Владивосток выходит на материк

Эксперты занимались поисками будущего для региона

31 окт. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3633 (165) от 31 окт. 2014
1fc74df87c3dcb234446062c43d77673.jpg

Урбанисты и футурологи, собравшиеся нынче во Владивостоке, обсуждали перспективы нашего города в частности и Дальнего Востока в целом. Площадкой для этого стала урбанистическая конференция – один из этапов подготовки к Московскому урбанистическому форуму, а также вновь организуемому владивостокскому.

Владивосток стал пятым по счету городом в стране, где прошли такие конференции, после Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Уфы и Екатеринбурга. Организовали мероприятие КБ «Стрелка», Московская школа управления «Сколково» и «Российская гильдия управляющих и девелоперов». Кроме того, в конференции приняли участие представители региональных и городских властей дальневосточных регионов, министерства по развитию Дальнего Востока, министерства строительства и ЖКХ, ученые, предприниматели.

Жизнь после удалась

По большому счету, эксперты обсуждали то, как оптимальным способом использовать ограниченные ресурсы: финансовые, человеческие, экономические. Рецепты формировались на уже имеющемся опыте иных крупных городов. Как правило, иностранных.

Говорили о притягательности развернутой инфраструктуры мегаполисов, о примерах реконструкций промышленных зон в Лондоне. Эксперты – местные и столичные – в диспутах пытались выработать схемы, пригодные под наши реалии – географические и экономические.

В частности, речь шла о способности Владивостока реализовать все возможности, появившиеся у него после проведения саммита АТЭС. К слову, не всем мегаполисам это удается. Поскольку, как показывает практика, не все объекты, доставшиеся муниципалитетам после каких-либо крупных событий, удачно врастают в городскую инфраструктуру. Пример тому – Ванкувер, объекты которого (здания и баржи) после проведения крупной международной выставки и Олимпиады превратились в «мертвые». По словам экспертов, Владивостоку удалось избежать этого печального опыта. Объекты саммита: дороги, мосты – сразу же стали незаменимой частью городской инфраструктуры. В ДВФУ едут учиться ребята не только со всего Дальнего Востока, но и со всей страны…

– Саммит АТЭС вернул Владивосток в большую мирополитику, – отметил один из признанных экспертов-урбанистов председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. – Я убежден, что Владивосток – это город уникальной судьбы. Он находится в эпицентре сложнейшей мировой политики. Это наш форпост, культурный центр, город-цивилизация, которая в силу необходимости ежедневно общается с китайской, корейской, японской, англосаксонской цивилизациями. Поэтому все только начинается! Я вижу большую дорогу впереди, и мне кажется,что это крайне интересно.

– Изменилась психология владивостокцев, – поделился своими наблюдениями мэр Хабаровска Александр Соколов. – На смену упадочническим настроениям пришло стремление к созиданию.

– Пожалуй, каждый мэр мечтает, чтобы в его городе состоялся саммит. И во Владивостоке эта мечта стала реальностью, – обратился к гостям конференции глава краевого центра Игорь Пушкарев. – АТЭС-2012 дал Владивостоку мощный толчок к развитию, увеличил потенциал города. Однако неразвитость инфраструктуры не позволяет реализовать весь потенциал, который у нас есть. Приморской столице нужно вырваться за пределы полуострова Муравьева-Амурского. Поэтому мы сейчас работаем над крупными инфраструктурными проектами. Это ВКАД, мечта всех горожан, и международный транспортный коридор «Приморье-3», который подразумевает строительство моста на полуостров Песчаный и далее дорогу до границы с Китаем. Благодаря этому транспортному коридору от Владивостока до Китая расстояние составит всего 28 км, что позволит получить мощный экономический эффект и продолжить динамичное развитие города, начало которому было положено саммитом.

Основное – это геополитика

Одной из тем обсуждения стал законопроект, подготовленный министерством развития Дальнего Востока, о создании территорий опережающего развития (ТОР), пять из которых планируется создать в Приморском крае.

Надо отметить, что обсуждавшим эту тему экспертам хватило здорового скептицизма, дабы не впасть в прожектерство. В частности, Игорь Крупнов посетовал на отсутствие внятных проектов:

– Печальный опыт, когда приоритетом являются лишь уникальные условия, нас должен вернуть к вопросу, какие проекты правительство собирается реализовывать. Поскольку именно проекты первичны. Мы любим продвигать инструменты и видеть в них какие-либо возможности, но при этом мы забываем спросить себя, зачем нам нужны эти инструменты. Очень важно понять, что лимит на реформаторские посылы практически исчерпан, особенно для Дальнего Востока, – отметил эксперт, выделив четыре действенных критерия развития территории, как-то:

– демографический прирост (или, по крайней мере, иммиграция молодежи);

– создание инфраструктуры и наращивание ее мощностей;

– стратегическая занятость молодежи, причем не просто прикрепление к чужим технологиям, а с перспективами мирового уровня;

– общее региональное благополучие.

А вот экономика к проблемам Дальнего Востока и в деле создания ТОРов имеет, по мнению урбаниста, вторичное значение. Основная же проблема – это геокультура.

Конкретно до процентов

Впрочем, как раз в выступлениях представителей местной власти конкретика присутствовала. Презентовав проект ВКАД, заместитель главы Владивостока Леонид Вильчинский весьма аргументированно показал выгоды и для города, и для региона от появления новой автомагистрали.

– От развития дорожных направлений зависит развитие территорий. Детскими садами, школами смогут пользоваться сотни, возможно, тысячи человек. Если мы построим дорогу, ею будут пользоваться сотни тысяч человек.

Нужно развивать дорожную инфраструктуру – она за собой потянет и развитие сектора строительных материалов, и создание новых рабочих мест. Станет возможным снижение затрат на перевозку грузов, и наконец мы сможем экономить главное наше богатство – наше время, которое мы тратим на дорогу.

52 процента таможенных сборов дает Владивостокский морской торговый порт. Если мы улучшим транспортное обеспечение этого предприятия, значит, увеличатся и поступления в бюджет. Если мы часть транспорта (хотя бы грузового) выведем из города, то этим улучшим качество жизни горожан.

И что совсем немаловажно, ВКАД органично вписывается в краевую транспортную программу. К тому же проект разбит по этапам, и каждый можно будет запускать в работу индивидуально, привязывая к уже имеющейся транспортной структуре.

Гармония из сомнений?

Напомним: здесь же, на конференции, было подписано соглашение о создании Владивостокской агломерации. Документ подписали губернатор Приморского края и главы четырех муниципалитетов: городов Владивосток, Артем, Надеждинского и Шкотовского районов.

Хоть соглашение и имеет рамочный характер, уже известно, что часть полномочий города отойдет краю.

Свои сомнения относительно будущих изменений выразил мэр Хабаровска Александр Соколов, заметив, что жить в процессе постоянного реформирования неправильно. Между тем только лишь за один выборный период работы главы Владивостока город пережил пять реформ.

– Мы должны не реформироваться, а вырабатывать рекомендации, которые позволят отлаживать систему управления, – заметил гость, выразив опасение, что очередная попытка изменить полномочия муниципалитета не даст желаемого результата. Подобные эксперименты в стране уже были – и города, перешедшие в свое время на сити-менеджерство сегодня переходят на прежнюю форму управления.

Последний пример: здравоохранение забрали на государственный уровень. Для муниципалитета выгоды от этого шага никакой – мы в Хабаровске тратили на содержание здраво­охранения 900 миллионов рублей, зато доходы получали – 1920 миллионов. А теперь спросите хабаровчан: лучше от этих изменений стало?

Перед нами стоит задача – включить в процесс управления горожан. Однако в реальности мы добиваемся совершенно обратного эффекта: чем меньше полномочий оставляют муниципалитетам, тем меньше население будет участвовать в процессе решения городских задач. Кроме того, у города должны быть средства на развитие, – подытожил глава Хабаровска.

К слову, не до конца понятны предстоящие изменения и краевым парламентариям.

– Площадь города увеличится более чем в два раза, население вырастет до миллиона – появятся сложности в управлении, – заметил депутат ЗС ПК Владимир Беспалов. – Но не это главная проблема – непонятно, как будут формироваться властные структуры. Ведь районы – это сельское хозяйство, леса. У Артема другая специфика.

Кроме того, существует 131-ФЗ, который и определяет полномочия муниципалитета. И не совсем понятно, почему субъекты должны их брать на себя.

Впрочем, есть надежда, что при формировании агломерации эксперты учтут все возможные ошибки и действительно создадут территорию, слаженно развивающуюся во всех отношениях…

– Необходимо, чтобы Владивосток и прилегающие территории развивались гармонично. Надеюсь, создание агломерации и будет этому способствовать. Владивосток практически слился с Надеждинским районом благодаря низководному мосту, тесно связан с Артемом. Создание агломерации поможет решить системные задачи, как, например, предоставление участков многодетным семьям и семьям с двумя детьми, строительство транспортной инфраструктуры, зонирование и так далее. Полагаю, гармоничное развитие наших территорий принесет пользу всем жителям муниципалитетов, которые сегодня подписали соглашение, – сказал Игорь Пушкарев.

 

Автор: Анжелина ШИЛАН