Проекты не просто должны быть. Они должны быть правильными

У нашего города огромный потенциал к развитию – эксперты в этом единодушны

12 нояб. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3638 (170) от 12 нояб. 2014

При таких условиях просто невозможно не стремиться к дальнейшему развитию. Поэтому специалисты с 1990-х годов неоднократно приступали к переосмысливанию будущего Владивостока, ища для города новые предназначения.

Чем наш лучше других, или Формируем стартовый капитал

Размышляя о возможностях развития Владивостока, ученые, как правило, оценивают стартовый капитал на предмет того, что у нас есть такого, за счет чего мы сможем выделиться из плеяды иных городов. Одним словом, какие у нас есть преимущества перед прочими.

– Во-первых, город расположен у моря и имеет выход ко многим развитым и развивающимся странам. Иначе говоря, выход к рынкам, – перечисляет стартовые возможности приморской столицы академик Петр Бакланов, директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН. – Следующее наше преимущество – незамерзающее море. Для России с ее северными портами это уникальное явление.

Железнодорожные подходы, в том числе мощнейшая магистраль Транссиб, – еще одно наше достоинство, превращающее Владивосток в логистический центр.

Очень важный фактор – научно-образовательный потенциал. Особенно учитывая, что региональное образование переживает новую стадию развития: ДВФУ – это не только образовательный потенциал, это уже бренд, способный привлечь деньги для развития и вузовского, и научного сектора.

Огромный плюс для Владивостока – его кадровый потенциал: еще пару десятков лет тому назад у нас были развиты технологичные отрасли. Вспомните наших производственных монстров: «Изумруд», «Варяг», Дальприбор, Радиоприбор… На самом деле прошло не настолько много времени, чтобы ушли в небытие знания и опыт.

И, наконец, один из главных наших козырей – особенности геополитического положения тихоокеанской России и – в значительной степени – Владивостока, которые заключаются в уникальном соседстве. Рядом с нами проживают триста миллионов человек. С регионом соседствуют крупнейшие страны мира: США, вторая экономика мира – Китай, третья экономика – Япония. Не стоит забывать и про обе Кореи – про технологический потенциал Южной и трудолюбивое и дисциплинированное население Северной, – отмечает академик.

По его словам, значительно улучшила условия для жизни и ведения бизнеса во Владивостоке инфраструктура, оставшаяся городу после саммита АТЭС.

– Дороги, наверное, уже каждый из нас оценил. И мосты, конечно, – говорит Петр Бакланов. – Особенно жители полуострова Голдобина – района, называемого в народе Чуркин, острова Русского. Самый главный показатель, по которому можно определить пользу новых транспортных артерий, это наше сэкономленное время. Университет же только начинает работать, как, впрочем, и театр оперы и балета. Все это долгосрочные проекты…

Какая агломерация нужна нашему городу?

По словам многих гостей нашего города, он стал более привлекательным, в том числе для бизнеса. Иными словами, Владивосток вступил в новый этап своего развития.

На всех последних встречах экспертов, где так или иначе обсуждается будущее Владивостока, затрагивается тема Владивостокской агломерации. Более того, на прошедшей недавно в приморской столице урбанистической конференции главы муниципалитетов, которые войдут в эту агломерацию, подписали соглашение о ее создании. При этом у специалистов пока остается немало вопросов по поводу формата создаваемой агломерации.

– Что может дать агломерация в том формате, в котором ее сейчас обсуждают? Очевидно, улучшить сообщение между городами и районами. Но это можно делать и сейчас, – размышляет Петр Бакланов. По мнению академика, цель дальнейшего развития города – федеральный статус.

– Основополагающая идея заключается в том, что Владивосток в силу своего положения является по существу восточной столицей России, – аргументирует свою позицию ученый. – И вот тогда агломерация приобретает совершенно иной смысл.

Смотрите, что происходит сейчас: и Владивосток, и Посьет, и Зарубино, и Большой Камень, и Находка – все эти порты сегодня выполняют одну и ту же функцию. И, похоже, дальше будут продолжать ее выполнять, а именно: тянуть на себя грузы.

– Конкурируя между собой и сбивая цены, мы работаем не в своих интересах, а в интересах третьих сторон, – подключается к диспуту директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН кандидат экономических наук Юрий Авдеев. – Как изменить ситуацию? Внутри агломерации договориться о специализации портов. С соответствующей реконструкцией, установкой оборудования. И тогда становится понятным, зачем нужна дорога на Песчаный и зачем нужна скоростная дорога до Находки. Более того, в этом случае можно будет говорить об увеличении производительности труда как минимум в пять раз. И тогда это новое территориальное образование будет действительно связанным и целостным. При условии, что участники этого образования будут себя осознавать частью целого.

Но для этого необходимо более детально определить игроков со всех сторон. Определить этапы развития – территориального, экономического. Выстроить планы – общие, текущие, стратегические. Мы выиграем все вместе от того, что заранее определим каждому роль и перспективы развития.

Город-рекреация?

Кстати, в этом объединении ряд экспертов определяют Владивостоку – помимо других – еще и роль туристического центра, крупнейшего пассажирского порта и даже базы для яхт-клубов.

Из разных направлений развития ученые особенно выделяют туристический потенциал города совсем неслучайно.

– Остров Русский и есть та самая площадка международных коммуникаций, которая не ограничивается лишь присутствием ДВФУ, – утверждает Петр Бакланов. – Можно было бы предложить всем странам АТЭС представить свою культуру на острове, площадь которого без малого сто квадратных километров. А именно: выделить каждому государству участок земли, на котором можно было бы разместить ознакомительную демоверсию этого самого государства – по подобию павильонов ВДНХ. И более того, предложить мэрам двадцати русских городов, расположенных вдоль Транссиба, представить свои города на острове. В итоге мы получим соединение двух культур – европейской и азиатской. Мы предоставим возможность нашим азиатским гостям, не выезжая с острова, побывать в двадцати российских городах, да еще и в соседних странах. А россиянам – побывать сразу в двадцати странах АТЭС.

Это будет способствовать и популяризации университета, и развитию инфраструктуры, и открытию новых перспектив для проведения спортивных, культурных мероприятий с международным статусом. И это отнюдь не заново изобретенный велосипед: в Оренбурге, например, целый квартал отвели для уральских и поволжских республик. Другой схожий пример – Пекинский парк мира.

– Здесь можно было бы создать ряд интересных туристических объектов: музей Тихого океана, музей амурского тигра, – предлагает свою версию развития индустрии гостеприимства Юрий Авдеев. – У нас есть и потенциал для экотуризма. А площадка для этого – сама тайга. Аудитория для такого туристического предложения обязательно найдется.

ТОРы – какими они должны быть?

Один из гостей недавней урбанистической конференции – председатель Движения развития, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов заметил: какими бы замечательными ни были стартовые условия, без внятного, реализуемого и действительно стратегического проекта они бесполезны.

В качестве таких проектов эксперты предлагают ТОРы – территории опережающего развития. Некоторые ученые сомневаются: поскольку налоговые льготы и преференции в рамках ТОР обещаны не определенным территориям, а лишь резидентам, то есть отдельным предприятиям, то смогут ли эти резиденты дать импульс к развитию самих территорий и других предприятий? Какие именно предприятия получат льготы? Это будет решать правительство.

Между тем у нас есть проекты, определяющие развитие региона на столетие вперед. И при ближайшем рассмотрении не такие уж они утопические.

Первое среди них – это космос (строительство космодрома в Амурской области находится на завершающей стадии, и со следующего года с него будут осуществляться запуски). Учитывая стаж нашей страны в освоении космоса, почему бы нам не выступить в роли лидеров, скоординировав деятельность государств региона, работающих в этом направлении, и создав региональный космический кластер (со специализацией: спутники связи, спутники погоды и т.д.). Ведь у нас есть и научная, и образовательная база для подготовки специалистов. Есть и промышленная база, благодаря которой отпадет необходимость везти корабли на Дальний Восток из Самары через всю страну.

– Второе – это освоение Тихого океана, – продолжает перечислять способы возможного приложения наших сил Юрий Авдеев. – В ДВО РАН есть разработки, наработан огромный опыт, и благодаря тому, что возрождается кораблестроение, это направление может определить перспективы на весь XXI век.

– Нужно стремиться к развитию во Владивостоке промышленных отраслей и высокотехнологичных видов деятельности, – считает Петр Бакланов. – Тем более что ученые ДВО РАН предлагают интереснейшие разработки и по биомедицине, и по исследованию океана (для подводных роботов, разработанных нашими учеными, есть работа не только в Тихом океане, но и в Черном, и в северных морях) – пусть не для широкого, но для мелкосерийного производства.

Ну а третьим направлением ученые определяют культуру, у которой мощный потенциал к взаимной интеграции. Что позволяет нам задавать тон в развитии культурных отношений с далеко идущими перспективами.

Автор: Анжелина ШИЛАН