С кого спросить за гололед?
У каждого участка свое лицо. Ответственное
Мощный циклон, прокатившийся по югу Дальнего Востока снежным катком со штормовым ветром, осадками от одной до двух месячных норм, гололедом и метелями, ушел в Тихий океан. А с его последствиями жители федерального округа сражаются до сих пор.
Владивосток на фоне других городов региона выглядит достойно. Репортажи и сюжеты о создавшейся чрезвычайной ситуации в Хабаровске, Биробиджане, Южно-Сахалинске, Благовещенске всю первую неделю декабря не сходили с федеральных каналов (а ведь еще десять лет назад всей России рассказывали только о зимних коллапсах во Владивостоке).
И ведь что удивительно: приморская столица расположена на сопках с крутыми подъемами и спусками, а все соседние города лежат преимущественно на равнинных участках. Тем не менее в Хабаровске встали трамваи и начались перебои со снабжением хлебом, в Комсомольске-на-Амуре и Уссурийске для борьбы с непогодой на улицы вывели армейскую технику, в Амурской области пришлось объявлять режим ЧС. Как же так произошло, что Владивостоку с его самым сложным рельефом, которому от этого циклона тоже досталось изрядно, удалось лучше других справиться со снежной стихией?
Тяжело в учении…
– Владивосток стал готовиться к возможным природным катаклизмам задолго до прихода зимы, – рассказал корреспонденту «В» начальник городского штаба по ликвидации последствий снегопада, сотрудник МУП «Дороги Владивостока» Дмитрий Яшагин. – Вся имеющаяся у муниципального предприятия техника была заранее отремонтирована и подготовлена к работе в сложных условиях, в наличии имелись песко-соляная смесь и жидкие реагенты для обработки проезжей части. Опытный коллектив механизаторов провел несколько тренировок и был готов к любому удару стихии.
С выходом циклона на Владивосток уже вечером 30 ноября весь парк уборочной техники был выставлен на заранее определенные места базирования. С первыми снежинками началась обработка магистралей противогололедными реагентами. 1 декабря всю ночь и весь световой день бригады дорожных рабочих, сменяя друг друга, постоянно чистили улично-дорожную сеть краевого центра, въездные и выездные магистрали. В уборке дорог было задействовано свыше полутора сотен тракторов с щетками и пескоразбрасывателями, снегоочистителей, автогрейдеров, самосвалов и другой техники. Повышенное внимание уделялось маршрутам общественного транспорта, многочисленным спускам и подъемам. Вторым важным направлением работы стали проезды и тротуары к школам и детским садам, больницам, поликлиникам и другим социально значимым учреждениям.
Конечно, нынешний снегопад оказался особенно коварным. Из-за резкого похолодания влага на земле моментально превращалась в лед, не проходило и часа после тщательной очистки дорог и тротуаров, как усиливавшийся снег вновь покрывал их и превращался в ледовую корку.
В МЧС отметили, что муниципалитет сумел достойно справиться с непогодой и не допустить хаоса и коллапса на основных магистралях.
Между тем борьба с последствиями снежного циклона во Владивостоке продолжается. Очищаются оставшиеся наледи на проезжей части, вывозится снег из мест временного складирования к местам постоянного хранения.
Разделяй и очищай
В деле ликвидации последствий природных катаклизмов крайне важно определить зоны ответственности. Во Владивостоке они четко поделены между краевой властью, городским округом, управляющими компаниями, ТСЖ и бизнесом (предприятиями и организациям всех форм собственности).
Собственно городская администрация отвечает за всю улично-дорожную сеть на материке и острове Русском. Исключение составляют Русский и Золотой мосты – их, а также низководный мост с Седанки на Де-Фриз и далее чистят коммерческие компании.
Участок гострассы в пределах города от станции Океанской (бывший КП-19) в сторону Артема (включая поселок Трудовое) и бухты Лазурной убирает краевое предприятие «Примавтодор». По другой трассе – вдоль Уссурийского залива в направлении выезда из города «Примавтодор» чистит участок от бухты Горностай и далее на север.
Что же касается участков дорог возле жилых домов, тротуаров и лестничных маршей, то за них отвечают управляющие компании и ТСЖ. Пешеходная зона и проезжая часть перед магазинами, кафе, учреждениями и промышленными объектами уже на совести их владельцев, юридических лиц.
В свою очередь, улично-дорожная сеть города закреплена за МУП «Дороги Владивостока» и поделена на 26 участков. За каждым из них закреплена определенная техника в зависимости от сложности маршрута, подвижные подразделения возглавляют опытные специалисты. При этом всегда есть возможность снять часть техники с какого-либо участка и оперативно перебросить на более опасное направление.
Убирать снег заставят штрафами
Если к проезжей части по итогам снегоуборочной «страды» особых нареканий не было, то обстановка с ведомственными территориями вызывала жалобы у населения.
Поэтому специалисты администрации Владивостока постоянно проводят рейды по всем районам города, комиссии проверяют, как ликвидируются последствия прошедшего в первый день зимы снегопада.
– Управляющим компаниям, ТСЖ, предприятиям и организациям мы неоднократно напоминали о том, что нужно своевременно очистить от снега и наледи прилегающую территорию. Сейчас же комиссии проверяют, как выполняется это требование, – отметил Сергей Шабаев, начальник отдела по исполнению административного законодательства администрации Владивостока. – На тех, кто не выполнил свои обязательства вовремя, составляются протоколы, которые будут рассмотрены на ближайших заседаниях административной комиссии. Нарушители, в числе которых несколько частных предприятий и организаций, по итогам рассмотрения дел получат солидные штрафы.
Напомним, что обязанность управляющих компаний, собственников зданий, организаций и предприятий всех форм собственности своевременно очистить от снега и образовавшейся наледи прилегающую к их зданиям территорию прописана в законодательстве. В случае если меры по устранению последствий снегопада не приняты, ответственные лица и организации привлекаются к административной ответственности.
Так, юридическим лицам грозят штрафы от 50 до 80 тысяч рублей, должностным лицам – от 5 до 10 тысяч рублей, а физическим лицам – от 1 до 3 тысяч рублей.
Кстати, по словам специалистов администрации, тевладивостокские коммерсанты и руководители предприятий, кто раньше хоть раззаплатил штраф за неубранный снег, вторично уже не попадаются и чистятподведомственные территории быстро и тщательно. Потому что суды, как правило,соглашаются с подтвержденными доказательствами административных комиссий.
Автор: Николай КУТЕНКИХ