Сверхзадача для библиотекаря
На базе Владивостокской муниципальной библиотеки № 13 действует детское издательство. Дети с огромным удовольствием принимают участие в такой необычной работе, итогом которой должен стать выход настоящей книги, состоящей только из стихов и рассказов, написанных самими участниками издательства.
Одним из инициаторов организации детского книжного издательства стала Мария Порваткина. Ей 21 год, она выпускница факультета культурологии ВГУЭС.
Начитанные куклы
– Я с детства ходила в «книжкин дом» за книгами, любила эту атмосферу, – рассказывает Мария Порваткина, сотрудница библиотеки. – Даже дома со своими куклами играла «в библиотеку» – у них были формуляры, они у меня были очень начитанные. И когда на втором курсе нам нужно было пройти практику, я сразу подумала о библиотеке. Зашла сначала в краевую детскую, но там помялись, сказали, что практиканты не нужны. А в муниципальной № 13 мне сразу пошли навстречу.
– Я стала заниматься подготовкой презентаций, мероприятий для детей, – рассказывает Мария. – Мне было интересно, и опыт получался очень ценный. А когда училась на четвертом курсе, мы с директором библиотеки Светланой Федоровной Борисенко решили, что нужно организовать что-то постоянное, некий проект, который бы занимал ребят из недели в неделю, чтобы школьники приходили в библиотеку регулярно и им было интересно. Так возник Центр детского общения. Его задачей стало научить детей читать осознанно, уметь анализировать прочитанное.
Что такое плагиат и что такое рифма
А затем появилась идея создать детское издательство.
Самым простым в его работе, конечно, был первый этап: попросить ребят написать рассказы, стихи. Труднее было направить идеи, которыми дети прямо фонтанировали, в правильное русло, редактировать то, что они написали.
– По сути, – рассказывает Мария Порваткина, – нам пришлось выступать в роли литературных редакторов, объяснять детям, как выглядят их сочинения с точки зрения читателя, где ошибки, что нужно изменить. Вот это, кстати, было первым уроком нашего издательства – ребята должны были усвоить, что писатель пишет не для себя, а для других. Приходилось и про плагиат рассказывать, говорить про совесть и честность.
Мы изучали и основы литературоведения, к примеру, что такое рифма, по каким законам пишутся стихи. Или говорили о законах книги: в каждой главе должен быть сюжет, глава должна завершаться так, чтобы человеку было интересно читать дальше, что такое завязка и развязка и так далее.
Вообще по тому, что писали ребята, сразу было видно, много ли они читают. Потому что те, кто дружит с книгой, приносили, как правило, более продуманные и интересные произведения.
Хоть фильм снимай…
– На занятиях детского издательства мы что-то вместе разбираем, обсуждаем, ребята рисуют, иллюстрируют свои произведения. Вообще рисунки, творчество очень помогают раскрыться ребятам, я часто просила их не просто нарисовать, а выйти и рассказать, что нарисовано и почему, ответить на вопросы. Именно в процессе обсуждения у нас часто возникали самые интересные идеи – хоть фильм снимай, хоть роман пиши! Я даже пожалела, что некоторые рассказы не записала.
Вообще меня изумляли участники издательства, центра. Они умны не по годам, такие развитые дети, много знают, читают книжки, энциклопедии… Помню, как Рада Рыбчак на занятии по истории книгопечатания раньше меня успела сказать имя человека, изобретшего печатный станок.
В основном и в Центре детского общения, и в издательстве были заняты ученики 2 – 5-го классов. Этому есть объяснение.
– Первоклашки обычно очень робкие, стеснительные, неусидчивые, – улыбается Мария Порваткина. – Приходят, но редко кто задерживается. А ко второму классу ребята уже понимают правила общения в большом коллективе. Пятиклассники, конечно, важничают, чувствуют себя старшими, помогают. А после пятого класса к нам редко приходят, потому что начинается подростковый период.
А теперь – театр
Посещение типографии стало завершением первого этапа работы детского издательства. Следующий цикл – работа художника, верстка и печатание книги.
– Думаю, – говорит Мария Порваткина, – мы его начнем в конце осени. Ведь книгу обязательно надо издать, чтобы дети поверили в свои возможности!
Что касается содержания книги, то, конечно, оно очень разношерстное. Я не ограничивала ребят, в итоге у кого-то получился коротенький рассказ, а у кого-то прямо целая сага о помидоре Томе, например. Эту историю написал Максим Турцевич, и она очень интересная.
Когда книга будет готова, мы начнем воплощать в жизнь другой проект. Может быть, это будет театр. Но пока все тайны раскрывать не хочу.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ