Владивосток – стремительный, технологичный, молодой, объединяющий
Прошедший на минувшей неделе форум послужил площадкой и для обсуждения моделей урбанизации, возможных к реализации на территории Дальнего Востока в общем и применимых к Владивостоку в частности.
Интересную концепцию дальнейшего развития нашего города предложил модератор одного из прошедших круглых столов форума Юрий Громыко, директор Института опережающих исследований, а также член рабочей группы проекта Транс-Евразийский пояс «Развитие» (Razvitie) – TЕПР.
Альтернатива для ДВ
– Форум даст Владивостоку рамки, в которых можно уточнить стратегию развития на 30 лет и на ближайшее время, – рассказал Юрий Громыко. – Мероприятие дает возможность сопоставить программу ТЕПР и подходы к развитию, которые продвигают наши азиатские соседи – Китай в рамках своего «Шелкового пути», Япония и Корея, строящие «смарт-сити» – умные города…
Какой формат подобрать в качестве модели урбанизации для бескрайних пустот Дальнего Востока? Эту задачу пытаются решить стратеги, экономисты, архитекторы, политологи, в качестве шаблонов рассматривая в том числе и глобальные города, так называемые города-субъекты – Нью-Йорк, Пекин, Шанхай, Токио…
К подобному статусу стремится и Москва, другой вопрос – насколько это хорошо и позитивно для пространства страны в целом, когда население затягивается в суперагломеративную структуру, а другие территории теряют его, лишаясь самого главного своего ресурса.
Понятно, что малонаселенный (даже в сравнении с западной частью страны) Дальний Восток не сможет породить подобные гиганты. Что Россия может предложить в качестве альтернативы?
Сейчас страна стоит перед возможностью запустить новую волну урбанизации на Дальнем Востоке на основе уже существующих городов, выстраивая рядом с ними новые города-спутники, новые модельные поселения, формирующие вокруг существующих городов городские агломерации.
Эти новые города должны притянуть к себе молодежь, которая захочет сама формировать ландшафтную среду и культурные центры как форпосты принципиально новых возможностей.
Основу этой новой сетевой урбанизации составят города Razvitie, образующие новую агломерационную волну.
С позиции авторов ТЕПР должна быть разработана принципиально новая модель мультиинфраструктурного освоения Дальнего Востока. Как поясняет эксперт, в основу платформы заложена идея формирования «умных» мультиинфраструктур следующего поколения, объединяющих транспорт, энергетику, телекоммуникации и при этом взаимосвязанных друг с другом. Что, в свою очередь, требует мобилизации российской монументальной науки и задействует международные инжиниринговые группы. Причем речь идет не просто о заимствовании уже имеющихся отработанных технологий, а о создании (возможно, сообща с другими странами) новых.
Согласно проекту Razvitie подобный мультиинфраструктурный каркас предположительно будет простираться на сотни километров. И его не надо путать с банальными транспортными коридорами. Транспортировка людей, товаров, информации, энергии – лишь одна из функции мультиинфраструктурных стволов.
Обязательное условие для населения дальневосточных городов и поселений – возможность сверхскоростного перемещения. Причем для малообжитого Дальнего Востока это условие более важное, нежели для западной части страны. Дальневосточный город – это не одиноко стоящий форпост с охраняемой территорией, это агломерация, органично вписанная в экологическую среду, стягиваемая в единое целое сверхскоростным транспортом, умными энергосетями, телекоммуникативным общением.
Новый российский город – это не скопление непрерывно разрастающегося сельского населения, как, например, в Китае или Индии. Речь идет о новых, специально проектируемых способах освоения больших ландшафтных зон. Искусственно создаваемая неоурбанистическая среда выступает как альтернативный фокус и альтернативная форма освоения территорий по отношению к естественной урбанизации Азии.
Вероятно, к 2033 году на территории формирующегося Евразийского союза в Транс-Евразийской зоне Razvitiе должно появиться десять новых городов. Это должны быть совершенно новые поселения, включенные в обслуживание создаваемых индустриальных инфраструктурных мегакомплексов и наукоемких предприятий. Строить их будет сегодняшняя молодежь, которую необходимо готовить к реализации проекта уже сейчас.
При этом связанность территорий на основе мультиинфраструктуры не должна ограничиваться контурами границ национального государства – она (то есть связанность) может строиться на основе принципа трансграничного соразвития.
Морское кольцо для города
В чем может заключаться принцип соразвития применительно к Владивостоку? – задается вопросом Юрий Громыко. И тут же дает разъяснение:
– Подготовка к саммиту АТЭС и само мероприятие изменили облик и жизнь российского Владивостока. Открыли его миру заново. Приобретенный уникальный опыт и перспективы развития Владивостока в качестве центра международного сотрудничества требуют серьезного коллективного осмысления. Но уже сейчас в концепции ТЕПР обсуждается перспективная идея создания мультиинфраструктурного кольца вокруг Японского моря, которое можно было бы назвать «Приморско-Сахалинским кольцом». Идея состоит в том, чтобы сделать это кольцо условием гармоничного взаимодействия Тихоокеанской России, Японии, Китая и двух Корей. Циркуляция товаров, энергии, людей, информации будет в этом случае способствовать процветанию макрорегиона.
Именно в этом контексте особый интерес представляет идея главы Владивостока Игоря Пушкарева о продвижении Владивостокской агломерации, суть которой в расширении Большого Владивостока на запад. В этом случае Владивосток за счет участия в мультиинфраструктурах – транспортной, энергетической – мог бы стать управляющим хабом «Приморско-Сахалинского кольца».
Автор: Анжелина ШИЛАН