Энергетика пренебрегает экологией

Топливно-энергетическая отрасль Приморья является основой экономики и транспорта, жизненными составляющими - тепло, свет, горячая вода - для населения. Поэтому затянувшийся кризис ТЭКа, усиленный нарушением экологического баланса края, массовыми расхищениями энергетических ресурсов, финансовыми аферами, игнорированием требований безопасности и энергосбережений на предприятиях комплекса, внушает тревогу.

23 апр. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №364 от 23 апр. 1998

Топливно-энергетическая отрасль Приморья является основой экономики и транспорта, жизненными составляющими - тепло, свет, горячая вода - для населения. Поэтому затянувшийся кризис ТЭКа, усиленный нарушением экологического баланса края, массовыми расхищениями энергетических ресурсов, финансовыми аферами, игнорированием требований безопасности и энергосбережений на предприятиях комплекса, внушает тревогу.

Пока только одна служба в крае - территориальное управление Госэнергонадзора по Приморью давно и основательно противостоит всему букету нарушений. Однако бороться в одиночку за изменение ситуации в энергетике и экологии эта служба не может, требуется объединение сил на основе государственной политики. Поэтому сегодня “В” предоставляет слово начальнику Госэнергонадзора Владимиру Пешкуну.

- Владимир Андреевич, охарактеризуйте как старший государственный инспектор положение в энергетике края.

- В прошлом году добыча угля в крае составила 10,4 миллиона тонн. Это в 2 раза меньше, чем 10 лет назад. На источниках тепла по линии Минтопэнерго выработано и отпущено потребителям 5 миллионов гигакалорий тепла, что составляет третью часть произведенного в крае.

В пик зимних холодов в системе “Дальэнерго” произошло более 30 функциональных и около 40 технологических отказов. Это объясняется высокой степенью изношенности оборудования, сокращением ремонтных работ из-за отсутствия средств. За последние годы на ТЭЦ и ГРЭС не обновлялось основное оборудование, не вводились новые энергетические мощности.

- Вероятно, есть конкретные примеры.

- На котельной “Вторая Речка” работы по реконструкции водоподготовки, начатые 8 лет тому назад, прекращены, а недостроенное здание разрушается. И это при том, что на всех источниках системы водоподготовки недостаточно эффективны. На “Северной” нет резервного электропитания. Отсутствует защита тепловых сетей от повышенного давления. Учет отпускаемой энергии не соответствует требованиям, а если честно, то учета просто нет. 16 километров магистральных тепловых сетей “Дальэнерго” не имеют тепловой изоляции.

На ведомственных и коммунальных котельных ситуация значительно хуже. И если не принять срочных мер по обновлению оборудования, повышению профессионального уровня части обслуживающего персонала, замене низкосортных углей на качественное топливо, то возможны необратимые процессы. Или чрезвычайные ситуации.

- Что вы подразумеваете под качественным топливом?

- Необходимо переводить все тепло- и электроносители большой энергетики (а в перспективе и малые котельные) на жидкое топливо. В идеале это должен быть газ. Он в 3 раза(!) дешевле используемых нынче местных и завозных углей. Представляете, какая будет экономия для администраций и ведомств. Резко снизится стоимость тепловой и электрической энергии. Вздохнут свободно предприятия, а стало быть, снизятся цены на их продукцию, что сделает приморские товары конкурентоспособными. Увеличатся объемы производства, а значит, рост безработицы пойдет на убыль. Увеличатся налоговые поступления, возрастут социальные расходы. Люди начнут жить лучше.

- Владимир Андреевич, вы имеете в виду сахалинский газ?

- Естественно, его. По проекту “Сахалин-3” часть углеводорода с шельфа острова должна поступать в Приморье. Имеется проект прокладки газопровода от Комсомольска через Хабаровск до Лучегорска. Если эта программа реализуется, то в 2010-2012 годах Приморская ГРЭС начнет работать на дешевом топливе. Довольно далекая и трудновыполнимая перспектива из-за отсутствия источников ее финансирования.

Зато известно, что имеется желание получать сахалинский газ у потребителей северо-восточной части Китая. Крупная промышленность, энергетика, бытовой комплекс провинций Цзилинь и Ляонин хотели бы перейти на использование газа с островного шельфа (в провинции Хэйлунцзян имеются собственные хорошие запасы нефти и угля). При наличии китайских инвестиций становится реальным проект газопровода Сахалин - Приамурье - Приморье - Цзилинь - Ляонин. А затем и на Корейский полуостров. В любом случае “китайский” вариант выгоден Хабаровску и Владивостоку, и только он по-настоящему может быть реально подкреплен финансовыми инвестициями. А стало быть, уже через несколько лет газопровод появится на юге Приморья.

Пока этого нет, можно завозить газовый конденсат в порты края газовозами. Владивостокская ТЭЦ-2 готова 2 новых котла переоборудовать под использование газа. В дальнейшем под это топливо можно переводить модернизируемое оборудование. Помощь в строительстве резервуара-газгольдера, а также в поставке хотя бы двух танкеров могла бы оказать Япония. Ведь дым и копоть труб ТЭЦ-2 достигает островов соседней страны.

- Если эта гадость долетает за тысячу километров, то что же делается у нас?

- Мы все дышим отходами энергопредприятий. Выбросы в воздух не фильтруются, а там, где фильтры имеются, они не меняются. Посмотрите на свой подоконник. Вы его утром помыли, а вечером на нем слой черной пыли. Это сказывается на ухудшении здоровья людей, они чаще болеют, что ведет к росту затрат на здравоохранение. Перебои в энергоснабжении ведут к травматизму от несчастных случаев и росту смертности в больнице. В прошлом году так погибла роженица в поселке Пограничном.

Использование низкокалорийных бурых углей ведет не только к большой задымленности. Они плохо горят, и их нужно “подсвечивать” мазутом. Чтобы произвести необходимое количество тепла, приходится использовать значительно больше топлива. В некоторых поселках и городах, учитывая нехватку средств в зимнее время, уголь складируют в значительно большем объеме. Мало того что его разворовывают, так он еще и “горит”. Опять же население дышит угольной пылью.

Для угольных станций требуются большие площади под золоотвалы. На примере Владивостокской ТЭЦ-2 можно убедиться, как остра эта проблема для города и энергетики. Под золу требуется все больше и больше места. Отвалы занимают живописные места вдоль побережья Уссурийского залива. Был случай, когда прорвало дамбу и вся эта дрянь потекла в море. Естественно, страдает природа, на восстановление которой понадобятся десятилетия. Что мы оставим в наследство своим детям и внукам?

- Переход на экологически чистые виды топлива еще впереди. Может, можно сделать уже что-то сейчас?

- Надо делать. В первую очередь разработать и принять краевой закон “Об энергосбережении” и целевую программу энергосбережения, приняв за основу федеральные документы. Создать для начала в Приморском крае центр консолидации по вопросам энергосбережений с привлечением энергетиков, ученых, строителей, экологов, депутатов думы.

Одновременно необходимо повысить эффективность использования энергии и решить проблемы по уменьшению энерготарифов. Для снижения стоимости требуется одновременно сокращать затраты на производство тепла и электричества и увеличивать их реализацию. В обязательном порядке следует организовать учет производства и потребления энергоресурсов от источников до получателей включительно.

К примеру, при обследовании электростанций и подстанций “Дальэнерго” выявлены множественные нарушения, которые только увеличивают затратную составляющую тарифа. Акты баланса учета практически везде составляются с нарушениями типовой инструкции или не составляются. На ВТЭЦ-1, АртемТЭЦ, подстанциях “Центральная”, “Голубинка”, “Вторая Речка”, “Уссурийск-1” и других зафиксированы сторонние потребители, не имеющие к ним отношения, но рассчитывающиеся по льготному тарифу. Есть фирмы, которые “самовольно” подключают самодельные котлы. Потери происходят из-за недозагруженности трансформаторов тока, силовых трансформаторов.

Однако самые большие расходы, которые покрываются из краевой и федеральной казны, приходятся на долю бюджетных организаций. Ваша газета уже писала о цветущей коррупции, взяточничестве и воровстве в этой сфере, поэтому повторяться нет смысла. Скажу только, что с начала года использование не по назначению или нерационально тепла и электроэнергии на приморских объектах министерств обороны, образования, здравоохранения, культуры, внутренних дел составило в общей сложности 57 миллионов 295 тысяч деноминированных рублей.

- А что можно сказать о проблеме увеличения реализации электрической и тепловой энергии?

- Это действительно проблема и, наверное, самая значительная из всех имеющихся на сегодняшний день в энергетике. В настоящее время нет проблемы наличия топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), есть только проблема наличия денег на их покупку. Потребитель не имеет средств, чтобы оплатить поставленные ему электрическую и тепловую энергию, и не платит за их потребление, а энергоснабжающая организация, не получая за поставленный товар деньги, все сильнее приходит в упадок и все с большим трудом производит свою продукцию в необходимом количестве и нужного качества.

Необходимо отметить, что многие просто спекулируют на этом. Подтверждением служит то, что когда организация становится перед реальной угрозой быть отключенной, вдруг находятся средства, которых ранее не было. С другой стороны, проблема неплатежей порождает необходимость использования такой нездоровой системы расчетов между производителем и потребителем, как взаимозачеты. Они, в свою очередь, предоставляют возможность для получения незаработанных денег.

Именно по этой причине правительством РФ принято постановление от 5 января 1998 года, которое предоставляет право энергоснабжающей организации, опираясь на возможности органов Госэнергонадзора, производить принудительное отключение от электрической и тепловой энергии потребителей, не оплачивающих потребленные ТЭР в течение двух расчетных периодов.

Может возникнуть справедливый вопрос: а при чем тут органы Госэнергонадзора? Ответ простой. Отключение любого потребителя от электрической и тепловой энергии - чрезвычайно сложное и ответственное дело, ибо нормы взаимоотношений производителя и потребителя регулируются не только специальными правилами, но и Гражданским кодексом и иными законодательными актами, к которым относятся и постановления правительства РФ.

Роль Госэнергонадзора в этом случае заключается в том, чтобы при реализации этого постановления в полной мере соблюдались нормы, предусмотренные этими нормативными документами. Приведенное выше постановление дает большие возможности энергоснабжающим организациям в решении вопросов неплатежей. Однако необходимо отметить, что это возможно только при условии, что руководством энергоснабжающих организаций пунктуально соблюдаются предусмотренные нормы при планировании и отключении потребителя, а все должностные лица, участвующие в этой процедуре, четко представляют ее суть и поддерживают ее. В противном случае достигается обратный результат, который дискредитирует работу исполнителей и даже постановление правительства в целом.

Именно такой результат имел место при попытке отключить ряд объектов мэрии Владивостока 15 и 16 апреля только по той причине, что один из руководителей АО “Дальэнерго” после того, когда группа отключения прибыла на объект для спланированного отключения, заявил, что группу никто из “Дальэнерго” не посылал. В связи с вышеизложенным мой вопрос: кому это выгодно?

- Давайте отвлечемся от технологических проблем. Ваш коллектив испытывает трудности с заработной платой?

- К сожалению, да. Сотрудники Госэнергонадзора последний раз деньги получали за сентябрь, как и многие бюджетные организации. К слову сказать, работники ведущих предприятий “Дальэнерго” получили уже за январь.

- Часто инспектора Госэнергонадзора сталкиваются с угрозами в свой адрес?

- Бывают такие случаи. Однако до криминала дело, к счастью, не доходило. Видимо, представители той стороны понимают, что лучше с государством жить мирно.

- Владимир Андреевич, как видно из вашей информации, перед энергетикой стоят чрезвычайно трудные задачи. Как бы вы обобщили вышесказанное? Какие, на ваш взгляд, необходимо предпринять меры со стороны должностных лиц, от которых реально зависит дальнейшее развитие ТЭК, в т. ч. и меры со стороны законодательной и исполнительной властей края?

- Я бы сказал следующее: несмотря на столь большое количество сложнейших проблем в энергетике края, положение, на мой взгляд, не безнадежно. Однако изменений в лучшую сторону можно ожидать только при выполнении ряда условий.

Законодательной властью Приморья должен быть принят закон, а может, и не один, который бы позволил не просто говорить о необходимости энергоснабжения, но обязывал бы или реально подвигал как производителя, так и потребителя к энергосбережению. В крае как в субъекте РФ должен быть орган, который, опираясь на научные достижения в области ТЭКа, определял бы перспективные направления развития энергетики края. Территориальное управление Госэнергонадзора, с учетом возложенных на него правительством РФ задач, готово стать органом, координирующим все силы и средства, направленные на достижение конечной цели - эффективное развитие ТЭКа края.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"