Мировой город для людей

Векторы и прорывы Первого владивостокского урбанистического форума

19 нояб. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3642 (174) от 19 нояб. 2014
a1cc16032902ec71d71623c24a60ea61.jpg

14 и 15 ноября в конгресс-центре кампуса ДВФУ на острове Русском состоялся Первый владивостокский урбанистический форум «Агломерации трансграничья для стабильности и соразвития». Инициатором его проведения выступил глава Владивостока Игорь Пушкарев.

В нем принимало участие около 300 экспертов, ученых, специалистов-практиков, экономистов, социологов, журналистов в области архитектуры, дизайна, градостроительства, транспорта и логистики, экологии. Гости приехали из Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Токио, Сеула, Яньцзи, Яньтая, Пусана, Тоттори и ряда других городов.

Открыли форум глава города Владивостока Игорь Пушкарев и ректор Дальневосточного федерального университета Сергей Иванец.

С президентским напутствием

Символичным выглядит тот факт, что форум неожиданно получил напутствие президента Российской Федерации Владимира Путина. За день до его открытия Владимир Владимирович осматривал на Русском сам кампус университета, его лаборатории, студии и аудитории. Проходя мимо стенда о предстоящем мероприятии, глава государства поинтересовался его повесткой. Ему вкратце рассказали о том, что на форуме будут доклады, дискуссии и обмен мнениями о путях дальнейшего развития Владивостока. Президент высоко оценил идею и пожелал его участникам плодотворной работы. Об этой неафишированной «путевке в жизнь» журналисту «В» рассказали информированные источники.

Зато ожидаемым оказалось приветственное послание первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова. Для него наш город стал второй малой родиной: несколько лет он курировал строительство объектов саммита АТЭС, в соединении морской пехоты ТОФ в Снеговой Пади проходил срочную службу его сын, а все саженцы для своего дачного участка в Подмосковье Игорь Иванович покупает в одном из пригородных питомников в Кипарисово.

«Владивосток несомненно занимает лидирующие позиции по реализации программы по развитию Дальнего Востока, утвержденной президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.

Как продолжение начатого преобразования в 2007 году в рамках подготовки города как центра международного сотрудничества России со странами АТР сегодня в нем и в Приморье в целом реализуются новые крупные проекты, в том числе при поддержке государства, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока. Ведется работа по созданию ТОРов – территорий опережающего развития, которые являются элементами нового экономического пространства и градостроительства. Именно они являются главной темой Первого владивостокского урбанистического форума «Агломерации трансграничья для стабильности и соразвития».

Радует, что в нынешней программе развития Владивостока учтены современные тенденции градостроительных разработок. Уверен, что нынешний форум станет очередным шагом на пути города к развитию и процветанию».

Еще одним сюрпризом стало присутствие на форуме первого заместителя министра по развитию Дальнего Востока Александра Осипова. Он бросил все дела и неожиданно для всех приехал во Владивосток, чтобы принять участие в столь перспективном для всей тихоокеанской России мероприятии.

– Эта встреча крайне важна для всего Дальнего Востока, для создания первой в регионе агломерации, – сразу же отметил Александр Михайлович. – Поэтому говорю о своей признательности участникам, приехавшим из разных городов Российской Федерации и соседних зарубежных стран.

На сегодняшний день основными проблемами в мире являются глобализация, инновации и урбанизации. Все больше и больше одинаковых услуг под одинаковыми брендами, с общими качественными и количественными характеристиками продаются в мире, конкуренция на рынке запредельная, вызовам глобализации надо противостоять более качественными и доступными товарами. Соответственно, компании должны быстро реагировать на вызовы, оперативно отвечать требованиям времени модернизацией и инновациями. Урбанизация охватывает всех – от страны до маленького поселка, это непрерывный процесс, им нужно научиться управлять и создавать условия для решения первых двух озвученных проблем.

Каким образом в развитии Дальнего Востока необходимо учесть данные тенденции? Мы понимаем, что современный город является открытым местом для экономик, для движения капитала, в том числе и человеческого. Самые современные технологии и виды деятельности появляются только в современных городах с самой современной комфортной средой. Задачи инфраструктурные, социальные и градостроительные надо решать в комплексе.

Одним из таких механизмов станут территории опережающего развития. В условиях Дальнего Востока с протяженными территориями и неразвитой инфраструктурой, слабо обжитой средой надо сконцентрироваться на конкретных точках роста. Поскольку у федерального центра нет таких средств, чтобы взяться за весь необъятный регион (не размазывать ложку каши по тарелке), то придется работать точечно. В этих местах имеется потенциал для экономического, социального и жилищного развития.

В Приморье готовят к реализации пять территорий опережающего развития. Первым в списке стоит остров Русский с образовательной, научной, исследовательской, культурной, выставочной, туристско-рекреационной видами деятельности. При этом компании и лица, которые возьмутся за данные направления, должны ориентироваться на страны АТР. К остальным ТОРам относятся нефтехимическая под Находкой, транспортно-логистическая и полимерная в Надеждинском районе, агропромышленная в Михайловском районе и портово-логистическая в поселках Зарубино, Славянка и Посьет Хасанского района. Все они находятся в доступной зоне Владивостока, поэтому будут работать в тесном контакте. Тем более что столица Приморья находится между транспортными коридорами «Приморье-1» и «Приморье-2» от китайских провинций Хэйлунцзян и Цзилинь до наших портов.

Таким образом, в глобальную экономику можно будет включить Владивостокскую агломерацию, а за счет современной градостроительной политики и благоприятной окружающей среды предоставить людям возможность для комфортного проживания. Для многих других проектов готовится механизм государственной поддержки с приоритетным финансированием. Их около 50, они охватывают здравоохранение, доступное жилье, образование, физическую культуру и спорт.

При этом региональные и муниципальные управленческие команды должны выйти на новый уровень работы. Не во всех субъектах федерации в полной мере готовы создать законы и условия для привлечения инвестиций. Со своей стороны, заверю участников форума, что Министерство РФ по развитию Дальнего Востока приложит максимум сил и возможностей для создания условий роста экономики в регионах, привлечения в наши отдаленные районы финансовых средств и создания комфортных условий для проживания дальневосточников.

Властелин «Приморско-Сахалинского транспортного кольца»

На первом пленарном заседании «Региональные тренды урбанизации. Модели формирования глобальных городов на основе агломераций» с рамочным докладом «Тренды урбанизации, сети городов и модернизация России: роль пространства в управлении знаниями и развитии человеческого потенциала» выступил директор Института опережающих исследований им. Шифферса из Москвы Юрий Громыко. Он отметил, что подготовил его с известным экспертом Владимиром Соколовым, а также от лица рабочей группы мегапроекта «Транс-Евразийский пояс Razvitie», или ТЕПР (руководитель М.Ю. Байдаков), с позиций принципиальной платформы, которая 11 марта 2014 г. была заявлена президентом ОАО «РЖД» В.И. Якуниным на заседании президиума Российской академии наук, когда он поднял вопросы о принципах развития в интересах России, различая развитие и экономический рост.

Юрий Громыко отметил, что в основу формирования Владивостокской трансграничной агломерации должна быть положена идея формирования «умных» мультиинфраструктур следующего поколения как интегративных инфраструктур, объединяющих транспорт, энергетику, телекоммуникации в их взаимосвязях друг с другом. Эти инфраструктуры следующего поколения требуют мобилизации российской фундаментальной науки и международных инжиниринговых групп, поскольку речь идет не просто о заимствовании уже имеющихся отработанных технологий, а о совместном создании с другими странами технологий следующего технопромышленного уклада.

По словам докладчика, формируемый мультиинфраструктурный каркас становится основой для запуска территориализации развития в виде так называемого пояса. С одной стороны, он представляет собой многослойную сетку соорганизованных инфраструктур, а с другой – территориальную зону по обе стороны от системного организованного «жгута», где осуществляется создание новых индустрий и формируются новые города развития. При этом, как утверждает Юрий Громыко, интегративные инфраструктуры отличаются от транспортных коридоров. Транспортировка товаров, людей, информации и энергии – лишь одна из функций мультиинфраструктурных стволов. Другая и очень важная функция состоит в рассмотрении мульинфраструктуры не как моста – транспортного, энергетического, информационного, а как шины, на которую в любом месте территории может крепиться новое производство и новое поселение, когда для этого собирается необходимый ресурс. Более того, мультиинфраструктурная шина и создается для того, чтобы максимально переосваивать территорию, а не превращать в абстрактный контекст транспортировки людей, товаров и знаний через нее, то есть в ворота.

С учетом сказанного в чем может заключаться принцип соразвития применительно к Владивостоку? Так, например, в концепции ТЕПР обсуждается перспективная идея создания мультиинфраструктурного кольца вокруг Японского моря – его можно было бы назвать «Приморско-Сахалинским кольцом». Идея состоит в том, чтобы сделать это кольцо условием гармоничного взаимодействия территорий России, Японии, Китая и двух Корей. Циркуляция товаров, энергии, людей, информации будет в этом случае способствовать процветанию данного макрорегиона. При этом формирование «умного» мультиинфраструктурного кольца не исключает создания всего набора транспортных коридоров, но у них появляется своеобразный оператор.

В данном контексте, по утверждению докладчика, представляется принципиальной идея расширения Владивостока на западный берег Амурского залива, с которой выступает глава Владивостока Игорь Сергеевич Пушкарев. Осуществив это за счет участия в формировании «умной» трансграничной мультиинфраструктуры, Владивосток мог бы стать управляющим хабом указанного «Приморско-Сахалинского кольца». Для этого Юрий Громыко предложил приступить к проектированию с позиций ТЕПР молодежного творческого города Razvitie на территории Фрунзенского района Владивостока на западном берегу.

Владивосток – путь события

После перспектив развития, очерченных с позиций ТЕПР, с докладом «Путь события: подготовка саммита АТЭС как опыт модернизации инфраструктуры и формирования нового образа Владивостока» на форуме выступил глава Владивостока Игорь Пушкарев. В этом выступлении был подведен итог изменений нашего города за последнюю пятилетку и определены ориентиры для развития агломерации всего южного Приморья.

Выступающий отметил, что название доклада продиктовано не только тем обстоятельством, что событие саммита АТЭС дало значительный импульс развитию Владивостока. Русское слово «событие» понимается и как «значительное явление», и как «совместное бытие», «сосуществование всем миром». Очевидно, что Владивосток целенаправленно формируется федеральной властью как площадка полноценного взаимовыгодного участия России в наращивании региональной взаимосвязанности. В этом – наша главная миссия и наше будущее! Но дорога к этому была долгой и непростой, – заявил Игорь Пушкарев.

Несмотря на то что почти 40 лет тому назад, 24 ноября 1974 г., имя Владивосток уже вошло в историю международных отношений благодаря прошедшей здесь российско-американской встрече в верхах, положившей начало процессу подготовки Договора по ограничению стратегических вооружений, известного как ОСВ-2, еще почти 20 лет (до 1992 г.) город оставался закрытым. Въезд иностранцев во Владивосток, так удобно расположенный для международного общения, был строго запрещен, да и советские граждане могли приехать в него лишь по специальному пропуску. И это притом что в памяти сотен тысяч людей Владивосток всегда вызывал сильные переживания, связанные с особой атмосферой встреч разных цивилизаций и культур, долгое время сопровождавших его историю…

Исторический поворот, по словам мэра, произошел 27 января 2007 г., когда президент страны Владимир Путин в ходе визита во Владивосток заявил: Россия подаст заявку на председательство в АТЭС в 2012 году и саммит будет проведен во Владивостоке. Было принято решение окончательно и бесповоротно открыть наш город миру, превратить его в центр международного сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, сделать комфортным для жителей, интересным для туристов, инвесторов и деловых партнеров. Благодаря этому прежде казавшееся грозным имя «Влади-Восток» наполнилось новым смыслом. Оно теперь заявляет не о намерении расширяться на востоке территориально, а о желании укреплять мудрость совместного бытия, привлекать сердца своих соседей новыми возможностями, идеями, практиками, решениями.

Этому соответствует человеческий потенциал города. Ведь Владивосток был основан и заселялся людьми, которые домашнему уюту предпочли путь в неизведанное. Владивосток и сейчас является генератором особой творческой энергии, которая вызывается встречами с другими культурами и образом жизни, необходимостью быть открытым, не изменяя себе в переменах, умением удерживать желание и вдохновение, сохраняя при этом трезвость ума. Это – наш эксклюзивный продукт.

В своем докладе Игорь Сергеевич Пушкарев отметил, что в 2014 г. началась работа над новой концепцией генерального плана Владивостока – городу уже тесно в его прежних рамках и представлениях, и пора думать, куда и как лучше направить его развитие.

Очевидно, что для полноценного использования своего уникального задела в новых геоэкономических и мирополитических обстоятельствах Владивостоку необходимо прежде всего по-умному открыться, вырвавшись из состояния «полуизоляции» на полуострове, с трех сторон окруженном водами обширного залива Петра Великого. Необходимо обеспечить связность и сплоченность территорий российского южного Приморья в формате трансграничной агломерации, усиленной не только ТОРами, но и площадками поселений нового типа.

Важнейшая роль в этом принадлежит созданию новой транспортной инфраструктуры, в которой особое значение имеет Владивостокская кольцевая автодорога (ВКАД), а в перспективе – мостовой переход на мыс Песчаный.

С помощью этих и других мер градостроительного развития планируется реализовать преимущество своего местоположения – фактически в полукольце крупнейших экономик мира, когда в часе лета, в радиусе тысячи километров проживает более 400 млн человек. В этих обстоятельствах – огромный ресурс нашего качественного преображения, нашего вхождения в региональную сеть «глобальных городов» в интересах всей России!

Эксперты предсказывают городу большое будущее

Идеи, высказанные в докладе главы города, нашли свое продолжение в последующих выступлениях отечественных и зарубежных экспертов. Речь шла о дальнейшем развитии города и амбициозных проектах, которые позволят Владивостоку стать транспортно-логистическим узлом мирового уровня и центром международного экономического и культурного сотрудничества.

Пленарное заседание «Региональные тренды урбанизации. Модели формирования глобальных городов на основе агломераций», которое модерировал председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов продолжилось интересными выступлениями губернатора Яньбянь-Корейского автономного округа КНР Ли Цзинхао, заместителя начальника управления по планированию размещения промышленных объектов мэрии Пусана (Республика Корея) Ким Санг Вона, профессора университета окружающей среды из Тоттори (Япония) Чонг Хон Сяна.

В рамках второго пленарного заседания «Агломерации и создание трансграничных мультиинфраструктур соразвития» состоялись выступления Юрия Громыко (совместный доклад с советником президента ОАО «РЖД» Михаилом Байдаковым), генерального директора ОАО «ДНИИМФ» Ярослава Семенихина, председателя дальневосточной ассоциации «Корея – Россия», президента Корейского фонда образования и культуры, почетного гражданина Владивостока Чанг Чи Хека и других экспертов.

О современном подходе к вопросам градостроительного развития южной части Приморья и городском планировании шла речь на третьем пленарном заседании «Региональный опыт проектирования агломераций и новая концепция генерального плана Владивостока». В числе выступающих здесь были первый заместитель главы администрации Владивостока Алексей Литвинов, президент компании «Michi Creative City Designers Inc.» Коно Мичинага из Токио, руководитель мастерской ОАО «Российский научно-исследовательский и проектный институт урбанистики» Евгений Юденич, начальник отдела городского развития мэрии японского города Тоттори Фудзии Мицухиро и другие выступающие.

В финале Владивостокского урбанистического форума Алексей Литвинов поблагодарил всех участников от имени мэра Владивостока Игоря Пушкарева, отметив плодотворную работу.

– Это наш первый опыт в проведении подобного мероприятия. Судя по отзывам, форум удался. Мы надеемся, что нам удастся сделать постоянными такие мероприятия. Спасибо за участие и плодотворную работу на форуме на благо Владивостока.

Справка «В»

Урбанистика – раздел экономической географии, занимающийся комплексным анализом и изучением проблем, связанных с функционированием и развитием городских центров.


Автор: Николай КУТЕНКИХ