Владивосток: потенциал столетия
Эксперты предлагают проекты, определяющие развитие города на век вперед
Ориентир России на Азиатско-Тихоокеанский регион позволяет рассматривать Владивосток как передовую линию взаимодействия Европы и Азии. Именно с этой позиции предлагают рассматривать роль в будущем нашего города ученые – директор Института географии ДВО РАН академик Петр Бакланов и директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник ТИГ ДВО РАН Юрий Авдеев.
А чтобы определиться с приоритетами дальнейшего развития города, необходимо выделить проекты, определяющие развитие региона на столетие вперед.
Космос, океан, культура…
И первый среди них – это космос. Со следующего года планируются запуски первых космических кораблей. Но это уже финальная стадия. Другой вопрос: где будет организовано производство? Где будут проводиться проектные работы, создаваться программное обеспечение, проходить обучение кадров? У региона есть потенциал для того, чтобы взять все эти задачи на себя. Можно надеяться, что шаг за шагом на Дальнем Востоке будет формироваться региональный космический кластер с полным рабочим циклом – от добычи ископаемых до подготовки к старту. А учитывая стаж нашей страны в освоении космоса, почему бы нам не выступить в роли лидеров, скоординировав деятельность государств региона, работающих в этом направлении?
– Второе – это освоение Тихого океана, – продолжает перечислять способы возможного приложения наших сил Юрий Авдеев. – И речь идет не только о добыче биоресурсов. Даже притом что мы потеряли практически весь флот, мы по-прежнему сохраняем присутствие на Тихом океане. Продолжают работать ученые, продолжаются исследования в области энергетики океана, освоения шельфа, прогнозирования стихийных бедствий. Ведутся разработки оборудования для подводных исследований. И, говоря об интеграции со странами АТЭС, экономическом, научно-техническом сотрудничестве, пожалуй, именно в этих сферах мы можем претендовать на ведущую роль, задавая правила, и, соответственно, рассчитывать на сверхприбыль.
И, наконец, третье направление развития, как ни странно звучит, – это культура. Русская культура в Азиатско-Тихоокеанском регионе может и должна занять достойное место в интеграции с азиатскими культурами – разумеется, при определенных действиях, причем активных действиях, с нашей стороны.
И именно с этих позиций Владивосток мог бы взять на себя роль организатора макрорегирнального кластера – космического, морского, культурного.
В Эрмитаж во Владивосток?
Помня о логистических задачах Владивостока и других приморских портов, важно правильно оценивать возможности и преимущества специализации наших портов. Чтобы конкурировать не между собой, а на международных рынках, обретая размеры, сопоставимые с Пусаном, Далянем и другими нашими соседями.
Возможно, и транспортную задачу с этой точки зрения для Владивостока можно было бы решать иначе. Например, перераспределить значительную часть грузов между Зарубино, Большим Камнем, портом Восточным. А во Владивостоке специализироваться на развитии туризма, на приеме круизных судов, формировании круизных маршрутов международного класса.
Когда впервые возникла идея развивать в нашем городе туристический кластер, многие пришли в недоумение: из чего и для кого? Для кого – не вопрос. Рядом с нами проживают более 300 миллионов человек, для которых наш город мог бы стать островком российской, европейской культуры…
На вопрос «из чего?» также, похоже, не составляет труда дать развернутый ответ. К сожалению, сегодня Владивосток заметно ограничен в объектах туристического пространства. Но потенциал для развития, как оказалось, у нас огромный…
Можно было бы пригласить во Владивосток и наши центральные музеи, отдав Эрмитажу здание ГУМа, Третьяковке – здание ДВГТУ (на Пушкинской), Русскому музею – здание ДВФУ (на Октябрьской).
Повторимся: вокруг нас проживают свыше 300 миллионов человек, и если даже один процент из этих миллионов мы сможем ежегодно привлекать к нам, то это уже практически три миллиона туристов. А если монетизировать расчеты, то получится, что наши потенциальные туристические объекты – хороший источник инвестиций.
Старт на век как минимум…
Затронули ученые и популярную ныне тему агломерации.
– Наличие четкой специализации разных территорий внутри агломерации, наличие маленькой миграционной волны, обеспечивающей единство рынка труда, сопоставимые стандарты качества и уровня жизни, наличие совместных используемых инфраструктурных объектов – все это может дать серьезный агломерационный эффект, на который мы сегодня рассчитываем.
Агломерационный эффект рождает концентрацию трудовых резервов, а это лучший выбор для работодателя и более широкий выбор рабочих мест. Это и концентрация потребителей, которые расширяют внутренний рынок для производителя. К сожалению, сегодня не обсуждается, каким образом формировать эти факторы. Более того, к сожалению, та агломерация, которая формируется сегодня, имеет все шансы стать полицентрической – без очевидного лидера. В случае с нашим городом это больше похоже на попытку снизить планку Владивостока (особенно учитывая, что сегодня городу так и не предоставлен статус административного центра Приморского края).
Между тем Владивосток и Владивостокская агломерация – это не рядовой город России. Это глобальная экономическая, социальная и культурно-цивилизационная задача страны. Глобальность проблемы определяется той ролью, какую этот город будет выполнять не в следующей пятилетке, а, по меньшей мере, в ближайшее столетие, – подытожил Юрий Авдеев совместное выступление.
Автор: Анжелина ШИЛАН