Владивосток прикрыт надежно. Как Москва
Приморскую бригаду ПВО развернули до уровня дивизии
Войскам противовоздушной обороны России в декабре исполняется 100 лет.
Первые наземные подразделения защиты от атак с воздуха появились в стране в самом начале Первой мировой войны и предназначались для борьбы с германскими и австрийскими аэропланами. Тогда использовались обычные пулеметы и легкие пушки. Уже с первых боев эти подразделения доказали свою эффективность и незаменимость. В Гражданскую войну и красные, и белые активно использовали их, добавив еще и авиацию. К примеру, с 1918 года в составе 25-й стрелковой чапаевской дивизии воевали четыре аэроплана. Именно с них ведет свою историю 22-й гвардейский истребительный авиационный полк, расквартированный под Владивостоком.
История славы и ошибок
Генерал-майор Владимир Стрижак 10 лет возглавлял штаб корпуса ПВО, который прикрывал небо над Приморьем и базами Тихоокеанского флота. А потом корпус ПВО сократился до уровня бригады.
– Противовоздушная оборона в нашем крае была организована еще в 1930-х, – рассказывает генерал Стрижак. – Начало положили 93-я и 101-я зенитные артиллерийские дивизии, подчинявшиеся командующему ТОФ. Они прикрывали подступы на юге Дальнего Востока со стороны моря.
В феврале 1957 года был создан Приморский корпус ПВО, в его состав передали флотскую ПВО с частями зенитных артиллерийских дивизий, а также 7-ю и 165-ю истребительные авиационные дивизии Отдельной дальневосточной армии ПВО. А в 1960-м Приморский корпус ПВО переименовали в 23-й корпус ПВО.
– За это время противовоздушным войскам пришлось пережить всякое, – вспоминает Владимир Алексеевич. – В 70-х годах 23-й корпус ПВО стал самым мощным соединением ПВО в СССР по количеству частей и уступал только Рижскому корпусу ПВО, прикрывавшему Прибалтику, да и то всего на один зенитно-ракетный дивизион. На пике службы было 54 дивизиона, каждые сутки на боевое дежурство по охране воздушных рубежей Приморья заступало от 25 до 28 зенитно-ракетных дивизионов.
Потом началось массовое сокращение…
В новый век 23-й корпус ПВО вступал уже с двумя зенитно-ракетными полками, на вооружении у которых остались современные ЗРК С-300, с двумя истребительными авиационными полками, радиотехнической бригадой и отдельным батальоном радиоэлектронной борьбы.
Сегодня на боевое дежурство заступает всего по два дивизиона в сутки, но и оружие у них значительно мощнее и надежнее.
Как чуть не истребили истребители
– В лучшие годы на территории Приморья действовали авиационные гарнизоны в Угловом, Чугуевке, Хвалынке и Золотой Долине, – говорит Владимир Стрижак. – На каждом аэродроме днем и ночью на боевое дежурство заступали по два экипажа истребителей-перехватчиков.
На вооружении в ту поры стояли МиГ-23 МЛ и МиГ-23 МЛД, Су-15 ТМ, высотно-скоростные МиГ-25, а позднее прибыли Су-27 и МиГ-31.
Наличие столь мощных сил было оправданно, учитывая близость Японии, Китая и Кореи, присутствие в регионе военных баз США с ракетными кораблями 7-го флота США, а также учитывая многократные подлеты к нашим границам боевых и разведывательных самолетов.
Но время не пощадило и истребительную авиацию. В 1994-м первым под сокращение попал полк в Хвалынке, за ним – полк в Золотой Долине с первоклассными летчиками и новыми тогда истребителями Су-27. Самолеты и пилотов отправили в другие гарнизоны под Владивостоком и Комсомольском-на-Амуре. В том же году пытались сократить 22-й гвардейский авиаполк. Командованию корпуса ПВО удалось встретиться с тогдашним министром обороны Павлом Грачевым и убедить его сохранить прославленную часть, которая вела свою историю с чапаевской дивизии.
Новые вызовы
И вот теперь, к столетию противовоздушной обороны, 12-ю приморскую бригаду ПВО разворачивают до уровня дивизии. С 1 декабря мирное небо над нами охраняет 93-я дивизия ПВО.
– В Золотой Долине сейчас расположено самое современное вооружение России, – подчеркивает генерал Стрижак. – Это ЗРК С-400 в полноценном полковом составе. Кстати, такие же полки прикрывают только Подмосковье и Камчатку, еще один разворачивают на Кольском полуострове. Для усиления приморскому полку придан дивизион новейших зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Панцирь-1С». «Триумф» охватывает зону до космоса, а по дальности – до 250 км. Еще один полк – с последней модификацией С-300 – прикрывает Владивосток и весь юго-запад Приморья.
К сожалению, аэродром «Центральная-Угловая» уже не входит в состав соединения ПВО, а только оперативно и по боевому дежурству подчиняется приморской дивизии. 22-й авиаполк включает в себя три авиационные эскадрильи. Они вооружены современными истребителями-перехватчиками Су-27СМ и МиГ-31. В Чугуевке остался аэродром рассредоточения.
– Летная подготовка находится на самом высоком уровне, – отмечает Владимир Алексеевич. – В последние годы тренировкам, боевой учебе и боевым стрельбам на полигонах, учениям разного уровня уделяется самое значительное внимание. На постоянной основе организованы марш-броски зенитно-ракетных подразделений за тысячи километров на полигоны, где выполняются стрельбы по целям, летящим на разных скоростях и разных высотах. Естественно, такая учеба дает позитивные результаты. И учения «Восток-2014» стали тому подтверждением.
Верните звание гвардейцам
На днях Владимир Стрижак улетает в Москву на торжества по случаю векового юбилея ПВО. Однако в планах генерал-майора не только участие в праздничных мероприятиях.
– Очень надеюсь, что меня примет главком ВВС и ПВО России генерал-полковник Виктор Бондарев, – объясняет Владимир Алексеевич. – Дело в том, что ветераны военно-воздушных сил и противоздушной обороны в Приморье уже обращались к министру обороны Сергею Шойгу с просьбой вернуть 22-му истребительному авиационному полку, дислоцированному в гарнизоне «Центральная-Угловая» под Артемом, звание гвардейского.
Это звание полку присвоил 26 сентября 1945 года один из лучших флотоводцев современности – нарком ВМФ СССР адмирал Николай Кузнецов – с формулировкой «за мужество и героизм, проявленные личным составом в годы Великой Отечественной войны». Прекрасно проявил себя 22-й авиаполк и во время «холодной войны», в период корейского кризиса в начале 1950-х. А еще он считается одним из старейших в России: недавно отметил 95-летие.
– Хочется достучаться и до Генерального штаба, – говорит Стрижак. – Если уж воссоздается полновесная дивизия ПВО, то в нее должны входить зенитно-ракетные части, истребительная авиация и радиотехнические войска. А комдиву надо предоставить все возможности для принятия полноценного решения по предупреждению воздушных нападений потенциального противника.
Вызываем панику у врага
О том, что в советские времена войска ПВО были настоящим щитом, прикрывавшим воздушные рубежи страны, Владимир Стрижак может рассказывать бесконечно.
– Мы не подпускали самолеты вероятного противника даже на стокилометровое приближение к нашим границам, – вспоминает генерал-майор. – Наши истребители сопровождали все иностранные самолеты. Оттеснять их приходилось очень часто, особенно напряженной была ситуация в 1988 году, когда авианосец США вместе с кораблями сопровождения и охраны подошел непосредственно к заливу Петра Великого.
Еще до этого над нашими территориальными водами, в нескольких десятках километров от Владивостока, в течение трех лет истребители МиГ-15 сбили три американских самолета-разведчика RВ-29 и RВ-50. В 1975-м, в момент обострения с отношений с Китаем, истребитель МиГ-23 сбил самолет-разведчик J-7, в том же году ПЗРК «Стрела-2» в Приморье сбил еще одного воздушного разведчика из КНР.
А одна из самых героических страниц приморской боевой авиации в современных условиях связана с событиями в Корейском проливе 17 октября 2000 года. В тот день два самолета-разведчика Су-24МР из состава 11-й армии ВВС и ПВО и прикрывавшие их два истребителя-перехватчика Су-27 из состава 22-го авиаполка несколько раз пролетели над американским многоцелевым авианосцем «Китти Хок» и сделали аэрофотосъемку.
По словам тогдашнего командующего ВВС России Анатолия Карнукова, «это была плановая разведка, в ходе которой, однако, решались необычные задачи». При этом никакие международные соглашения российской стороной нарушены не были – наши летчики просто показали свои возможности.
После этой демонстрации командование ВВС США ждали крупные неприятности. Особенно после того, как сделанные с наших самолетов снимки бравых вояк, мечущихся в панике по палубе авианосца, переслали американской стороне…
Досье «В»
Владимир Алексеевич Стрижак, генерал-майор авиации в отставке, заместитель руководителя общественной организации «Союз ветеранов боевых действий и военной службы Приморского соединения ПВО».
Окончил Армавирское высшее военно-авиационное училище и Академию ПВО имени Жукова. Проходил службу на летных и командных должностях в авиации ПВО в Заполярье, на Украине и Чукотке. В 1986-м участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. С 1990-го по 2002 год возглавлял штаб 23-го корпуса ПВО в Приморье. В 2000-2001 годах был главным военным советником ВВС в Республике Ангола. В настоящее время работает в группе инспекторов Объединенного стратегического командования Восточного военного округа.
Автор: Николай КУТЕНКИХ