Север Приморья - это не офф-шорная зона

Ни для кого не секрет, что ситуация в топливно-энергетическом комплексе Приморья во многом является определяющей в понимании политических процессов нашего региона. Практически любое решение федерального руководства, исполнительной или законодательной властей края, касающееся проблем приморского ТЭКа, тут же становится объектом пристального внимания общественности и средств массовой информации. Не стало исключением и принятое в конце марта думой Приморского края решение о выпуске (эмиссии) облигаций, предназначенных для погашения 160-миллиардного долга за поставленные в край мазут и уголь.

20 апр. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №361 от 20 апр. 1998

Ни для кого не секрет, что ситуация в топливно-энергетическом комплексе Приморья во многом является определяющей в понимании политических процессов нашего региона. Практически любое решение федерального руководства, исполнительной или законодательной властей края, касающееся проблем приморского ТЭКа, тут же становится объектом пристального внимания общественности и средств массовой информации. Не стало исключением и принятое в конце марта думой Приморского края решение о выпуске (эмиссии) облигаций, предназначенных для погашения 160-миллиардного долга за поставленные в край мазут и уголь.

Предложенная краевой администрацией схема ликвидации “топливных” долгов путем выпуска облигаций не сразу получила поддержку депутатского корпуса. Но отсутствие на сегодняшний день иных финансовых источников обеспечения завершения отопительного сезона заставило думу вновь вернуться к этой проблеме и дать “добро”. Принятое решение представляется вполне обоснованным и единственно верным в нынешних непростых экономических условиях. Однако вызывает недоумение позиция, занятая депутатом от избирательного округа № 20 г. Находки Александром Кириличевым, которую он изложил в газете “Утро России”. Ряд его высказываний заставляет вновь обратиться к данной проблеме. Приморцы должны знать мнение тех, кто поддержал меры по ликвидации долгов поставщикам топлива.

Аргументируя свое неприятие планов выпуска энергетических облигаций, депутат Кириличев говорит о том, что этот шаг нецелесообразен ввиду скорого завершения отопительного сезона и отсутствия сегодня в Приморье основного финансового закона - краевого бюджета на 1998 год, что якобы может создать в будущем трудности с исполнением взятых на себя краевой властью обязательств. На первый взгляд, звучит убедительно. Но только лишь - на первый. Сознательно или нет, но наш коллега упускает из виду следующие обстоятельства. Хотя, как он пишет в газете “Утро России”, “30-градусных морозов уже вроде бы не обещают”, в целом ряде районов Приморья, особенно северных, жилые дома просто необходимо отапливать вплоть до середины мая. Увы, у жителей северного Приморья нет возможности перезимовать в одной из офф-шорных зон в теплых морях, где работает значительная часть (25 из 41 судна) танкерного флота “Приморского морского пароходства”, руководимого господином Кириличевым. Впрочем, принять решение о выпуске “топливных” облигаций большинство депутатов подвигли не только климатические условия и соответствующие им нормативы, но прежде всего забота о приморцах. В противном случае наш край может постигнуть участь тех же Магадана, Чукотки, откуда люди сегодня едва ли не бегут.

Что же касается рассуждений Александра Кириличева о невозможности эмиссии облигаций из-за того, что это может вызвать трудности с выполнением еще не принятого бюджета края, то они также представляются нам не вполне корректными. Проблема бюджета сегодня является проблемой отнюдь не регионального масштаба. Бюджетная политика многих субъектов Российской Федерации, в том числе и Приморского края, в силу вполне объективных причин зависит от предусмотренных в них сумм федеральных дотаций. И уже сейчас ясно, что этих сумм в 1998 году будет недостаточно. Предварительные расчеты показывают, что в нынешнем году консолидированный бюджет Приморского края с учетом трансфертов составит примерно 4 триллиона рублей, в то время как необходимо не менее 7-8 триллионов рублей. Где выход? С одной стороны - в увеличении финансовой помощи центра, что вряд ли возможно. А значит, Приморье и без выпуска “топливных” облигаций будет жить в долг. Но есть и другой вариант: поиск на месте, в регионе, путей увеличения доходной части бюджета. Именно этим совместно с краевой исполнительной властью должны заняться депутаты думы Приморского края. Кстати, немало в этом направлении мог бы сделать и депутат Александр Кириличев, руководящий одним из крупнейших транспортных предприятий края. В прошлом году “Приморское морское пароходство” перечислило около 46 миллиардов рублей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Для сравнения: налоговые поступления от деятельности “ДВМП” в 1997 году составили 113 миллиардов рублей. Вряд ли Александр Кириличев будет спорить, что налоговая подпитка краевого бюджета со стороны руководимого им предприятия была бы в несколько раз больше, если бы суда “ПМП” не работали вдали от родных берегов в упомянутых выше офф-шорных компаниях.

При всем при этом краевая дума при принятии решения о “топливных” облигациях нашла возможным учесть мнение депутата Кириличева - 100 миллионов рублей было направлено на погашение долгов за топливо, 100 миллионов - на приобретение новых технологий и экономичного оборудования для котельных.

Автор: Г. ЛЫСЕНКО, депутат думы Приморского края