Сергей ДУДНИК: У Приморья есть хорошие перспективы
Председатель думы Приморского края Сергей Дудник встретился с журналистским коллективом газеты “Владивосток”. В ходе встречи состоялся живой, интересный разговор о нынешнем положении в крае и перспективах экономического развития Приморья. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные моменты этой беседы.
Председатель думы Приморского края Сергей Дудник встретился с журналистским коллективом газеты “Владивосток”. В ходе встречи состоялся живой, интересный разговор о нынешнем положении в крае и перспективах экономического развития Приморья. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные моменты этой беседы.
- Сергей Александрович, неоднократно российское правительство заявляло, что в стране начался экономический рост. Верите ли вы подобным заявлениям и как вы сами лично оцениваете положение дел в экономике России в целом и Приморья в частности?
- Достаточно трудно доверять нашей ненадежной статистике. Ненадежная она не потому, что там плохо считают. Просто подчас им приходится оперировать не совсем достоверными данными. О какой точности может идти речь, когда около 40 процентов всех денежных средств в России обращается в теневой сфере?
Вполне возможно, что в целом по стране и наблюдается подобный рост. Но не в Приморье. По статистике, в крае в прошлом году был отмечен спад в 6 процентов по сравнению с 1996 годом. Это опять же по статистике. На деле я вижу, что спад продолжается, может быть, даже и большими темпами.
Радует только то, что остановился процесс крутого падения.
- Не кажется ли вам, что большинство нынешних проблем - это следствие непродуманной налоговой политики государства?
- Действительно, та налоговая система, которая существует сейчас в России, делает предпринимательство невыгодным. Понятное дело, что в этом случае все ищут какие-то лазейки в законодательстве. Кто-то переводит свой бизнес в офф-шорные зоны, как это делает “Приморское морское пароходство”. Кстати, это довольно любопытный пример. С одной стороны, благодаря уходу в офф-шор компании удалось сохранить рабочие места и приумножить российский танкерный флот. С другой стороны, этот шаг лишил Приморье достаточно больших объемов налоговых поступлений.
Честно говоря, мне больше симпатична налоговая политика, которая проводится в Китае. Там за время реформ сократили общий объем налогов в полтора-два раза. Нужно учиться наполнять казну не за счет высоких налогов, а за счет стабильно работающей экономики.
Впрочем, есть и другая причина развала нашей экономики. По моему глубокому убеждению, мы допустили огромную ошибку, так широко открыв границы для импортных товаров. Тем самым мы уничтожили отечественного товаропроизводителя. Во всем мире есть существенные ограничения на импорт зарубежной продукции. Идет элементарная война за завоевание рынков сбыта. Методы этой войны известны: сперва страну заваливают дешевыми товарами, что губит местного товаропроизводителя. Потом же цена поднимается до нужного уровня, и государство практически ничем не может этому помешать.
Впрочем, сейчас кое-какие подвижки в этом плане уже наметились. На последнем заседании Совета федерации, членом которого, кстати, я также являюсь, был утвержден закон об экономических мерах защиты внешнеэкономической деятельности. На основании этого документа мы добились введения 15-процентной пошлины на ввоз плавикового шпата, что позволит сохранить наш Ярославский горно-обогатительный комбинат. Сейчас проект этого постановления находится на утверждении премьер-министра, остальные все визы и согласования уже получены.
- Дума прошлого созыва, как известно, приняла закон об иностранных инвестициях в Приморском крае. Будет ли, по-вашему, этот закон работать и планирует ли нынешняя дума дорабатывать этот документ?
- Закон этот работает пока лишь чисто теоретически. Он предполагает определенные налоговые льготы при инвестировании в экономику Приморья не менее 500 тысяч долларов. Но, как я считаю, принятие этого закона, а также пакета документов по индустриальным комплексам СЭЗ “Находка” - это лишь первая стадия по созданию в крае мягкого инвестиционного климата.
Я надеюсь, что дума нового созыва будет продолжать работу по совершенствованию соответствующего законодательства. Я знаю настрой наших специалистов из комитетов по экономике и бюджету. Имеются соответствующие наработки, есть интересные и перспективные идеи.
- Сергей Александрович, как известно, Самарская областная дума первой в России приняла закон о земле. Планирует ли Приморская краевая дума поднимать этот вопрос?
- Нами утвержден примерный план работы думы на 1998 год. Закон о земле включен в программу этой работы. Саратовский закон, скорее всего, будет принят за основу. Но базироваться наш закон будет и на Земельном кодексе России, который был утвержден Государственной думой и сейчас находится на доработке.
Мое личное мнение? Я согласен, что некоторые участки земли надо продавать. Но не все...
По моему глубокому убеждению, есть такие земли, которые продавать в частное владение нельзя ни при каких условиях - в том числе порты и удобные бухты.
Что касается сельхозугодий, их продавать можно. Но при этом покупателю необходимо ставить жесткие условия. В тех же Соединенных Штатах такие земли продаются. Однако государство внимательно следит за использованием этих земель. И если в течение 3 лет собственник не использует сельхозугодья по назначению, власти могут поставить вопрос об изъятии этих земель. При этом собственнику будет выплачено всего 70 процентов от той суммы, за которую он эти угодья приобретал.
С другой стороны, я искренне убежден, что пока еще рано говорить о продаже земли в частные руки. Россия пока к этому попросту не готова. Если сейчас в обвальном порядке начать продавать землю, то мы получим точный аналог ситуации с приватизацией, печальный опыт которой до сих пор у всех на устах.
Ведь изначально в чем задача приватизации? Сменить существовавшего собственника предприятия на более эффективного. Кто был бы против, если бы предприятие, перейдя в частные руки, стало выпускать в 2-3 раза больше продукции? У нас же получилась ситуация прямо противоположная. Новые собственники разворовали-разграбили, грубо говоря, предприятия. Как следствие - остановилась почти вся промышленность. Я опасаюсь, что подобная ситуация может повториться и с землей. Если это случится, тогда на экономике России можно будет ставить жирный крест.
Часто приходится слышать мнение, что отсутствие в нашей стране свободной купли-продажи земли тормозит привлечение иностранных инвестиций. Считаю эти суждения по меньшей мере сомнительными. Взгляните на Китай. Там продажа земли запрещена - возможна лишь аренда отдельных участков на 49 лет. Но это не мешает КНР ежегодно привлекать до 40 миллиардов долларов иностранных инвестиций.
- Не так давно вместе с губернатором края Евгением Наздратенко вы побывали в Соединенных Штатах, где приняли участие в работе комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству, которую принято называть комиссией Гор-Черномырдин. Сообщалось, что вы обсуждали перспективы сотрудничества Приморья с американским бизнесом. Какие приоритетные направления вы выделяете в этом сотрудничестве и в чем видите роль краевой думы в этом процессе?
- Если говорить о приоритетных направлениях - то это, прежде всего, торговля. Если посмотретьбаланс экспорта-импорта, то мы увидим, что в последнее время стали стремительно расширяться контакты наших бизнесменов с представителями тихоокеанского побережья США.
Правда, здесь тоже есть масса своих тонкостей. Вот, к примеру, некая компания, зарегистрированная в Сиэтле, закупает продукцию в США, а продает ее в Приморье. Как вы понимаете, налоги она платит в американский бюджет. Я бы видел предпочтительной другую ситуацию - когда бы те же самые продукты закупала в Штатах и реализовывала на территории нашей страны чисто российская фирма. При этом мы бы получали не только качественные товары, но и соответствующие поступления в бюджет различных уровней.
Что же касается роли думы Приморского края в этом процессе, то здесь, думается, есть широкое поле для деятельности, в том числе и по поддержке российских компаний.
Вторым немаловажным направлением в развитии экономического сотрудничества между двумя нашими странами я вижу контакты в области транспорта. Я уже заявлял неоднократно, что мы наладили транзит по линии Восток - Запад. В марте этого года был поставлен своеобразный рекорд - через порт Восточный прошло 8600 контейнеров. Таким образом, мы вышли на уровень грузооборота 1994 года.
Кроме этого стоит отметить, что в последнее время тот же порт Восточный начал активную работу с китайскими транзитными грузами - в прошлом году 400 000 тонн угля из Китая прошло на Японию, в этом году планируется довести этот объем до 800 000 тонн. Мы начали активную работу по транзиту контейнеров из Японии в Китай. Уже сейчас каждый день 6 автомашин с контейнерами отправляются из Восточного в сторону Суйфэньхэ. Главное сейчас, по моему мнению, привести в порядок нашу основную автомагистраль Находка - Владивосток - Уссурийск - Пограничный. Совместно с администрацией края мы сейчас решаем этот вопрос.
Перспективно также было бы заполучить хотя бы часть транзитных перевозок, осуществляемых между Китаем и западным побережьем США. Ведь при использовании российских портов этот путь стал бы короче на 1700 миль. Мы уже провели по этому вопросу предварительные переговоры в Харбине и Пекине, в самое ближайшее время делегация Приморья направится для обсуждения этой проблемы в США.
Кроме всего этого я вижу еще одну перспективную отрасль экономического сотрудничества между Приморьем и США. Это установление побратимских связей между нашим краем и одним из штатов тихоокеанского побережья Америки.
Нам известно, что законодательное собрание штата Калифорния в прошлом году приняло решение рекомендовать местному губернатору активизировать международную деятельность, сконцентрировав ее на одном из регионов России.
Мы же вместе с губернатором края ведем работу, чтобы Калифорния обратила свои взоры на Приморье. Для этой цели мы завязали рабочие контакты с законодательным собранием этого штата и в самое ближайшее время планируем обменяться официальными делегациями. Завязав побратимские отношения с Калифорнией, мы бы существенно облегчили работу представителям бизнеса.
Хорошие рабочие контакты мы завязали с представителями одной из префектур Японии. Предположительно, в июне Приморье посетит делегация законодательного собрания префектуры Осака. В рамках этих встреч мы планируем выяснить у японских депутатов, какие, на их взгляд, необходимы изменения в приморском законодательстве для более тесного экономического сотрудничества между нашими регионами.
- Сергей Александрович, прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию по поводу строительства так называемого корейского технопарка в Находке. В чем разошлись и в чем сошлись российские и иностранные партнеры?
- Работы по созданию корейского технопарка начались в ноябре 1992 года. Во время визита президента России было подписано межгосударственное соглашение о сотрудничестве. Тогда же было представлено 42 проекта, среди которых был и план создания корейского индустриального парка в Находке.
Не все проекты удалось реализовать. Тому виной кроме всего прочего и наша родная российская бюрократия. Тогда в правительстве России эту работу курировал вице-премьер Александр Шохин. Нам удалось убедить Шохина выделить проект строительства корейского технопарка из межправительственного соглашения.
Мы подготовили все документы для заключения нового договора. Вы знаете, что в июне прошлого года наши страны парафировали это соглашение. Все документы прошли согласования в 12 российских министерствах. В сентябре прошлого года председатель правительства России Виктор Черномырдин одобрил это соглашение и поручил министерству внешнеэкономических связей определить сроки его подписания. Но примерно в это же время в Южной Корее началась кампания по выборам президента страны. Вполне естественно, что им стало, мягко говоря, не до нас.
Во время короткой остановки в Сеуле - вместе с губернатором Приморья Евгением Наздратенко мы возвращались из США, где принимали участие в работе межправительственной комиссии Гор-Черномырдин, - нас заверили, что новый президент Южной Кореи одобрил идею строительства индустриального комплекса в Находке и распорядился продолжать подготовку соответствующего пакета документов.
Мы ожидаем, что в самое ближайшее время с корейской стороны будет назначен сопредседатель межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Сопредседатель же с российской стороны - Олег Сысуев во время нашей встречи с ним заверил, что эта работа будет продолжена в самое ближайшее время.
То есть следует констатировать, что политические издержки вновь стали причиной экономических проблем.
- Известно, что одним из основных предметов экспорта из Приморья является лес. Какими вы видите перспективы этого бизнеса?
- Частенько можно слышать, что у нас кризис перепроизводства леса, его никто не покупает. Действительно, сейчас на причалах Находки лежит около 500 000 кубометров. ... Но в мире начался лесной кризис. Индия уже запретила у себя вырубку леса, Китай принял программу по сокращению вырубки на 40 процентов. Мы же как экспортировали, так и продолжаем экспортировать круглый необработанный лес. Понятное дело, что в указанных выше странах резко возрастет спрос на древесину, и они наш лес раскупят.
Другое дело, что мы должны мыслить на перспективу. Я считаю, что мы должны развивать деревообрабатывающую промышленность, дабы представлять на мировом рынке не сырье, а уже готовый продукт. Для этого нам необходимо завязывать деловые контакты с такими странами, как Канада и Финляндия, где эта проблема уже давно решена.
- Сергей Александрович, еще несколько вопросов, касающихся деятельности нынешней думы Приморского края. Как вы оцениваете перспективы ее работы? Не превратится ли наш законодательный орган в некий инструмент решения чьих-либо политических проблем?
- Думается, это не произойдет. Я считаю, что подавляющее большинство депутатов нынешнего созыва пришли в думу работать на благо Приморского края, а не удовлетворять свои политические амбиции. Уже сейчас нами подготовлен перспективный план законотворческой работы думы. Он достаточно объемный. По-моему, если взяться за его выполнение, на пустую болтовню просто не останется времени.
- Как вы считаете, сколько депутатов должно работать в думе на постоянной основе?
- По большому счету, я думаю, таких депутатов должно быть не менее 50 процентов. Мне частенько приходится бывать в Государственной думе, и я вижу, как некоторые депутаты профессионально работают над законами. В то же время, если сделать всех депутатов освобожденными, произойдет отрыв думы от жизни.
- До избрания председателем краевой думы вы постоянно жили в Находке. Решили ли вы уже свой квартирный вопрос во Владивостоке?
- В Находке я построил своими руками дом, ведь я же строитель по профессии. Семья моя пока что живет там. Вопрос о предоставлении квартиры во Владивостоке пока не поднимаю - я ведь прекрасно понимаю все трудности бюджета края и считаю попросту неэтичным поднимать эту проблему. Живу пока в старой крайкомовской гостинице, что на улице Пологой. Меня устраивает - на работу долго добираться не приходится.
- Намереваетесь ли вы выдвигать свою кандидатуру на ближайших губернаторских выборах?
- Меня только недавно избрали председателем думы. Я считаю, что здесь у меня есть большой простор для деятельности на благо края. Пока что дума и я как ее председатель - мы еще не сделали большого и реального вклада в экономику Приморья.
Автор: Отдел информации "В"