Павел Табаков: Когда дают серьезную роль, жалеть о волосах не имеет смысла
Молодой актер увез из Владивостока приз зрительских симпатий
Платочки, платочки, платочки… Они нервно комкались в руках, пока фильм «Звезда»шел на экране, ими промакивали слезы зрительницы в финале ленты… И, смахнув слезу,зрители отдавали волонтерам кинофестиваля «Меридианы Тихого» бланки голосований,в котором говорили безусловное «да!» киноленте «Звезда» режиссера Анны Меликян.И нет ничего удивительного в том, что фильм получил приз зрительских симпатий.
Историю о причудливомсоединении судеб пустой лощеной подруги олигарха, бунтаря – сына олигарха иначинающей, но не слишком талантливой актрисы представлял зрителям (и приз витоге получил на церемонии закрытия фестиваля) 19-летний исполнитель главнойроли Павел Табаков. Молодой артист, сын Олега Табакова и Марины Зудиной.Студент школы-студии Олега Табакова, актер МХТ и вот после «Звезды» – звездакино.
– Анна Меликян, – рассказываетПавел Табаков, – увидела мое лицо на афишах МХТ. И решила, что это именно тоттипаж, который ей нужен.
– И вам пришлось ради съемок расстатьсяс прекрасной шевелюрой…
– А у меня когда-то былакороткая стрижка. И вообще актерская профессия заставляет перевоплощаться вразных персонажей, так что жалеть о волосах просто не имеет смысла.
– Вы легко вошли в кинобудни?
– Сначала все было необычно иволнительно, а потом… Потом привык. Анна Меликян — очень мягкая, многое вфильме подвергает разбору, разговаривая с актерами, поэтому с ней легко. Я вкаком-то смысле даже чувствовал себя в театре, где много говорят о роли,читают. Так вот у нас было так же. Мы долго репетировали сцены в офисе, а потомпосле небольшой подготовки начали снимать.
– Что было самым сложным во время работынад фильмом?
– В физическом плане — сценана мосту, где мой герой пытается покончить жизнь самоубийством. Шесть часов мыпровели на мосту, было тяжеловато стоять на краю. И знаете, за шесть часов, пока я то и дело стоял накромке моста, мимо постоянно проезжали машины. И только одна – одна! – остановилась,оттуда вышел мужчина и сказал: «Пацан, не прыгай, не надо!» Это былотрогательно и важно для меня, потому что все остальные просто проехали мимо, имбыло все равно. Грустно видеть такое человеческое безразличие к другойчеловеческой жизни, понимать, что людям плевать.
А с психологической точкизрения самой сложной была финальная сцена в лифте с Северией Янушаскайте. Таммой герой сначала просто не понимает происходящего, а потом на негообрушивается такая правда… И все это нужно было сыграть только глазами,мимикой, потому что слов зритель не слышит.
– Как вам работалось на площадке с двумяпрекрасными девушками — Тинатин Далакишвили и Северией Янушаскайте?
– Хорошо, легко. С Севериейчуть легче, потому что она профессиональная актриса. А Тинатин, хоть и неизучала актерское мастерство, была очень органична и естественна. Северияабсолютно заслуженно получила приз за лучшую женскую роль за этот фильм на«Кинотавре», она так удивительно сыграла перемены в своей героине, показав какбы две стороны одной личности! А это, на мой взгляд, сложнее, чем простосыграть милого доброго жизнерадостного человека.
– Ваш герой много ездит на скутере, увас уже был такой опыт?
– Нет. Однажды отец сказал:любой двухколесный транспорт в доме, кроме велосипеда, только через мой труп. Поэтому у меня и вмыслях не было просить купить скутер или мотоцикл. Да и к тому же я сам многовидел аварий с участием скутеров, не было желания повторить судьбу ихвладельцев. Но езду освоил быстро. Правда, по сценарию предполагалось, что уменя будет мопед более древний, но мы взяли новый, современный и простопокрасили под старину.
– Вот, кстати, интересно. В фильме увашего героя и его отца сложные, конфликтные отношения. У вас же, судя повсему, иные отношения с отцом…
– Да. Авторитет отца для меня– нечто нерушимое. Отец – нечто большее, чем просто родственник, это друг. Еговоле не надо перечить, поскольку он знает больше тебя во всех вопросах.
– Хорошо, когда твой отец Олег Табаков.Но отцы бывают разные…
– Я отца не выбирал. Но скажу,что и в семьях моих друзей я не видел таких противоречий, такого острогоконфликта и ненависти, как в фильме. Да, отцы бывают разные, но все равно… Отец— опора для сына. И даже в фильме мой герой любил и любит своего отца. Простолюбовь проявляется по-разному.
– Коль уж речь зашла об отцах, о семье.Вы родились в семье, к которой всегда было пристальное внимание прессы. И к вамтоже. Как вы с этим справляетесь? Не утомляет?
– Нет. А внимание, котороепресса проявляет ко мне после выхода «Звезды», даже немного льстит. Я же ещеучусь, я очень начинающий артист, и такое внимание дает право надеяться, что ядвигаюсь в правильном направлении и не бездарность. Такое внимание — своего рода психологическая опора.
– Вы чувствуете себя продолжателем династии?
– Династии? Не знаю. Для менядинастия – это что-то более близкое к другим семья, например, семье Янковских,где с кино свою жизнь связали и родоначальник Олег Янковский, и его сын Филипп,и внук Иван. Вот это — династия. У меня же перед глазами пример брата Антона,который в 30 лет забил на кино и занялся совсем другим делом, ушел в бизнес. Яне могу быть уверенным в том, что стану продолжателем династии, уверенным навсе сто, что актерство – это мое навсегда. Да, я думаю, что в ближайшие три-четырегода буду учиться, играть в театре, идти по этому пути. Но далеко вперед незагадываю. Пока мне это дело нравится, буду им заниматься, но, если оно станетв тягость, начну искать нечто другое, иное призвание. Если работа не приноситудовольствие, какой же смысл ею заниматься?
Понимаете, пример брата у менявсегда перед глазами, и я не могу дать зарок, что всегда буду артистом. Но уменя есть младшая сестра, и если ничего не выйдет у меня, может, у нееполучится…
– Чему отец научил вас в первую очередь?
– Как раз вот этому: надолюбить то, чем ты занимаешься. А если ты это не любишь, то какой смыслзаниматься? Я считаю, что это самый важный урок и самая главная мудрость,которой он мог меня научить. И хочу сказать спасибо папе за то, что он никогдане пытался мне ничего вдолбить прямолинейно, жестко, в лоб. Его советы и урокивсегда были тактичными, завуалированными, он направлял меня в нужное руслоочень деликатно.
– Когда вы пришли в кино и понадобилосьискать новые формы работы с ролью, потребовались советы, вы обращались к отцу или к маме?
– Нет. Я считаю, что надо делать то, что хочет режиссер, а не то, что тебесоветуют другие, неважно, кто это – отец, мама. Ведь во время съемок актернаходится в подчинении у режиссера и должен делать то, что говорит он. Я так ипоступал.
– А как оценил фильм и вашу работу ОлегПавлович?
– Он картину еще не видел. Амама посмотрела и сказала, что фамилию я не посрамил. Это было очень приятно.Это высшая оценка, которую можно получить! И брат меня обнадежил, сказал, чтоего друзья из кинобизнеса, которые посмотрели фильм, тоже хорошо отзываются омоей работе и о самом фильме.
– История, рассказанная в «Звезде»,достаточно банальна. Но она сделана таким небанальным образом, так душевно. Вчем секрет, как вы думаете?
– У Ани все главные герои –женщины. Этот фильм – о женской судьбе. Аня понимает своих героинь, любит их,сочувствует им. Поэтому и кино получилось таким – проникновенным, душевным.
– Вас как представителя сильной половинычеловечества не удивляет тот факт, что сегодня так много женщин-режиссеров? Ведьсовсем недавно кино было мужским делом.
– Мне как зрителю все равно,кто снял фильм – мужчина или женщина, главное, чтобы это было душевно, умно,красиво, чтобы несло содержание. Мы же не в Средние века живем, когда красивыхи умных женщин сжигали на кострах, правда? Если такие женщины, как Аня Меликян,как Софи Коппола, могут и хотят снимать настоящее кино, то это же прекрасно.Пусть снимают. У них получается ничуть не хуже, чем у Люка Бессона или АндреяЗвягинцева.
– Ваш отец был президентом первогофестиваля «Меридианы Тихого». Он рассказывал вам про Владивосток? Про нашфестиваль?
– Нет, но я не первый раз ввашем городе. Не так давно, летом, приезжал вместе с МХТ на гастроли. А про«Меридианы Тихого» мне рассказывали друзья и знакомые киношники. Мне говорили,что здесь показывают замечательное кино. И я в этом убедился, когда приехал.
Я вообще второй раз в жизнипринимаю участие в кинофестивале как участник, как гость, а не просто какзритель, поэтому оказаться во Владивостоке в этом качестве – честь для меня.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ