимания уделяет развитию документального кино. Собственно, прославилась технология в первую очередь благодаря потрясающим показам документальных лент о величии и красоте природы, животного мира Земли. Хочется верить, что в новом зале мы увидим не только игровые, «спецэффектные», фильмы (очередные «Звездные войны», «Хоббиты» и прочие фэнтези), но и именно такое – потрясающее воображение – документальное кино.
И, конечно, радует то, что в нашем городе киносфера выходит на новый уровень развития. Владивосток, что ни говори, всегда был культурным центром не только края, но и Дальнего Востока. Марку надо держать!
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ