Как вы яхту прокачаете, так она и поплывет!
Первые в России соревнования яхт-роботов прошли на озере Юность во Владивостоке
Организаторами яхтенных гонок выступили Центр развития робототехники и управление по делам молодежи администрации города. Итог соревнований: победили школьники, а прорывными технологиями так никто и не воспользовался.
Всего в турнире приняли участие шесть команд, состоящих изфанатов робототехники разных возрастов и социального статуса. Например, команда«Rad-X» – это всего двое братьев: инженер и философ. Впрочем, несмотря натехническое образование одного из братьев, никаких существенных доработок ихсудно не получило. Хотя правилами соревнований это не только не запрещалось, нои всячески приветствовалось.
Как уже рассказывал «В», на выбор участникам гонок предлагалосьтри варианта управления судном: с помощью пульта, с помощью трансляциивидеоизображения с борта яхты на монитор, а также полностью автоматизированноеуправление, когда все получаемые данные обрабатывает компьютер на берегу. Вседополнительное оборудование устанавливалось на модель судна стандартногообразца, запрещалось лишь увеличивать парусность и ставить двигатель.
Ребята из «Rad-X» подошли к задаче философски и решили, что лучшесамих производителей никто яхту не сделает. Поэтому, когда жюри подсчитывало,сколько участники потратили на модернизацию судна (за каждую потраченную в этихцелях тысячу рублей снималось по два балла с итогового результата), их командапотеряла меньше остальных.
А вот команда «А», напротив,решила избрать самый трудный вариант модернизации: поставить на свое судноавторскую систему автоматизированного управления. В теории камера на бортуяхты, работающая от нескольких батарей, и ноутбук на берегу должны былипрекрасно справиться с задачей: расстояние до объектов на воде определяли спомощью углового размера, а направление ветра – с помощью самодельного флюгера,сотворенного из колеса от старой компьютерной мышки. А по факту получилось так:сначала во время подготовки сломался ноутбук со всеми наработками, пришлось всезаписывать заново, а уже во время соревнований сел один из аккумуляторов. Витоге на маршрут (требовалось пройти сквозь ворота, обойти укрепленные на водешары и вернуться сквозь другие ворота) их яхта так и не вышла. Впрочем, отэтого ребята присутствие духа не потеряли.
– Несколько месяцев назад мы нипаять, ни собирать этих роботов не умели. Зато сейчас собрали модель, котораяпо комплектации стоит дешевле, чем некоторые яхты с телеуправлением, –рассказали участники команды «А» Александр и Владислав.
Между тем воспользоватьсятелеуправлением не удалось никому: в последний момент эту опцию решено былоубрать, потому что многие участники испытывали технические трудности, да ияркое солнце не позволяло рассмотреть изображение на экране. Таким образом, победаво многом зависела от того, на сколько баллов потянет модернизация и насколькоточно составлен технический отчет (непременное условие всех подобныхмеждународных соревнований).
В итоге первое место досталоськоманде школьников – воспитанников центра развития робототехники «Moonlight».Технический отчет ребят был признан лучшим.
– Сначала мы хотели использовать систему саналоговой камерой и ресивером, но он сломался. Тогда решили поставить другуюкамеру – побольше и сделать так, чтобы из отдельных сделанных ею снимковсоздавалось видеоизображение. В итоге не получилось и это, а все пертурбации скамерами стоили нашей команде десяти баллов, – поделились впечатлениями АнтонКонстантинов, Антон Сысоев и Лев Давыденко.
Организаторы надеются, чтопервые в городе (и в стране!) соревнования яхт-роботов смогут привлечь взрослыхгорожан к разработке собственных робототехнических устройств (здесь возрастучастников в отличие от прошедшего этой весной «Робофеста» был не ограничен), асамых юных – к изучению этого увлекательного направления техническоготворчества.
Автор: Антон ВАЛЬТОН