Планируем город будущего
Пути развития Владивостока обсудят на урбанистическом форуме
В эти дни Владивосток встречает гостей и участников Владивостокского урбанистического форума «Агломерации трансграничья для стабильности и соразвития». 14-15 ноября на базе конгресс-центра ДВФУ состоится большой и важный разговор. Как развиваются города мира, каковы международные тренды урбанизации и модели формирования глобальных городов? Каковы пути развития Владивостока и его место в этих глобальных процессах?
О том, почему приморская столица приняла решение организовать такой форум и чего ждет от него, корреспондент «В» беседует с главой города Игорем Пушкаревым.
– Игорь Сергеевич, в чем главная задача форума для Владивостока?
– В поиске ответов на очень важные вопросы – вопросы перспективного развития Владивостока. Город изменился в последнее время – это видно невооруженным глазом. Более того, Владивосток в начале 2000-х годов радикально сменил вектор своего развития. И судьбу. В этом тоже, пожалуй, уже никто не сомневается.
Дольше века наш город развивался как военно-морская база России, как город-крепость. Конечно, история Владивостока – это еще и множество совсем других ярких страниц. Порто-франко – вольный город, город русских купцов и промышленников, город рыбаков и китобоев, база торгового и ледокольного флота, город студентов, ученых, художников… И все же Владивосток всегда был на посту – важнейшей военной базой страны на Тихом океане.
Не знаю, для кого как, а для нас, жителей Владивостока, минувшие шесть лет, когда на государственном уровне было принято решение о проведении здесь саммита АТЭС, – это целая эпоха. В которой было все: проекты, надежды, недоверие и скепсис, мощная энергия строек и преобразований.
– Результат, бесспорно, замечают все…
– Просто перечислю кое-что из того, что сделано, даже не углубляясь в подробности. Первыми назову, конечно, наши красавцы мосты – радуюсь им и не устаю восхищаться. На практически пустынном острове Русском, в живописной бухте Аякс, вырос целый город – теперь он в полном распоряжении Дальневосточного федерального университета. Новые магистрали, десятки новых объектов энергетики, международный аэропорт, новая взлетно-посадочная полоса, способная принять самолеты всех типов. Впервые за всю историю в городе строятся современные очистные сооружения. Введен в строй современный комплекс по переработке ТБО.
Помимо объектов саммита в городе в последние годы создан целый ряд других крупных объектов. Работает и расширяет производство автосборочный завод «Соллерс». В районе Второй Речки вырос огромный новый жилой микрорайон Снеговая Падь. Театр оперы и балета, концертно-спортивный комплекс «Фетисов-арена», Медицинский центр ДВФУ и краевой перинатальный центр – все это не просто возведенные строительные объекты самого современного уровня, это – новые факты биографии города. Новые сущности, которые, к слову, очень быстро стали «своими», «родными».
А как преобразился внешний облик Владивостока! Отреставрированы десятки памятников и исторических зданий, обновлены фасады тысяч жилых и административных домов, реконструированы скверы, набережные, улицы…
Саммит АТЭС во Владивостоке стал событием, очень органичным с «долгоиграющим» потенциалом города, его именем, географией и историей. Можно с уверенностью сказать: подготовка и проведение этого крупного международного события создали предпосылки для вхождения Владивостока в сеть «мировых», «глобальных», «международных» городов.
И вот теперь мы должны посмотреть на свой город по-новому. И определить: что дальше? Вот почему нам так важно знать и осознавать, куда движется «урбанистический мир» и каков опыт других городов.
– Кто станет участниками форума?
– Мы постарались пригласить ведущих экспертов в области урбанистики – как российских, так и зарубежных. Участие примут представители органов государственной и муниципальной власти, государственных корпораций, бизнес-структур, проектных и исследовательских организаций России, городов-побратимов и партнеров Владивостока. Для нас такой разговор чрезвычайно ценен.
– «Глобальный город» – звучит очень амбициозно!
– В том-то и дело, что самоопределение города в качестве «глобального» выводит практику муниципального управления и жизнь горожан за пределы привычного и повседневного существования. Оно побуждает к осмыслению планов и возможностей развития города с учетом мировых реалий и в большом временном масштабе. Важно отметить, что международные события последнего года требуют переосмысления и самого тренда глобальных городов: мы не можем использовать его как ориентир для своего развития без учета происходящих изменений. Нужны новые модели!
Да, новая роль и новая миссия города во многом определены – крупный российский экономический, политический и культурный центр, центр международного сотрудничества России со странами АТР, своего рода «контактная зона», коммуникативная площадка. Но работа над «материализацией» этой трудной миссии, несмотря на созданную уже весомую базу, во многом только начинается.
Так, одним из стратегических направлений развития Владивостока и всего юга Приморского края должен стать проект развития Владивостокской агломерации.
Уже сделаны первые шаги, в конце октября подписано соглашение о создании агломерации между Владивостоком, Артемом, Надеждинским и Шкотовским муниципальными районами. Хотя впереди в этом направлении огромный путь, и пока больше вопросов, чем ответов.
Идея «глобального города» – это еще и трансграничная агломерация, которая Владивостоку, что называется, на роду написана.
Очевидно, что для полноценного использования своего уникального геополитического положения Владивостоку необходимо прежде всего по-умному открыться, вырвавшись из состояния «полуизоляции» на полуострове, с трех сторон окруженном водами залива Петра Великого, – обеспечить связность и сплоченность территорий российского южного Приморья в формате трансграничной агломерации.
А это возможно только путем создания новой транспортной инфраструктуры. Только так можно реализовать современное преимущество нашего местоположения – фактически в полукольце крупнейших экономик мира, когда в часе полета, в радиусе тысячи километров проживает более 400 млн человек. В этих обстоятельствах – огромный ресурс нашего качественного преображения, нашего вхождения в региональную сеть «глобальных городов» в интересах всей России!
– В последнее время заговорили о мосте на Песчаный… Неужели это всерьез?
– Звучит как фантастика? А мост на Русский разве не казался фантастикой? Дело в том, что благодаря саммиту АТЭС Владивосток значительно расширился на юг – на остров Русский. Но для осуществления своей международно-коммуникативной миссии и роли транспортно-логистического узла мирового уровня этого явно недостаточно.
Да, необходимо продолжать освоение острова Русского, укреплять город и на материковом корню, то есть развивая его северные районы. Но пришло время думать и об использовании другого мощного потенциала – западного берега Амурского залива, где городская территория включает не только полуостров Песчаный, но и распространяется в глубь Хасанского района, значительно приближаясь к российско-китайской границе, расположенной на расстоянии всего 28 км.
Для этого мы начали работу над крупными инфраструктурными проектами. Это объездная дорога вдоль Амурского залива (ВКАД) – мечта всех горожан, а также строительство моста на полуостров Песчаный. Благодаря экологически рациональному восстановлению дороги Барабаш – Чуньхуа, действовавшей до 1950-х годов, Владивосток сможет активнее включить свой потенциал в трансграничное сотрудничество, что позволит получить мощный экономический эффект и продолжить динамичное развитие города.
Важно отметить, что рост города на западный берег Амурского залива вовлекает его в процесс организации уникального общественного пространства в виде национального парка «Земля леопарда». С помощью владивостокского потенциала здесь может быть создан не только «творческий молодежный город», но и сильный международный центр экологического и рекреационного туризма, настоящая лаборатория национальной идентичности. По сравнению с Большим Уссурийским островом, где уже реализуется подобный геокультурный проект, у западной части Владивостока есть несомненные преимущества: на протяжении столетий на этой территории происходило взаимодействие сразу нескольких цивилизаций.
Однако не стоит забывать и про восточный берег Уссурийского залива, где есть все предпосылки для создания как нового порта для сыпучих грузов, так и крупнейшего продовольственно-логистического хаба. Так что в перспективе не исключено, что актуальным проектом станет еще один мост – из Владивостока в район поселка Суходол.
И такой всесторонности требует логика развития Владивостока как центра международного сотрудничества, именно она побуждает к продолжению пути, намеченного саммитом АТЭС.
Именно такие масштабные проекты важно будет обсудить на форуме, так сказать, обкатать идеи, услышать все «за» и «против» – с участием ученых, экономистов, представителей государственной власти, партнеров из соседних стран.
– Это, безусловно, глобальные вопросы. Наверное, будут и более локальные?
– Конечно, актуальными для Владивостока являются и другие вопросы градостроительного развития. Среди тем для обсуждения – новая концепция генерального плана Владивостока. Конечно, все это гораздо ближе к дню сегодняшнему. Как нужно развивать остров Русский? Уместны ли здесь технопарк, другие производственные проекты или необходимо бережно сохранять и развивать его уникальный рекреационный потенциал? Какими должны быть новые районы? Как необходимо обустраивать морское побережье? Какова современная практика организации общественных пространств? Как сохранить историческую застройку и при этом включить ее в оборот современной активной жизни?
А вот общие вопросы и тренды современной урбанизации могут быть интересны для всех участников форума, потому что многие проблемы городов общие. Среди таких вопросов – развитие транспортной инфраструктуры, опыт создания и применения «смарт-технологий» – технологий «умных городов», экотехнологий «зеленых городов», «творческих молодежных городов» и многие другие.
Словом, форум во Владивостоке – это прежде всего площадка для выработки опыта и подходов, для общения специалистов, партнеров и соседей по региону, людей, решающих в своих странах и городах схожие вопросы. Не исключено, что опыт Владивостока тоже станет для кого-то интересным и полезным.
Как сделать города и страны богаче, жизнь комфортнее, а людей – счастливее? Мы ждем от этого форума серьезных, полезных в практическом смысле результатов, надеемся на полноценный обмен опытом, обсуждение проектов и идей. Убежден, ответы на все трудные вопросы развития городов и регионов обязательно нужно искать вместе.