Урок, преподанный… грозой
На прошлой неделе город немного подмочило дождем, чуть-чуть озарило вспышками молний и легонько тряхнуло от ударов грома. Все это оставило у горожан неизгладимые впечатления.
И у всех они были разные. Некоторые, например, жаловались на то, что из розеток в буквальном смысле сыпались искры – пришлось в темпе выдергивать оттуда вилки. Кто-то, например автор этих строк, бредя по щиколотку в воде, замирал от каждого удара грома и лихорадочно вспоминал, чему его учили на уроках ОБЖ. А кому-то повезло в превосходной степени: триста пассажиров в самолете, в который при заходе на посадку ударила молния, отделались испугом.
Когда хляби небесные таки поделились с землей всей причитающейся ей на тот день влагой, в редакции разгорелся спор на тему, как же следует себя вести в грозу. Я, вооруженный обрывочными знаниями из школьной программы, твердил, что оставаться на ровном месте в грозу (а такие участки на моем пути встречались) – затея самоубийственная. И признаюсь: когда глаза слепил яркий свет, а разряды грома рвались над самой головой, я подумывал нырнуть под высокие деревья. Коллеги, более прилежно посещавшие лекции по физике, объяснили, что это могло бы закончиться для меня печально. В таком случае больше подойдет кустарник или, на худой конец, невысокий лес. Потому что в высокое дерево молния может ударить, а заряд перекинется на человека. Дальнейший анализ информации показал, что в городе вообще можно не опасаться удара молнии: она скорее всего уйдет в дома – как в самые высокие объекты на местности. Потому, кстати, не рекомендуется стоять в грозу возле металлических объектов: фонарей, водосточных труб, вышек.
А вот выдергивать вилки из розеток надо. В противном случае есть риск, что слишком большой разряд тока пройдет по проводам и уничтожит ваше электрооборудование.
Любопытно, что в наибольшей безопасности из всех описанных выше случаев оказались пассажиры того самого самолета: современные пассажирские лайнеры имеют защиту от удара молнии в обшивку. На крыльях предусмотрены электростатические разрядники, они-то и отводят заряд в воздух.
По аналогии не рекомендуют также покидать в грозу салон автомобиля. Слезть с мотоцикла или велосипеда стоит, только если гроза застала в сельской местности.
К чему весь этот ликбез, спросите вы? А к тому, что все мы лишь в общих чертах знаем, как вести себя в той или иной экстренной ситуации. Однако мой случай доказал, что в момент опасности лучше руководствоваться не «общими чертами», а знать точный порядок действий – ибо второй попытки уже не будет. И так получилось, что я для себя этот порядок уже составил. А вы?
Автор: Антон ВАЛЬТОН