Школа высокого стандарта

Система образования Владивостока подводит итоги года

17 дек. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3658 (190) от 17 дек. 2014
2c181e1c5e4c5c7446717a5614c3ab5d.jpg

В уходящем году в городской сфере образования удалось достичь многого: отремонтированы школы, построены новые детские сады. Все это уже традиционно.

Однако, по мнению специалистов, этот учебный год для нашего города (как и для всей страны) станет знаковым: четвероклассники заканчивают начальное обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Изменения начнутся буквально на проверочных испытаниях: контрольные срезы по пройденным предметам заменит единая комплексная проверочная работа.

– Ученик за четыре года обучения получил знания по различным предметам. Чтобы продемонстрировать уровень полученных знаний, он должен выполнить единую проверочную работу, – объясняет заместитель начальника управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации Владивостока, начальник отдела мониторинга и развития образования Людмила Чижова. – Так что можно надеяться, что к 2020 году, когда все классы перейдут на новые федеральные стандарты, результаты ЕГЭ станут выше.

Новое – хорошо забытое старое

Со следующего года на ФГОС основного общего образования перейдут все школы, сейчас же в них ведется разработка образовательных программ по ФГОС.

Отличие модернизированной школьной программы от прежней в том, что она будет включать в себя, помимо учебного процесса, еще и организацию внеклассной работы.

На практике это будет выглядеть так: те знания, которые ученики получат на уроках, будут дополняться и укрепляться во внеурочное время. Для чего на базе школ или учреждений дополнительного образования начнут работать кружки или секции, где ребенок сможет заниматься в соответствии со своими интересами. Получается, что новые образовательные стандарты возвращают наших детей к тому организованному детству, которое когда-то было у их родителей.

Стандарты, конечно, федеральные, однако основные задачи по их внедрению стоят все-таки перед муниципалитетами.

Школы и учреждения дополнительного образования в этом направлении работают совместно. Центральный и районные дома детского творчества предоставляют ребятам возможность дополнительно заниматься краеведением, литературным творчеством, изучать экологию, познавать тайны приморской природы. В ЦДТ, например, многие годы работает Малая академия морской биологии (МАМБ), ребята в течение учебного года занимаются здесь теорией, а летом выезжают на море и изучают предмет уже на практике. Школьники Первомайского района, увлекающиеся экологией, занимаются в кружке «Зеленая планета» и регулярно участвуют во всевозможных конкурсах, в том числе выезжая в Москву.

По всему городу в центрах дополнительного образования и детских клубах работают десятки всевозможных кружков – по судомоделизму и авиамоделизму, по конструированию и дизайну, по крайне популярным и актуальным сегодня радиотехнике и робототехнике и по многим другим направлениям.

Кроме того, в 23 школах Владивостока работают музеи трудовой и боевой славы. По мнению педагогов, работа в них является продолжением исторического образования. Есть краеведческие музеи, работа в которых способствует развитию естественно-научного образования.

Мотивация к учебе

С этого года в школе № 80 создан класс по обучению основам информатики, вычислительной техники и программированию – один из трех на всю страну. Для этого между компанией Samsung, управлением по работе с муниципальными учреждениями образования и администрацией школы было заключено трехстороннее соглашение. В соответствии с ним Samsung установила оборудование в специальном кабинете (отремонтированном за счет муниципалитета), где могут заниматься все желающие старшеклассники Владивостока. В сентябре кабинет открылся, и с этого времени ученики получают там специальные знания. Рассчитана программа на учащихся 10–11-х классов, однако интерес к ней проявляют и младшие: кабинет оборудован самой современной техникой.

Школа № 80 была выбрана не случайно: она была готова принять этот проект, поскольку специализировалась на информационных технологиях и раньше.

– Для более сильной мотивации к обучению и расширения познавательных интересов детей в течение учебного года в городе проводятся различные научно-практические конференции школьников, – рассказывает Людмила Чижова. – По традиции они проводятся на базе 1-й и 2-й гимназий, технического лицея и лицея № 41. Проводит конференции и школа № 80. В школе № 28 проходит конкурс «Счастливый случай». Школа №2 – с юридическим профилем – проводит конференции по праву. В течение года дети могут проявить свои особенные знания в написании проектов, в подготовке презентаций.

До этого года город разрабатывал и реализовывал целевую программу «Одаренные дети». Цели и задачи по поддержке талантливых ребят муниципалитет сохранил и в рамках программы «Развитие образования» на 2014-2018 годы. Для этого на базе ДВФУ для старшеклассников проводятся мастер-классы, ребята еженедельно занимаются у университетских преподавателей по тем предметам, которые им интересны. И эта работа дает результаты: традиционно на региональных этапах российских олимпиад более 50 % призовых мест занимают школьники Владивостока. Кроме того, три последних года звание суперинтеллекта также завоевывали наши ребята.

Сейчас завершился очередной, муниципальный, этап Всероссийской олимпиады школьников. В конце декабря будут подводиться ее итоги, но уже сейчас можно сказать, что количество призеров и победителей увеличилось до 155 человек (в прошлом году их было 118). А в школьном этапе приняли участие почти четыре тысячи человек.

Город стимулирует одаренных детей и материально: 150 ребят ежегодно получают стипендию администрации Владивостока в размере 8 тысяч рублей.

Молодежь выбирает школы

Однако вряд ли можно говорить о каких-то результатах в реорганизации системы образования без роста профессионализма и креативности самих педагогов.

Программа «Развитие образования» охватила и кадровую работу.

Напомним, что еще в 2008 году была принята целевая программа по привлечению молодых специалистов в школы города. В соответствии с ней выпускники вузов, приходя в школу, получали из бюджета доплаты: подъемные при устройстве на работу, а также ежемесячные надбавки к зарплате в течение трех лет. Основные принципы целевой программы сохраняются и сейчас. В результате количество молодых педагогов в школах и садах Владивостока постоянно растет. Только в этом году в школы пришли 50 молодых специалистов. Всего же в образовательных учреждениях города работают 166 человек, которые получают доплаты в рамках программы поддержки кадров.

Ежегодно проводятся различные конкурсы для педагогов, дабы дать им возможность продемонстрировать свои таланты. К слову, ближайший начнется на днях, уже есть 17 заявок.

– Опыт показывает: те учителя, которые участвовали в наших конкурсах и побеждали, остались в школах и уже состоялись как педагоги, – отмечает Людмила Ивановна. – Мы ведь следим за их успехами и профессиональным путем. К примеру, победительница 2008 года – а на то время у нее был лишь год педагогического стажа – уже выпустила свой 11-й класс, теперь она учитель высшей категории.

Участники наших конкурсов участвуют также и в профессиональных конкурсах регионального, федерального значения и побеждают в них.

И на лето своя программа

Не бросает система образования детвору и летом: каждый год с наступлением каникул практически в каждом учебном заведении открываются пришкольные лагеря.

Достоинство этих лагерей даже не в том, что дети находятся под присмотром, пока папа с мамой работают, а в насыщенной культурной жизни ребенка все это время. Согласитесь, что редко каким родителям удается найти время, чтобы сводить чадо в музей, театр, гончарную мастерскую или в океанариум.

– Для всех детей в пришкольных лагерях и питание, и пребывание бесплатное – эти траты берут на себя краевой и муниципальный бюджеты, – поясняет начальник отдела общего и дополнительного образования управления по работе с муниципальными учреждениями образования Людмила Сухоленцева. – Меню утверждает Роспотребнадзор, во всех школах оно разное, но непременно соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Родители оплачивают лишь культурно-развлекательную программу, и размер этой платы зависит от наполненности смены мероприятиями.

Впрочем, не только школы взяли на себя заботу о летнем отдыхе детей, эту же задачу выполняют учреждения дополнительного образования. Культурная программа насыщенная: экскурсии в планетарий, в Ботанический сад, на Ворошиловскую батарею, проводятся также различные спортивные соревнования и, конечно, походы в театры и кино. Плата тоже только за развлечения и проезд. Питание и работа педагогов оплачиваются администрацией города. Питаются дети в столовых близлежащих школ. Например, ребята из детского клуба им. Крыгина обедают в школе № 6.

Для детей, занимающихся в кружках и спортивных секциях, проводятся профильные лагеря. К примеру, юные краеведы ЦДТ выезжают в лагерь «Следопыт» на острове Попова. Ребята из МАМБ отдыхают в лагере, организованном на базе Морского заповедника. Администрация города частично оплачивает питание. Всего же в профильных лагерях этим летом отдохнули около 3000 учащихся, из них 550 – за счет бюджета Владивостока.

Те, кто постарше, тоже могут найти себе занятие. При содействии городской администрации для старшеклассников при ДВФУ организуются летние учебно-тренировочные сборы. В этом году в них приняли участие 120 ребят, желающих повысить свои знания в физике, математике, химии, русском языке. Для тех, кто хочет больше узнать о своей будущей профессии, работают летние смены при ВГУЭС: «Юный менеджер», «Юный дизайнер», «Юный психолог» и другие. Для детей эти смены бесплатны – работу педагогов оплачивает муниципалитет.

Могут найти себе применение в стенах родной школы и те, кто хочет летом немного заработать. На каникулах на базе муниципальных образовательных учреждений формируются ремонтные бригады, в которые принимают школьников от 14 лет и старше. Они готовят школы к новому учебному году, конечно, при этом вредные работы для них исключены. В этом году было организовано 150 бригад, в них работало более двух тысяч подростков.

Садов больше, очередников меньше

Количество детских садов в городе неуклонно растет. В этом году ввели в строй сад на Русской, 53. Идет строительство еще трех детсадов – на Баляева, Терешковой, Магнитогорской, к концу года они будут сданы. То есть в этом году было создано 2003 новых места, в настоящее время устроены в муниципальные детские сады 87 % детей от трех до семи лет.

– На следующий год запланировано ввести в строй еще восемь садов, тогда уже точно все дети с трех лет наконец будут устроены, – подчеркивает Людмила Чижова. – Для тех, кто пока только ждет свою путевку, на базе садов и школ открыто 13 групп кратковременного пребывания. Услуга востребованна: сейчас эти группы посещают 107 детей.

Кроме того, в этом году в рамках программы «Доступная среда» в городе открыты четыре группы кратковременного пребывания для детей-инвалидов: две на базе детских садов № 29 и 121 и две – при муниципальном центре диагностики и консультирования «Коррекция». И сейчас 31 ребенок может посещать специальные занятия с психологами, дефектологами и логопедами.

 

Автор: Анжелина ШИЛАН