Возможна ли в большом доме честная коммуналка?

С прошлого года во Владивостоке действует муниципальный правовой акт «Положение о критериях оценки эффективности работы управляющих организаций в жилищной сфере». Появление рейтинга управляющих компаний, как ожидалось, будет способствовать их заинтересованности в улучшении качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг. Есть ли положительный эффект от введения критериев оценки УК? На этот вопрос порталу «ЖКХприм» ответил депутат Думы Владивостока Николай Голояд.

24 сент. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3611 от 24 сент. 2014

– Стоит отметить, чтоколичество жалоб на работу управляющих компаний уменьшилось примерно процентов на30. Думаю, что введение рейтинга УК сыграло свою роль.

Для определения эффективности их работы используетсямного показателей: оснащенность многоквартирных домов общедомовыми приборами учетапотребляемых ресурсов, количество протоколов об административных правонарушениях,наличие советов МКД, жалоб и обращений граждан в органы местного самоуправления,размер ОДН, обслуживание домов по регистрационному учету, отсутствие задолженностиУК по налогам, полнота раскрытия информации и другие.

Критерии эти, пусть ине в полной мере, отражают общую картину деятельности УК, высвечивают проблемы,которые требуют скорейшего решения.

Одна из них – проблемакорректного распределения между жильцами полученных домом коммунальных услуг: воды,электричества, отопления. Как распределить честно и справедливо эти услуги, еслив некоторых квартирах прописан один человек, а проживают несколько? Есть факты,когда в одном доме проживают более 150 незарегистрированных граждан, которые потребляютгорячую и холодную воду, а квартиры, в которых они живут, не оборудованы счетчиками.Отсюда и проблемы с ОДН.

Действующее законодательствоговорит: факт проживания в квартире незарегистрированных жильцов должен фиксироватьсяучастковым полицейским и представителем управляющей компании. Сделать это оперативно,как показывает практика, достаточно сложно. Поэтому нужно максимально упроститьэту процедуру. Например, исключив из этого процесса полицию и предоставив возможностьУК или ТСЖ самим фиксировать число жильцов, фактически проживающих в квартире, исоставлять акты, подтвердив их подписями других собственников квартир. Такие акты должны иметь юридическую силу, приниматьсяресурсоснабжающими организациями и быть основанием для перерасчета ОДН.

Вторая проблема связана с отсутствием такого понятия,как оптовый тариф на коммунальные услуги для управляющих организаций, осуществляющихпоставку ресурсов жителям МКД. По закону эти услуги – воду, электричество, тепло– потребителю должны предоставлять УК. Но, поскольку они должны покупать ресурсы у ресурсоснабжающейорганизации по установленному тарифу, в который, к сведению, уже включены расходына продажу услуг, и продавать их потребителю по тому же тарифу, УК так работатьневыгодно, ведь это влечет убытки. Поэтому они не хотят стать поставщиками коммунальныхуслуг, как того требует Жилищный кодекс. В то же время на сбыте этих услуг работаютдругие компании, которые сбытовую прибыль имеют.

Чтобы ситуация изменилась,нужно, чтобы УК покупали необходимое количество услуг оптом с дисконтом по каждомувиду и продавали услугу населению не выше установленной надбавки. То есть купилидешевле и продали по утвержденному тарифу. Тогда УК станут заниматься и должникамиза коммуналку, и ОДН, ведь это станет им выгодно.

Эти предложения былиозвучены за круглым столом по итогам всероссийского форума «ЖКХ – новое качество»,который прошел в городской думе летом, и направлены в правительство РФ для принятияна законодательном уровне.