К спору поколений готовились четыре часа
Выпускники города провели репетицию итогового сочинения
В школах Владивостока выпускники, которые весной будущего года будут сдавать ЕГЭ, писали пробное итоговое сочинение.
– С нынешнего учебного года, – говорит Людмила Чижова, заместитель начальника управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации Владивостока, – выпускники 11-х классов допускаются к ЕГЭ только в том случае, если они получили зачет по итоговому сочинению. Основной срок проведения итогового сочинения, установленный Минобрнауки, – 3 декабря 2014 года. В этот день его будут писать все выпускники. Дети с ограниченными возможностями здоровья – по их заявлению и при представлении медицинских документов – смогут писать итоговое изложение.
Но еще в преддверии столь важного экзамена Минобрнауки было принято решение провести во всех регионах страны пробное сочинение. Во Владивостоке его писали 420 будущих выпускников – в гимназиях № 1 и 2, а также в школах № 16, 19, 38, 43, 54, 59, 66 и в лицее-интернате «Буревестник».
– Как выбирали школы? По их желанию?
– Учитывалось, конечно, желание самих школ. Но в первую очередь принять участие мы предложили гимназиям, поскольку это учебные заведения с гуманитарным уклоном, которые показывали хорошие результаты ЕГЭ (даже на уровне России) по русскому языку. И обратились к тем школам, который в рейтинге по итогам ЕГЭ занимают места далеко не в первой десятке. Им необходимо попробовать, а затем подкорректировать свои действия, чтобы лучше подготовить детей к этому важному мероприятию.
Вся процедура проходила так же, как будет проходить по всей стране 3 декабря. То есть все участвующие в проекте школы получили пакеты необходимых документов: экзаменационные бланки, бланки для написания сочинений, протоколы проверки работ и так далее.
За 15 минут до начала на специализированном сайте были размещены темы сочинений, всего их было три: «Что обрекает человека на одиночество? (по одному или нескольким произведениям Михаила Лермонтова)», «Какие вопросы задает жизни литература?» и «Чем опасна вседозволенность?».
Уже давно было известно, что Минобрнауки на 2014/2015 годы разработал пять тематических направлений итогового сочинения: «Недаром помнит вся Россия… (к 200-летию М.Ю. Лермонтова)», «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем люди живы». Именно по этим пяти направлениям будут заданы темы сочинений 3 декабря. Их будет пять. Замечу, что для разных регионов темы будут разные.
На написание сочинения дается 3 часа 55 минут.
Сейчас в каждой школе, где писалось пробное сочинение, комиссии, созданные из педагогов этого образовательного учреждения (в нее не может входить и обучающий учитель), занимаются проверкой работ. Оценка – зачтено или незачтено – будет выставлена к концу недели.
– А по каким критериям оценивается сочинение?
– Есть четко обозначенные критерии, всего их пять: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция и логика рассуждения; качество письменной речи; грамотность.
Чтобы получить итоговую оценку зачтено, выпускник должен получить в обязательном порядке плюсы по первому и второму критериям и по одному из последующих. Если по первому или второму критериям – минус , то и итоговая оценка будет незачтено и плюсы по другим параметрам уже учитываться не будут.
Есть также требования к количеству слов в сочинении: в среднем их должно быть 350. Если в сочинении меньше 250 слов, это опять незачет.
Несдавшие итоговое сочинение смогут пересдать его 4 февраля или 6 мая. Но если выпускник так и не получит вожделенный зачет, к сдаче ЕГЭ его не допустят.
– Какие выводы будут сделаны по итогам пробного сочинения?
– Для нас очень важно участие в таком вот пробном проекте. Во-первых, это своего рода тренировка для предметных комиссий и для самих учащихся. И для нас было важно посмотреть, как сформулированы темы. 28 ноября мы проведем семинар для руководителей всех пунктов проведения итогового сочинения, 1 декабря – семинар для членов всех предметных комиссий в каждой школе, где и обобщим опыт.
– Много говорилось о том, что в течение десяти лет школьников не учили писать сочинения и нынешним выпускникам придется непросто…
– В чем-то можно с этим согласиться, но только частично. Да, написание эссе в творческой части ЕГЭ по русскому языку и написание итогового сочинения – это очень разные вещи, требующие разного подхода. Для удачного сочинения требуется умение работать с литературным произведением. Но в учебной программе общеобразовательной школы по литературе сочинение оставалось всегда, и его писали по тому или иному литературному произведению. Конечно, в итоговом сочинении все свои умения ребята должны сконцентрировать: привести примеры из литературных произведений, сделать выводы, опираться не только на свои рассуждения, но и на примеры из книг, анализировать их. Уверена, что выпускники Владивостока напишут итоговое сочинение удачно.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ