Александр Збруев: Женщина – это больше, чем сама жизнь...
Актер вернулся в кино, чтобы рассказать о любви
Александр Збруев, звездароссийского театра и кино, больше десяти лет отказывался сниматься в фильмах. «Ничегоинтересного, на мой взгляд, не предлагали», – говорит артист. Исключением стал полнометражныйфильм «Кино про Алексеева» режиссера Михаила Сегала. Александр Збруев сыграл в немглавную роль – состарившегося барда Николая Алексеева.
Когда-то он был кумиромсоветских студентов, лауреатом конкурсов авторской песни, а теперь торгует при трассекартошкой и грибами. Его находит женщина, которая любила его всю жизнь. Находити дарит настоящую сказку, в которой неудачник Алексеев получает все, что недополучилот жизни: успех, всемирную славу, изданную фирмой «Мелодия» пластинку с его песнями.Вот только в этой зрелой состоявшейся в жизни женщине он так и не узнал девочку,которая когда-то призналась ему в своих чувствах…
Накануне выхода фильмана российские экраны Александр Збруев рассказал о любви к женщине, к профессии итеатру «Ленком», который стал для него вторымдомом.
– Александр Викторович, не секрет, что вы актер,которого зрители очень любят. При этом вы больше десяти лет не снимались в кино.Почему? И почему вы дали согласие на работу в «Кино про Алексеева»?
– Это долгая история.Но если коротко, не нравилось все то, чтомне предлагали. У меня есть родной дом – мой театр, и он для меня – прежде всего.А то, что я десять лет не снимался, я совершенно об этом не жалею. Из того, чтоя видел из снятого за эти десять лет, – один, два, ну, может быть, три фильма, вкоторых я пожелал бы сняться. Хотя в моей жизни это тоже ничего не изменило бы.Сейчас так мир устроен, что все залезают в компьютер и занимаются какими-то совершеннодругими делами, а кинематограф на каком-то четвертом, а может, и пятом плане. Ив какой-то момент я уже перестал ждать какой-то особенной роли и целиком переключилсяна театр. И вот так случилось, что я познакомился с прекрасным режиссером – МихаиломСегалом. Это человек, который знает, что он делает, у него свое видение, он и режиссер,и композитор, и сценарист. У Михаила очень серьезный взгляд на жизнь. При этом онфокусирует его на том, что может волновать определенную часть публики. И я отношуськ той части публики, которую его мысли волнуют. Все это совпало, и мне захотелосьсняться в его фильме.
Об отце
– Вы сыграли человека,который был зациклен на своем творчестве, искал признания и славы, а с женщинами,которые тянулись к нему, вел себя достаточно бесцеремонно. Как вы для себя оцениваетесвоего героя?
– В каждом из нас естьвсе: и хорошее, и плохое. Просто мы научились это скрывать. Мы фальшиво улыбаемся, когда надо сказать вслухто, что ты думаешь на самом деле. В нас есть и «за», и «против», и только экстремальныйслучай может показать нашу истинную суть. Но и экстремальный момент у каждого изнас свой. Я не знаю, как бы я сам себя повел на месте Алексеева, который не толькопредавал женщин, но и, например, сотрудничал с КГБ. Не хотелось бы об этом говорить,но приходится. Скажу и сейчас. Я не знал слова «отец», поскольку родился в 1938году, а моего отца расстреляли в 37-м. Но прошло много времени, и наступила оттепель-не-оттепель,не знаю, как это назвать. Меня стали узнавать на улице как артиста, и мне удалосьпопасть в учреждение, где можно было получить документы на отца. Получить и посмотреть,что там такое случилось. Я пришел туда, вышел человек в форме и сказал: «АлександрВикторович, вы понимаете, тогда было очень сложное время, тут может быть такое,что вас может смутить, не обращайте на это внимания». Я сел и начал читать. Я виделпочерк следователя, почерк отца, приговор, который вынесли три человека. В течениепятнадцати минут они решили его судьбу – приговорили к расстрелу. Я в чем-то сентиментальныйчеловек, но все же сдержанный. Но, когда я все это прочитал, разрыдался, меня немогли успокоить... Это было страшным откровением. Поэтому моя оценка всего того,что происходит с человеком и со мной лично, она проходит за всю ту мою жизнь, которуюя прожил, где я был грешен, волею или неволею. И я таким вот образом воспринимаютот или иной факт, который вижу со стороны. Поэтому считаю, что в Алексееве, каки в каждом из нас, есть все. И любая наша оценка очень и очень индивидуальна, потомучто все мы проживаем разные жизни…
О музыке
– Ваш герой – бард, вфильме много музыки, песен. И вы тоже поете, что делает картину очень эмоциональной,трогательной.
– Песни, если они о том,что ты думаешь, чувствуешь, всегда вызывают сильные эмоции. Я сейчас ехал с водителем,и мы с ним заговорили о Высоцком. И он мне сказал: «Если честно, мне больше нравитсяОкуджава». А я люблю и Высоцкого, и Окуджаву, хотя они абсолютно разные. Когда слушаешьВысоцкого, он накрывает тебя своей энергией, эмоцией, только ты услышал его голос,идешь за ним. А у Окуджавы его слова, спокойный тон – именно они вызывают эту жеэмоцию. Владимир, человек эмоциональный, страдал от того, что его не признавалипоэтом. Его признавали как песенника. А Высоцкого обязательно нужно слушать, толькотак его эмоция тебя раздирает, тащит. Он от этого страдал, а не от чего-то другого,– об этом даже Белла Ахмадулина рассказывала. Получалось, что его все слушали, ноне печатали. И его даже слушали вожди коммунистической партии – на определенных«сходках» ему позволяли петь. А Окуджава не пел на этих «сходках». Потому что егослова – раздумья. И когда он пел такие песни, как «Не верьте пехоте», «Троллейбус»,«Всю ночь кричали петухи» и так далее, эти слова надо было слушать…
О славе
– Ваш герой – человектворческий. Но как артист он не сделал карьеры. В масштабах жизни это может бытьтрагедией?
– Это рассказ про человекас определенными амбициями, которые есть, конечно же, у каждого артиста. Часто жизньвыбрасывает на обочину творческих людей. И такое случилось с некоторыми моими друзьямии товарищами. Это меня всегда очень волновало… Вообще, честно говоря, этот фильмя бы посвятил Михаилу Кононову. Героиня фильма вытаскивает человека, которого оналюбила всю жизнь, из «болота»: когда-то он был артистом, а теперь продает картошку…Так вот, Миша Кононов тоже продавал картошку, когда уехал в деревню. Когда я былна гастролях в Америке, встретился там со своим другом – он зарабатывает тем, чтостроит недвижимость и продает ее. И он мне говорит: «Хочешь, покажу тебе квартиру,которую для Бродского строим?» Я согласился, мне было очень любопытно. Я посмотрелее и спросил: «Нравится Бродскому эта квартира?» Друг говорит: «Вот это нравитсяи это нравится. А вот это – нет». И в этот момент сам Бродский открылся для меняне как поэт (а поэт он великий), а как простой человек, которому что-то нравится,что-то не нравится. И я подумал: как часто мы сами возносим до небес человека, ничегоне зная о нем как о человеке. А может быть, тот, кто торгует картошкой, с такимдостоинством прожил сложную и трагическую жизнь, что достоин самого большого уваженияи восхищения? Миша Кононов для меня – очень дорогой человек и, безусловно, талантливейшийартист.
– В фильме есть сцена,в которой ваш герой попадает на съемочную площадку к режиссеру Андрею Тарковскому.А вы с ним были знакомы?
– Тарковский в свое времяу нас в «Ленкоме» ставил «Гамлета». И я могу сказать: Тарковский – это Тарковский!Когда находишься у него на репетиции, совершенно не понимаешь, что он говорит ичто он хочет. Например, он мог сказать: «Здесь обязательно должна скрипнуть дверьи должен закричать петух!» Ему говорят: «Это театр, тут петуха-то нет!» И он спокойноговорит: «Ну, пусть в следующий раз обязательно будет петух!» А ты сидишь и думаешь:«Господи Боже мой! Ну, не скрипнет дверь, ну, не крикнет петух!..» И я понял, чтодаже у таких великих людей бывает что-то такое, что не до конца понятно людям. Ноон оставил в кинематографе не просто свое имя – целую главу, написанную им самим.При этом были и такие курьезы. Гамлета у Тарковского играл актер Солоницын, и всцене, где его убивают и несут через всю сцену, у него парик слетел! И тут был хохотв зрительном зале, и мне стало страшно за имя Тарковского, про которого уже говорилитак: «Он ставит «Гамлета» в театре Ленинского комсомола!» – так тогда наш «Ленком»назывался.
О любви
– Александр Викторович,ваш герой в фильме часто задается вопросом, что такое любовь. И сам же отвечаетна него: «Любовь – это дать человеку то, что ему нужно именно сейчас, в этот конкретныймомент, а не то, что ты сам хотел бы ему дать». Вам лично это утверждение кажетсясправедливым?
– Любовь всеобъемлюща.Это чувство волнует каждого человека, и ответ у каждого свой. Любовь – это нашачастица. А если кто-то лишен этого чувства – это бедный человек. Мне понравилось,что режиссер вытащил на обсуждение эту тему: что такое любовь? Наверное, есть идругие режиссеры, которые по-другому рассказали бы нам, что такое любовь. Но Сегалотвечает именно так. Кино – это прежде всего режиссер и драматургия, а актер тутна втором, а может, и на третьем плане. К сожалению (и я это особенно чувствую потеатру), у зрителя на это другой взгляд. Куда бы мы ни приехали со спектаклем, предположим,с участием Инны Чуриковой, Андрея Соколова и Александра Збруева, приходят зрители не на спектакль, а«на Чурикову, Соколова и Збруева». Как в зоопарк! И слышно: «Ой, Чурикова, как онаизменилась!» – «Да нет же, совсем не изменилась!» – ну и так далее. Поэтому иногданужно и по десять лет не сниматься, покане найдешь режиссера, который имеет свою индивидуальность, которая соответствуети твоему «я».
О женщинах
– Александр Викторович,мне показалось, что в фильме прозвучала и очень утилитарная мысль: «Мужчины, держитесьза женщин, которые вас по-настоящему любят, – и все в вашей жизни будет хорошо!»Вы согласны с этим?
– Я вообще думаю, что скоро наступит матриархат.Потому что от женщины очень и очень много зависит в нашей жизни. Я давно уже живуна свете и я это понимаю, глядя на то, что происходит сегодня. Все объяснять небуду, но поверьте, что это так… И даже если у тебя в жизни есть проблемы, любящаятебя женщина каким-то образом так тебя направит, что ты все сможешь решить… Бывает,конечно, наоборот, но я говорю о настоящих чувствах и взаимоотношениях. Конечно,я отдаю себе отчет, что мы совершенно разные планеты – женщины и мужчины – и порой,что бы мы ни говорили, абсолютно не понимаем женщин, как и женщины абсолютно непонимают нас. Но женщина за последнее время очень выросла в понимании жизни и своейзначимости в этой жизни. Нужно признаться,что женщина в нашей жизни – это больше, чем сама наша жизнь, если ты ее по-настоящемулюбишь...
Автор: ИА «Столица»