От апрельских тезисов к урбанистическому ноябрю

​В рамках подготовки к Первому урбанистическому форуму во Владивостоке состоялась серия круглых столов

12 нояб. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3638 (170) от 12 нояб. 2014
7b32fde93ae2e9e867fce3cc892d9a83.jpg

Дискуссии, развернувшиеся на круглых столах, касались самого широкого круга тем: оптика экспертов была настроена на выявление ключевых направлений развития города. Это и создание Владивостокской агломерации, и трансграничное сотрудничество, и будущее острова Русского, и развитие транспортной системы.

Цель круглых столов – сформулировать наиболее актуальные проблемы развития Владивостока для обсуждения на форуме, объединить усилия экспертного сообщества и власти, содействовать формированию активной позиции всех экспертных и гражданских институтов в развитии города.

Золотой баланс

Как развивается город и в каком направлении двигаться дальше? Среди главных критериев правильности такого движения есть, пожалуй, наиважнейший – насколько комфортно людям жить в городе. Именно поэтому первой темой дискуссии стало «Качество жизни населения в урбанистической среде».

Что входит в современное понятие качества жизни? Кто и в какой степени может влиять на создание комфортной городской среды? Какова роль в этом процессе власти, экспертного сообщества, бизнеса, гражданских институтов или общественных групп?

К слову, ответы на эти вопросы можно было бы считать полноценной программой развития города.

Заместитель главы администрации Наталья Зубова напомнила, что во Владивостоке разработана стратегия развития города до 2020 года, причем в создании документа активное участие принимали специалисты из различных сфер городского хозяйства, экспертное сообщество, ученые. Среди приоритетов, влияющих на качество жизни, – рост доходов населения, развитие экономики, жилищное строительство, развитие системы образования, здравоохранения, культурной среды, спорта.

Заведующий кафедрой философии Школы гуманитарных наук ДВФУ Сергей Ячин добавил: важнейшим элементом качества жизни в городе являются не только общепринятые понятия комфорта, но и возможность личностного развития для человека. Как сделать так, чтобы город давал такую возможность?

Также эксперт заявил: одна из сверхзадач Владивостока – стать мировым городом. При этом Сергей Ячин, обрисовав противоречивость «социального» и «экономического» подхода к развитию городов, пояснил: если Владивосток стремится стать мировым городом, ему необходимо найти золотой баланс между социальными и экономическими задачами.

Похожую мысль выразил и политолог Виктор Бурлаков: развитая экономика и промышленность не всегда совместимы с комфортом – таков, по крайней мере, имеющийся опыт.

Однако в мире уже появляются «смарт-города», где удается совместить все: и экономику, и самые современные транспортные системы, и всю необходимую «инфраструктуру уюта и комфорта» для человека. Наверное, таким путем должен пойти и Владивосток.

Подводя итог первой встречи, директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев подчеркнул, что Владивостоку вполне по силам ставить перед собой и выполнять самые амбициозные задачи, в том числе – стать тихоокеанской столицей России.

Соразвитие – рука об руку с соседями

Центр международного сотрудничества в АТР – не громкие слова, а вполне ясная цель. Один из ключевых круглых столов, организованных в рамках урбанистического форума, был посвящен теме «Приграничный и трансграничный Владивосток: новые характеристики международной среды и перспективы развития города».

– Трансграничное сотрудничество предполагает, что при объединении возможностей стран-участниц может возникнуть синергетический эффект, – отметил профессор кафедры политологии ДВФУ Сергей Песцов.

По мнению эксперта, наиболее понятный пример подобного взаимодействия – торговля. Однако время давно ставит задачу поиска новых сфер взаимовыгодного сотрудничества – в экономике, промышленности, в гуманитарной области.

– Мы находимся в богоданном месте, что предполагает выгоды от развития разного – не только торгового или транспортного – сотрудничества с соседними странами, регионами, – подчеркнул Сергей Песцов. – Правда, пока результаты такого сотрудничества весьма скромны, а значит, есть над чем работать.

Как сказал директор Издательско-продюсерского центра «Образ региона» Владимир Соколов, транспортно-логистическая функция Владивостока остается приоритетной для его развития, и здесь необходима модернизация трансграничной мультиинфраструктуры, представленной всеми видами транспортировки энергии, грузов, людей, информации и т.д.

По мнению заместителя директора по науке и инновациям Школы региональных и международных исследований (ШРМИ) ДВФУ Артема Лукина, трансграничное сотрудничество может реализоваться в виде организации взаимных людских потоков. Для этого необходимо минимизировать территориальные и пограничные барьеры путем упрощения оформления документов, расширения безвизовых режимов, а также предоставления возможности путешествовать по территории сопредельных стран на личных автомобилях.

– Одна из сфер сотрудничества – культурный ресурс, – напомнил коллегам профессор кафедры международных отношений ШРМИ ДВФУ Анатолий Кузнецов. – Японские туристы просят нас: вы близко, вы действительно европейский город, сделайте так, чтобы у вас была представлена Европа. Вряд ли мы сможем полноценно представить всю Европу, но русскую культуру мы показать можем. И уже положено начало: идет работа над созданием филиала Эрмитажа.

Движение к мегасити и бросок через залив

Тема выхода Владивостока из «запертости» полуострова в трансграничное пространство, а значит, и на новый уровень всех экономических и социальных связей, прозвучала и в ходе круглого стола, посвященного новой концепции генерального плана Владивостока.

Главный архитектор ОАО «ДНИИМФ», советник РААСН Александр Котляров подчеркнул:

– Сейчас между Россией и Китаем планируется много проектов. Есть идея расширить железнодорожную сеть между Российской Федерацией и КНР. Так почему бы не сделать это через Владивосток? На саммите АТЭС корейские специалисты предложили строительство высокоскоростной дороги через Южную и Северную Корею, через Владивосток с выходом на Москву. Это повлекло бы за собой и укрепление позиций города. Если мы говорим о международном порте Владивостока в геополитических условиях нового времени, то нужно искать новые территории, формировать агломерацию. Сейчас правительство говорит о возросшей роли Владивостока, о значимости политики на востоке. Здесь нужен мегапорт. Перевалка грузов через морской порт и железную дорогу должна возрасти в разы! Это все нужно учитывать при разработке концепции генплана нового Владивостока, мегасити Владивостока.

Все активнее озвучиваются и идеи строительства моста через Амурский залив на мыс Песчаный и освоения этих территорий. С учетом современных экологических технологий, конечно. Это позволит не только получить новый транспортный коридор к странам-соседям (это само по себе уже новая ступень экономического развития), но и расширить территорию для развития города.

– Нам надо создать условия для того, чтобы город жил и дышал! Появление моста на Песчаный усилит и разовьет находящиеся вокруг поселки и малые города, – отметил Владимир Смотриковский, директор ФГБУ «Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт по строительству РААСН», профессор, кандидат архитектуры.

Куда расти большому городу?

На вопрос, куда дальше расти Владивостоку, нельзя дать полный ответ, не упомянув о будущем Русского острова. Тем более что эта территория прочно вошла в концепцию развития приморской столицы, став одной из самых перспективных точек роста.

– Основой развития острова является создание транспортной инфраструктуры, – сказал заместитель главы администрации Владивостока, начальник управления дорог и благоустройства Леонид Вильчинский. – Мы разработали проектно-сметную документацию по реконструкции дорог острова Русского. Строительство будет вестись в пять этапов – от коммунальной зоны до поселка до бухты Боярин.

Примечательно, что дорожная система Русского должна органично интегрироваться в будущую Владивостокскую кольцевую автодорогу – ВКАД. В развитии острова необходимо учитывать его транзитную функцию.

– Нам нужно развивать экономику города, чтобы были средства на социальные и культурные проекты. А чтобы ее развивать, необходимо увеличивать возможности нашего порта, выводить грузовой транспорт из города. Если мы этого не сделаем, то груз уйдет в другие порты, в том числе зарубежные. Поэтому считаю необходимым построить мосты с Токаревской Кошки на остров Елены и с острова Елены на Русский, – сказал глава Владивостока Игорь Пушкарев.

Сеть дорог позволит более активно использовать и развивать территорию и пляжи Русского острова.

Также в перспективе предусмотрено строительство жилья, создание деловых центров, благоустроенных зон отдыха. Основной «удар» освоения придется на полуостров Саперный. В районе причала на мысе Поспелова планируется создать центр международного уровня «Влад Экспо», а рядом – общегородской парк.

Специалист ОАО «Приморгражданпроект» Виктор Преловский ознакомил участников круглого стола с концепцией развития острова, разработанной его коллегами.

– Мы предлагаем разбить территорию на пять экозон, их оценка полностью проведена. Всего на острове существует около 120 объектов экскурсионного показа, 20 ландшафтных объектов. Их нужно развивать, обустраивать, доводить до ума. Потомки скажут нам спасибо за такое наследие. Самое пристальное внимание нужно уделить пляжам. После преобразований Русский сможет принимать тысячи туристов, – сказал Виктор Преловский.

Главный архитектор института «Приморгражданпроект» Владимир Воробьев обратил внимание на то, что нельзя забывать о реконструкции объектов исторического наследия, в частности уникальной Владивостокской крепости.

– Говоря о развитии острова, неверно акцентировать внимание только на пляжах, – подчеркнул генеральный директор Научно-производственного объединения «Технопарк» Александр Зубко. – Пляжный сезон во Владивостоке очень короткий. А вот рекреационно-прогулочные тропы востребованы круглый год.

Подводя итоги дискуссии, мэр города Игорь Пушкарев подчеркнул интерес иностранных партнеров к острову.

– Во время встреч со многими зарубежными делегациями мне постоянно задают вопрос: какова концепция развития острова Русского? Иностранный бизнес тоже очень интересуется им, рассматривает участие в проектах в качестве инвесторов. Поэтому разговор о проектах по развитию Русского обязательно продолжим, – сказал глава Владивостока.

Дорожные планы

Тема создания транспортного коридора «Приморье-3» и его флагманского проекта – ВКАД – так или иначе звучала на большинстве круглых столов. Эксперты сошлись во мнении, что кольцевая дорога – это второе дыхание Владивостока.

– С учетом роста грузооборота портов, магистраль позволит освободить Эгершельд от большегрузов, может стать составляющей транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», а также нового транспортного коридора «Приморье-3», свяжет их в единое целое. И, в конце концов, просто разгрузит городские автомагистрали, – отметил заместитель главы администрации Владивостока Леонид Вильчинский.

Он также рассказал об основных этапах строительства ВКАД. Планируется, что на первом этапе будут построены два моста – с мыса Токаревского на остров Елены и далее на остров Русский через канал. На втором этапе – автострада от мыса Кузнецова (район Первой Речки) до Второй Речки, затем – от Второй Речки до улицы Чапаева и дальше до развязки на Седанке. Пятый этап – строительство дороги от Казанского моста до мыса Кузнецова (Первая Речка), в составе которой планируется сооружение тоннеля. Протяженность всей ВКАД составит порядка 22,8 км.

О том, насколько важна кольцевая дорога для Владивостокского морского торгового порта, подчеркнул генеральный директор ОАО «ВМТП» Константин Соколов. Порт наращивает мощности – это позитивный процесс не только для самого предприятия, но и для города. «Мы будем поддерживать ВКАД в любом варианте – этапами и сразу, на эстакадах, по побережью или в тоннеле. Нам крайне нужна эта дорога!» – подытожил Константин Соколов.

К обсуждению проекта ВКАД и его финансирования были привлечены международные эксперты. О возможных форматах сотрудничества власти и бизнеса детально рассказала Алина Заборовская – партнер практики консультационных услуг аудиторской компании Ernst&Young, участвовавшей во многих крупных проектах в дорожной инфраструктуре, реализуемых в формате государственно-частного партнерства. В числе последних и наиболее эффективных – платная автодорога в Санкт-Петербурге «Западный скоростной диаметр» (ЗСД).

По словам Алины Заборовской, проекты ЗСД и ВКАД очень похожи. И если наш проект будет реализован, он окажется знаковым не только для Владивостока, но и для всей России, так как станет первым подобным проектом, выполненным на муниципальном уровне.

Контроль онлайн

Умными гаджетами уже никого не удивишь. А возможно ли, чтобы целые города стали умными? Информационно-технологическую сторону городского развития обсудили за круглым столом «Город высоких технологий: реальность и перспективы. Что такое smart-сity?».

– Наша задача – решить, как с помощью IT сделать город более удобным для проживания, комфортным и современным – с использованием тех средств, которые уже имеются во Владивостоке, – объяснил начальник управления информационно-программного обеспечения администрации Владивостока Евгений Вековшинин. – Мы определили основные направления и перспективы развития информационных технологий в различных областях: на транспорте, в общественной безопасности, здравоохранении, образовании, энергетике, ЖКХ.

Отметим, что в городе уже активно внедряются современные технологии. Работает «Единая дежурная диспетчерская служба Владивостока», куда поступает вся информация о жизни города. Существует система городского видеонаблюдения, она направлена на контроль движения общественного транспорта, работы светофоров, сохранности объектов муниципальной собственности: подземных переходов, скверов и т.д.

Действует городская программа «Безопасность муниципальных образовательных учреждений», которая обеспечивает установку систем видеонаблюдения в школах и детских садах, – эти меры также позволяют следить за безопасностью в учреждениях.

На умную основу переведена система управления энергетикой: МУПВ «ВПЭС» запустило интеллектуальное управление городским освещением.

В эту технологичную среду намного удобнее вписывать все современные новинки в области управления городским хозяйством. И подобные проекты уже озвучены.

– В прошлом году в центре Москвы для оптимизации дорожного движения введена платная парковка, установлены автоматы для оплаты, что уже в первые месяцы снизило загруженность центральных улиц на 9­16 %, – объяснил генеральный директор ЗАО «Ланит ДВ» Дмитрий Герман. – Исследования и опросы показывают, что москвичи позитивно оценивают результаты такой меры. Есть мысль перенять опыт Москвы и ограничить парковку в центре Владивостока, тем самым увеличив его пропускную способность. Проект системы регулирования парковок уже передан администрации города.

– Также мы видим IT-технологии в ЖКХ, – объясняет представитель всемирно известной компании Cisco Systems Артем Риммер. – Например, мы должны прийти к единому управлению водой, газом, светом и прочими услугами, которыми пользуются в жилых и нежилых помещениях. Мы должны иметь возможность видеть, как расходуются эти ресурсы. К тому же было бы здорово, если бы человек мог дистанционно отключать дома воду в случае прорыва трубы или свет, если, уходя, он забыл его отключить, либо включать отопление перед возвращением домой. Это и есть элементы «умного города».

Культурный менеджмент

От технических вопросов – к лирике. Но сохраняя деловой настрой. Помимо хозяйственных задач урбанисты обсуждали и развитие культурной среды города, перспективы создания арт-кластера России на берегу Тихого океана.

На профильном круглом столе обменивались мнениями и проектами представители крупнейших выставочных пространств Владивостока, администрации города, известные деятели искусств.

– Важно, чтобы творческие индивидуальности могли взаимодействовать не только друг с другом, но с бизнесом, властью и обществом. Опыт других стран показывает: арт-кластер, базирующийся на культурной деятельности рыночного типа, позволяет работать с массовым сознанием не менее эффективно, чем с помощью СМИ. Площадки, подобные «Заре», являются опознавательным знаком городов с творческим образом жизни или, по крайней мере, претендующих на таковой, – сказал директор центра «Образ региона» Владимир Соколов.

В связи с этим важно понимать, насколько рядовой владивостокский художник или творческий деятель способен взаимодействовать с этими структурами. Может, лучше ему сосредоточиться на творчестве, а все остальные дела оставить профессионалам?

Мнения участников дискуссии по этому поводу разделились. В итоге все сошлись в одном: в арт-сфере необходим менеджмент высокого уровня, который сможет организовать взаимодействие людей искусства с обществом и бизнесом.

– Искусство – это показатель комфортности проживания в городе. Культура и искусство могут выступать как показатель инвестиционной привлекательности, потому что в городе, в котором есть искусство, имеется и все остальное, – подчеркнул Роман Иванищев, президент Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров.

Подготовка к Первому урбанистическому форуму во Владивостоке велась по всем направлениям городской жизни. Самые яркие идеи, проекты, мысли и даже мечты станут предметами экспертного анализа, продумывания, оформления и закрепления их в конкретных документах.

Все активнее обсуждается идея строительства моста через Амурский залив на мыс Песчаный и освоения этих территорий.

Среди критериев качества жизни – рост доходов населения, жилищное строительство, развитие экономики, системы образования, здравоохранения, культурной среды, спорта.


Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ