Хук справа для любимой

Почему женщины терпят, когда их бьют, и где в Приморье искать спасения от домашнего насилия

26 нояб. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3646 (178) от 26 нояб. 2014

Тысячи женщин во всем мире ежедневно сталкиваются с насилием в семье. Большинство о том, что муж бьет, не рассказывает даже подругам: стыдно. А между тем, если с домашним террором не бороться и молчать, это может очень плохо кончиться не только для самой женщины, но и для ее детей, которым приходится расти в атмосфере агрессии.

История первая: слишком долго прощала

Наталья и Игорь прожили в браке 18 лет.

– Первые десять лет жили как в сказке, – вспоминает Наталья. – Муж хорошо зарабатывал, мы часто ездили отдыхать за границу. Я не работала, занималась детьми, их у нас трое. Ссоры начались, когда у Игоря появились проблемы с бизнесом. Он стал раздражительным, начал выпивать. Однажды во время ссоры схватил меня за руки и стал их выкручивать, я закричала от боли, а он с силой отшвырнул меня. Я ударилась о стену головой…

Потом они помирились: Игорь просил прощения, обещал, что больше такого не повторится. Наталья простила – чего не может простить себе самой сегодня.

В следующий раз он ударил ее по лицу. Она снова простила – говорит, что ради детей. А Игоря безнаказанность, казалось, только распаляла. Во время ссор стал распускать руки все чаще. Так прошло восемь лет. Последней каплей стало самое настоящее избиение.

– У него как будто что-то перемкнуло, – говорит она. – Он разозлился из-за какой-то мелочи, сначала схватил за руку, начал бить по лицу, потом по телу. Защитить меня попытался 12-летний сын, но и ему досталось…

Истязание не прекратилось и тогда, когда Наталья упала на пол. Потом ей удалось вызвать полицию, но они разбираться не стали, составили протокол и уехали. А муж разозлился еще больше. Синяки и ссадины не проходили целый месяц…

Наташа очень жалеет, что не развелась с мужем после того, как он поднял на нее руку впервые. Надеется исправить это сейчас.

История вторая: готова терпеть

Алина и Андрей поженились, когда девушке было 17. Он был ее первой любовью, первым мужчиной. После школы не стала никуда поступать, решила: раз муж обеспечивает, буду заниматься семьей.

Совсем скоро родилась дочь. Девочка росла болезненной, Алина часто лежала с ней в больнице, все свое время посвящала ребенку.

Муж начал выпивать. И в порыве гнева мог ударить. Но Алина, насмотревшись на пьяные драки своих родителей, считала это нормой. И терпела. Через пять лет родила еще одну дочь.

– Андрей очень хотел сына. Когда родилась Машенька, стал пить еще больше, еще чаще стал поднимать на меня руку, – делится горькими воспоминаниями Алина.

У 30-летней женщины на лице несколько шрамов, непроходящие гематомы на теле, порвана мочка уха, сломана рука… Но она терпит и не хочет подавать на развод. Надеется, что он исправится. Когда-нибудь.

История третья: могу дать отпор

Анастасия и Олег прожили в браке 8 лет. Сыну 6 лет.

– Как-то мы сильно поругались, и муж схватил меня сзади за шею и сильно сдавил, – вспоминает Анастасия. – А у меня в руке была турка, я кофе собиралась варить. Так я его этой туркой так отходила, что он с тех пор ни разу пальцем меня не тронул. Я родилась, чтобы быть счастливой, и не позволю, чтобы кто-то меня унижал или причинял мне боль.

Настоящее преступление

К сожалению, чаще женщины вынуждены терпеть побои, не вынося сор из избы. Кто-то материально зависит от мужа, кто-то боится остаться в одиночестве, некоторым просто некуда идти. Дети тоже живут в этом цикле. Даже если насилие не направлено на них, они являются свидетелями. Психологическая травма при этом может быть даже более серьезной и глубокой, чем когда самого ребенка подвергают жестокому обращению.

– Домашнее насилие, к сожалению, довольно распространенное явление, в том числе и в России, – говорит профессор, завкафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и сексологии ВГМУ доктор медицинских наук Илья Ульянов. – Я считаю это преступлением. А попустительство и различные мифы вроде «бьет – значит любит» – это очень нехороший катализатор, который поддерживает высокий процент домашнего насилия.

Профессор Ульянов убежден: проблему необходимо решать на государственном уровне, менять законодательную базу.

– Должен быть комплекс мероприятий, утвержденных законом. К примеру, в США борьба с домашним насилием организована на всех уровнях: юридическом, социальном, психологическом, медицинском, – объясняет Илья Геннадиевич.

В 2000 году он вместе с другими специалистами из России по приглашению госдепартамента США познакомился с тем, как там построена система борьбы с семейной агрессией. В США существует должность прокурора по домашнему насилию, к которому в режиме онлайн из любого полицейского участка в любое время суток может обратиться сотрудник, чтобы получить ордер на арест домашнего агрессора. Для этого достаточно звонка в участок не только от самой пострадавшей, но даже от соседей, услышавших шум ссоры за стеной.

Не нашли выхода? Плохо искали!

Что делать, если муж бьет, угрожает, что выгонит из квартиры и оставит ни с чем? С этим вопросом наиболее часто женщины обращаются к психологу.

– Если вас избили один раз и вы не предпринимаете никаких действий по пресечению такого поведения, то бить вас будут и дальше. Если муж и жена не могут договориться по жизненно важным вопросам, никто не мешает им разойтись. И сохранить тем самым жизнь и здоровье себе и своим детям, – считает профессор Ульянов.

Конечно, лучше не доводить дело до крайностей и обратиться за помощью к психотерапевтам или психологам. Чем раньше, тем успешнее будет финал.

– Нет безвыходных ситуаций, есть люди, которые этот выход не нашли, – уверен доктор.

В качестве временной меры можно укрыться от домашнего террора в кризисном центре. Во Владивостоке он создан по краевой программе «Детство – территория добра» для помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и работает с февраля 2014 года.

– Женщины с детьми могут находиться здесь до двух месяцев, пока не решат свои проблемы, – объясняет заместитель директора департамента труда и социального развития Елена Чибрикова. – Для того чтобы попасть сюда, им необходимо обратиться в отдел по работе с семьями и детьми в трудной жизненной ситуации нашего департамента по телефону 241-21-19, с ними заключат договор. Пребывание в центре бесплатное. При этом гарантированы проживание, питание, психологическая и юридическая помощь. 

Комментарий

Елена Чуйкина, юрист:

– Если в семье произошло насилие, необходимо вызвать полицию, написать заявление о привлечении дебошира к уголовной ответственности. Если наряд по какой-то причине не приехал, потерпевшей нужно самой пойти в отделение полиции и там написать заявление.

Если есть видимые следы насилия, вас направят на медицинское освидетельствование в отдел судебно-медицинской экспертизы. Заключение судмедэкспертизы поступит участковому, и он вынесет постановление о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении. Уголовное дело возбуждается в случае причинения тяжкого вреда здоровью, в том числе смерти.

Если вам отказали в возбуждении дела, отчаиваться не стоит. Материалы дела переходят к мировому судье по месту жительства. Потерпевшая может обратиться в соответствующий судебный участок с заявлением о привлечении домашнего агрессора к уголовной ответственности в порядке частного обвинения.

К заявлению необходимо приложить ксерокопию своего паспорта, доказательства, подтверждающие утрату здоровья («сигнальные» листы скорой, больничные листы), а также указать свидетелей, например соседей, которые дадут пояснения в суде по данному случаю. Подобное преступление квалифицируется по статье 115 (нанесение побоев) и 116 (нанесение побоев из хулиганских побуждений) УК РФ. Важно знать, что за подобные действия по отношению к жене мужчине грозит реальный тюремный срок. Главное – не поддаваться на уговоры и не забирать заявление. Часто бывает, что под страхом уголовной ответственности муж «раскаивается», просит прощения, обещает, что такого больше не повторится. А бедные женщины верят…

Автор: Ирина ЧЕРНЫХ